На эту речку мы точили зубы не один год. Она на карте такая миленькая, вся в обрывчиках с соснами-дубравами, аж челюсти сводит. В этом году к нам присоединился Влад, ему тоже свело челюсти... Как-то Влад посетовал, что нет совершенно времени на реки.
На тот момент Убедь была в очередной раз отложена куда-то в весенние планы. Я возьми и предложи Владу поехать на неё сейчас. Чтоб подколоть - уверена была, что откажется. А он взял и не отказался. Опа...
Байдарку решили брать одну, чтоб не мучаться с обносами двух - всё-таки конец августа, реки мелеют, явно же где-то завалы будут...
Десна вон как высохла, и
Тетерев туда же, а ведь здоровенные массы воды!
Вечер пятницы, мы с Крайзером пританцовываем возле автобуса на Чернигов. Вещи загружены, места заняты, водителя отвлекаем. Влад опаздывает. Крайзер всё время водителя подводит к бурной трассе, и тыча пальцем в гущу машин, убедительно врёт: "Вот он, поворачивает уже, сейчас-сейчас... Покурить успею?" Водитель ходит кругами, задумчиво теребит ключ в зажигании, Влад всё не появляется.
Знаете, я вам честно скажу: у Крайзера талант. Он может так убедительно врать, даже не обновляя формулировку, что люди ведутся. К тому же, он сам выглядит таким уверенным и нетерпеливым, что среднестатистический человек просто из сочувствия успокоится и подождёт ещё немножко. И ещё...
Оказалось - Влад опоздал, потому что буквально на бегу покупал фотоаппарат. Душа не вынесла снимков с телефона!
В Чернигове мы переночевали у подруги, растревожили её кота, утром в спешном режиме приехали на автовокзал... И обнаружили, что билеты раскуплены за час до автобуса. В общем, нечаянно у нас образовались три часа до следующего транспорта. Мы подвисли... Мимо нас пронесли мешки со свинками, которые извивались и отчаянно визжали. Мешкам хотелось вкусных огрызков и тёплую лужу. Нам тоже внезапно захотелось. Чего-то позитивного и праздничного.
А Чернигов готовился отмечать День Незалежности. Обожаю-обожаю смотреть, как люди к празднику готовятся. Главное, чтоб меня не привлекали.
Мы сидели за столиком в парке и, балдея, отслеживали приближение торжеств. Мимо нас проходили группы мужчин в белом и с бабочками, которых мы приняли за официантов, пока один не появился с трубой. В их лицах не было даже следа от той отрешенно-похоронной торжественности, которая обычно накрывает праздничные оркестры. Они были сонные, местами опухшие, местами нервные. Один, с видом наиболее солидным и картинным, мучительно хотел кушать, и рассуждал вслух, заметит ли его кто-нибудь с хот-догом в руке.
Дядька в пафосном белом костюме, с бабочкой и инструментом на коленях, вгрызающийся в хот-дог... Щазз, я такое пропущу! ААА!!! Я забыла фотоаппарат в рюкзаке. Влад, давай твой! Влад любовно посдувал пылинки, нажал кнопочку, фотик включился, и выключился.
- Э, - сказал Влад, и повторил процедуру. Фотик тоже не стал оригинальничать.
- Батарейки, - сказал Влад, посмотрел на голодного музыканта и вынул телефон с камерой.
Музыкант всё понял, и ушел голодным, вздыхая.
Курсантов пригоняли толпами, выдавали вязанки флагов, и отправляли устанавливать или торжественно торчать в аллеях. Пожалуй, единственное, что было приготовлено загодя - это сам парк, мусорки в нём и полевая кухня.
А буквально через дорожку странные люди в национальных костюмах грузили тын в автобус. Думаю, генералу на дачу))
Когда мы, наконец, доехали до моста в селе Холмы, женщина в автобусе сказала:
- Ой, вы на речку, там такая речка классная!! - прям с восторгом.
- Да-а? - сказал Крайзер. Напористо так и требовательно сказал.
- Ну как... Речка как речка, - уточнила женщина на всякий случай.
Мы заулыбались, выгрузились и дошли до реки, метров сто, и слегка прозрели...
Речка Убедь, падающая с моста в объятья шлюза, тут же пропадала узким протоком в зарослях. Разведка в лице Крайзера показала, что река очень узкая и заваленная. Ручей, а не река. Женщина, как мне кажется, речку только дошлюзовую и видела. Там она "речка как речка"
Решили идти пешком до места впадения Кистера, сильно уповая на её проходимость - карта говорила, что как раз там река раздается вширь, однозначно удваивается.
Река Кистер в прежние времена была нехилым водным транспортом - и в смысле течения, и в плане ширины реки. Название река получила по роду деятельности, так сказать. Только представьте: лес по ней сплавляли. Слово "кистер" означает 60 саженей сложенных дров. Я рюский язык знать плёхо, сажень имеет кучу циферных значений, от полутора до двух с лишком метра одна сажень в разных смыслах. По Кистеру вот эти шестьдесят саженей плыли в Убедь, потом в Десну, оттуда в Днепр, по сути, Кистер снабжал древесиной юг страны. Куда вся эта вода делась? Сейчас по нему на лодочке не пройти.
