Я вообще храмы люблю. За теремки-башенки, за православных святых с чахоточными лицами, за молочных католических богородиц с тройными подбородками, за библиотечную требовательность тишины...
За мармеладную радугу витражей. За круглую скорлупу куполов, с обязательными трещинами изнутри, будто кто-то пытался вылупиться, а потом передумал. И за острые клювы костёлов, воткнутые в небо.
За чувство, будто ты в детстве у бабушки. Плотные шторы стерегут послеобеденную дрёму, крадешься в большую комнату, лезешь в сервант. А там овальные золоченые блюда соседствуют с раздутыми фигурками, похожими на леденцы,
которые так долго держали за щекой, что они потеряли четкие очертания.
За ними вдоль стены - толстые хрустальные бокалы, которые надо аккуратно вынуть, расставить на полу, и, ползая животом, рассматривать сквозь них солнечный желток, размазанный по шторе. Бокалы рассыпают цветные блики, в них рассаживаются фигурки для ритуального кофепития. Самая загадочная штука в серванте - кофейные чашки нескольких видов. Крохотные, гномичьи, с ручкой-завитком, в которой застревает детский мизинец. Медленно разливаешь воображаемый кофе с воображаемыми сливками, торжественно отхлёбываешь глоток воздуха и закатываешь глаза.
Красота и богатство, которое можно потрогать только в праздник, и то - если будешь вести себя хорошо.
Место-праздник, место-запрет. Место, через призму которого взрослые видят тебя неуклюжим вредителем.
Как хорошо вырасти и больше не слушать взрослых.
Церковь Покрова Богоматери в Пархомовке я люблю больше прочих.
Во-первых, за отсутствие грима. Без побелки вид у нее молодой и открытый.
Кирпичные соты выглядят шершавыми, теплыми, сдобными.
Во-вторых, она разная. С какой стороны ни посмотришь - будто другая церковь. То ли корабль, а то ли Емелина печь, дворец или теремок... Строгая одним боком, округло-добрая - другим.
Неразборчивые надписи (я три дня мучилась, пока расшифровала!), резные навесы. Вот что хотите со мной делайте, а я вижу утенка в шапке.
На стенах церкви множество крестов. Все разные, ни один не повторяет другой. Мелкие детали, завитки, выемки - можно ходить кругами и вглядываться, и на каждом кругу видеть что-то новое.
Церковь по историческим меркам, действительно, молодая.
По задумке промышленника и мецената В.Ф.Голубева, церковь в древне-русском стиле новгородских храмов была спроектирована в 1903-м году архитектором Покровским.
Сам Голубев не успел даже начать строительство, умер, а его сыновья завершили стройку в четыре года.
Проект был весьма смелым, на православную церковь похожим лишь отчасти. Смешение языческих, готических, восточных традиций, богатая символика, изображение змей, свастики, петухов, молота, стрел, огня... Непозволительные скамейки и паркетный пол (это в в сельском-то храме!)
Всё вместе вызвало всплеск консервативного перепуга у официальной церкви, и два года храм освящать отказывались.
Потом привыкли, наверное.
Церковь должны были украшать 12 мозаик.
Хотели как лучше, а получилось, как всегда у дизайнера с заказчиками.
Знаменитому Рериху заказали эскизы мозаик.
А когда он их все выполнил, десяток забраковали.
"Чото оно какое-то рериховское. Он, конечно, гений, но простой люд не поймёт"
Поэтому мозаик всего две - "Покров Богородицы" над входом в храм, и сбоку под кокетливым кокошником Спас Нерукотворный.
Зря беспокоились, сельский люд оказался понятливым.
Когда большевики громили церкви направо и налево, Пархомовский храм выстоял благодаря размерам и уникальной архитектуре. Внутри удерживался постоянный микроклимат, как на хорошем складе.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы долгие годы служила хранилищем удобрений.
На этой озадачивающей ноте мы
поехали в Белую Церковь. ![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6527/35931700.fd/0_d9c52_545177d1_orig)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9250/35931700.fd/0_d9c53_bce73594_orig)