полуклише?

Sep 20, 2006 10:32

Слово, которое часто встречается в рифменной позиции, при этом рифмуется с совершенно разными словами из того же рифменного гнезда (пример: "дом" у Цветаевой в рифменной позиции - 19 раз, но рифмуется со льдом, вином, верхом и т.д. По частотности употребления в рифменной позиции "дом" у Цветаевой стоит рядом с кровью и любовью, кстати. ) Во втором ( Read more... )

Leave a comment

Comments 22

r_l September 20 2006, 09:23:08 UTC
Не бред.
Если определенное слово (ключевое?) стремится в рифменную позицию (следует, конечно, посчитать, в каком проценте случаев в своем гнезде оно туда попадает), то действительно получается что-то вроде клише. Кстати, ведь и в пресловутом гнезде "любовь", кажется, тянет на себя одеяло.

Reply

i_n_sh September 20 2006, 09:45:43 UTC
Спасибо! Подсчитать это все можно, а слов типа "дом", часто встречающихся в рифменной позиции, лидирующих по частотности употребления внутри своего рифменного гнезда у Цветаевой много. (только я сейчас их не помню, книжка дома осталась)
И не только у Цветаевой. Если судить по словарям рифм.
Я только не совсем понял, как отличить "ключевое" слово от неключевого,
за исключением местоимений, все знаменательные слова кажутся мне вполне ключевыми.

Reply

r_l September 20 2006, 09:56:32 UTC
Есть семантические клише, распространяющиеся на весь лирический род: слово "любовь" будет в лирике (определенной культуры) ключевым.
Есть индивидуальные случаи: вычленение ключевых слов/понятий здесь производится привычными методами анализа на корпусе всех текстов. Если мы, например, выясняем, что слова "снежный", "снег" и сопряженные с ними понятия активно участвуют в структуроопределяющих отношениях в значительном количестве тектов поэта и попадают в маркированные позиции достаточно часто, то такое слово можно считать ключевым (это так, например, для "Снежной маски" Блока).

Reply

i_n_sh September 20 2006, 10:06:57 UTC
Понял. В словаре поэтического языка М. Цветаевой на слово "дом" словарная статья на три листа. То есть это очень-очень часто употребляющееся у Цветаевой слово. И я сейчас просматриваю все эти случаи, почти всегда оно как-то маркировано. Или вынесено в заглавие, или стоит в начале строки, или синтаксически маркируется через параллелизм, короче, слово вполне ключевое. Спасибо!

Reply


ilja_auslender September 20 2006, 09:29:28 UTC
Согласен с Р.Г. По-моему, следует продолжить (а в методологической части работы - упомянуть тыняновскую - и не только его - теорию о значительности слова, попадающего на конец строки).

Reply

i_n_sh September 20 2006, 09:52:45 UTC
Спасибо, продолжу :) И за методологический совет с Тыняновым, спасибо, конечно, нужно упомянуть. :)

Reply


eule September 20 2006, 09:44:38 UTC
Не бред.
А косвенные падежи тебе картину не испортят?

Reply

i_n_sh September 20 2006, 09:50:54 UTC
Не испортят, а только помогут. Я просто испугался немного объема материала, значит, пугаться не буду :) Тем более, там были очень яркие примеры и именно с косвенными падежами. Ядро смысловое - это все-таки корень слова, а не флексии, поэтому при самых разных флексиях "силовое поле" этих микросюжетов сохраняется.

Reply

r_v September 20 2006, 19:44:15 UTC
Речь идет о падежах второй пары? Потому что если дом меняется, то это разные рифмы %) Или их можно группировать в виде гнезда гнезд %)) Хотя, конечно, если рассматривать не рифму как таковую, а срифмованность лексем (собственно, словарь, модифицированный нуждами рифмы), то разницы, наверное, нет и для "дома" :)

Reply

i_n_sh September 21 2006, 11:07:58 UTC
Ты сказал это лучше, чем я бы смог. Да, там плучаются другие рифмы, но лексема та же.

Reply


Leave a comment

Up