Я носилась с фотоаппаратом Влада зигзагами, пищала от счастья и клацала всё, что видела. Во-первых, я люблю пасмурную безветренную погоду и нежную морось, если в принципе тепло. Во-вторых, вдоль реки гордо ходил табун гусей, и просто не представляю, как можно было их не гонять! В-третьих, порыжевшие травы, тяжёлые от влаги, дышали такими настоянными густыми ароматами, что лёгкие сами распахивались, всасывая луговой дух.
Ну, и в-пятых - Убедь.
Она такая домашняя, будто ручная - замохнатила берега, кувшинки надела и задумалась. Мостики через каждые пару поворотов перекинуты, коровки по берегам пестреют. А сама тощенькая, лишь местами в лужицы разливается. Обрыв вначале один был, живописный, жёлтый, под огромными соснами, а у самой воды два родничка на поверхность выбиваются. Вода из них, процеженная через песок, маленькую чистую заводь образует.
А река - шмыг в траву да кусты, и снова течет сквозь павшие деревца, коровьи выходы намывает.
Отодвигаюсь от фотоаппарата - и глазам не верю: вдали широкая полоса реки видна. Не Днепр, конечно, но выглядит очень обещающе - гладкая, ни коряжки не торчит из нее. Я как припустила вперёд! Влада догоняю, он глянул на меня и спрашивает: "Что? Решила, что это Убедь? Это озёра местные..."
Это такая засада была, скажу я вам... Озера ровненькие, продолговатые, гусей катают, а река мельчает и сужается. И поворачивает к шлюзу.
По хлипкому мостику через ручей мы забрели в какие-то дебри, поля чертополоха и решили, что ой.
Местный рыбак удивился, что мы ищем широкую речку, сказал, что она везде такая, как здесь, и улучшения не предвидится до весеннего разлива. Мы сели. Подумали. Открыли медовуху. И вернулись к живописному обрыву))) Осознание того, что мы, с байдаркой на плечах, гуляем вдоль реки несколько километров в одну сторону, потом по буеракам в другую, приводило меня в такой восторг! Это какое-то искажённое дежа вю: подобное ощущение потери реки и блуждания вдоль нее бывало на
Снове, когда в разлив мы умудрялись уплыть в поля и заблудиться... При затянутом небе, накрапывающем дождике и полном отсутствии сплава, мы ухитрились бесподобно отдохнуть. В готовое кострище загрузили большой выкорчеванный пень, валявшийся неподалёку. Пень раскалился настолько, что утром даже угли не пришлось раздувать - он продолжал гореть под дождём, приняв форму чёрной большеухой лисы - внизу на фото её видно))
Крайзер на холмике так размедитировался, что я об него кучу кадров нащёлкала, а теперь вот ленюсь фотошопом ему ширинку застегнуть, решила мелкую фотку поместить - авось никто не поймет ггг.
Весь вечер мы планировали, куда ехать дальше. Местный парнишка вызвался отвезти нас к селу, где река более широкая, но мы склонялись к варианту пройтись по Десне. Но погодные прогнозы гнусно объявили ухудшение ситуации по всем фронтам, и мы решили оставить сплав как он есть - сухим. Байдарку даже не развернули, вёсел не замочили. Он был бы ещё более сухим, если б не дождь. Зато вечер отсидели у костра волшебно - распогодилось, облака отодвинулись, даже солнце на полчасика вышло, комаров нет)) чайничек пыхтит ароматами, сосновый дух от дров настраивает на благостный лад, еще б удочку... Ну я когда-нибудь созрею! Или
zmey_gadukin доберётся до нас и научит меня рыбацким премудростям.
Ночь обещали холодную и влажную. Не знаю, что там было снаружи, а в палатке было реально жарко, я постепенно вылезла и спала на спальнике, как на матрасе.
Утро было свежайшее, как только что сорванный огурец. Подбросив дровишек в огненную лисичку, мы принялись за завтрак. Небо затягивало. Потом вообще пошел дождик, и тут мы окончательно решили - дальше не плывём, возвращаемся в Киев. Собрали вещи. Лес умытый - это такие сочные, яркие цвета! Обрывы песчаные от воды порыжели, хвоя потемнела. Зато молодая поросль на месте подсохшей заводи молодецкая, майская!
А запахи, а настроение - от того, что не жарко и комаров нет, отличное. Из Холмов мы умудрились - конечно же! - упустить автобус, который недавно ушёл. Поэтому дружно трескали бутерброды, густо намазывали на хлеб плавленый сыр и украшали ломтиком щековины. Задали печеньком, запивали кофе с пивом. Мы такие, да. Хурманы)) между прочим, плавленый сыр с салом в одном бутерброде - преотличнейшиий вкус создает.
Дальше я вам расскажу, где находится пуп земли