План такой: находим главного по прогнозам погоды и устраиваем ему профилактический мордобой.
Когда мозг, сбитый в крепкую котлетку, сообразит, что врать - нехорошо, разожмём кулаки и обновим погодные сайты.
Это было нежное лирическое отступление, а теперь жестокая правда. Тетерев - это полный отпад! Это размашистый отвал башки, вот до какой степени меня удивила речка. Года два тому мы ходили по ней, причём - буквально, она была по колено, чистый лягушатник. фотка хождения по воде
Та же река, всего лишь другой её участок! А какая ширь, течение, разгул берегов!
Добирались электричкой - до станции Тетерев. Станция конечная, и это невероятно удобно, потому что остановки диктор объявляет очень талантливо - ни единого слова, кроме дважды повторенного "милиция", за все два часа поездки разобрать не удалось. Народа в электричке немного, гораздо больше продавцов, которые непрерывным конвейером текут от двери к двери, предлагая секаторы, клей, кукурузные палочки и отраву для грызунов. В окнах - леса, лето, и аисты прямо возле грохочущих электричек какую-то вкусняшку собирают.
Выходной день, погода чудесная - славабогу, потому что есть у кого дорогу спросить. Знаете, есть такой уморительный тест: если вслух проговаривать одну информацию, а руками сообщать другую, то собеседник автоматически считывает только то, что говорят руки. У меня подруга так общалась. Придёт, бывало, с порога спрашивает: - Родители дома? - а сама указательным пальцем по запястью стучит, по воображаемым часам. Я сообщаю ей время, и она даже не замечает, что я вроде как невпопад ответила, снимает обувь и со словами: - Тогда я это, схожу... (пальцы ко рту, как с сигаретой, прикладывает) в туалет, а то еле добежала! - Я никогда не могла угадать - в туалет она побежит или на балкон, курить.
Местные в Тетереве так дорогу объясняют. Сначала направо идти (рука налево), потом прямо (рука описывает полукруг), потом забор-бетон-железка (руки ходуном), потом сами увидите. Приходилось переспрашивать каждого встречного, славабогу - выходной, тепло, и людей хватает. Самый яркий диалог был с велосипедисткой: - Как нам к речке пройти? - А вам Тетерев нужен? - задумчиво смотрит на развилку. - Да, именно Тетерев. - Тогда только налево! - Вот спасибо, а подскажите, где там запретка, нас все предупреждают... - А-а-а, так это вам направо. - А там, что - тоже Тетерев? - Тоже! И он ближе, чем тот, что налево.
Оказалось - через реку переброшен мост, железнодорожный, всяко-важный, в общем, там не положено на лодках плавать, надо обходить. И как раз под мостом река разбивается на два рукава, обтекая остров. Вот мелкий рукав нам и указали. На вид ничего так, вполне себе речка, спуск по лесенке, место для надува в тенёчке, здесь же родник течёт со вкусной водичкой.
Через двадцать метров сплава началось болото, потом бревно, через которое мы удачно частями перелезли, а потом вообще завал. Полный и непроходимый. И не обходимый к тому же с боков - ни к берегу выбраться, ни байдарку перетащить. Погребли обратно, думали дойти до моста и как-то прошмыгнуть под носом у охраны. Но с берега нас окликнул рыбак, сообщил, что мы плывём в завал, и один путь у нас есть - через его тропинку выбраться, перетащить по траве лодку и сойти в русло. Так и сделали, по ходу опрокинули дядьке ведёрко с рыбой, он просил не беспокоиться, рыбка для кота, а кот перебьётся.
Потеснили с пути местных с колясками, приветливых и рвущихся помогать, спустились на воду - фу-у-у-ух! Вот это, наконец, река!
Ощущение, как в детстве - когда едешь-едешь, скорость набираешь, уворачиваешься - а луна ни на шаг не остаёт, прицепилась репьём и катится рядом, в косящийся глаз бельмом вкрапывается.
Тут река - несётся, шустрая, огибает песчаные мели, подныривает под полосатые обрывы, прячется в них. А под обрывами - глубина, а на глубине омуты, и река кружит в них, вальсирует, бешеными волчками заверчивает спирали, потом выскакивает - и криво, с волнушечками, таща ухваченные травинки, мчит дальше.
Корягу нашла, на середину реки затянула - как маленькая, чесслово! Вокруг коряги бурлит, будто губами мотор изображает: брррь-брррь! И дальше бежит, а зелень бережная - тут как тут: на крутой ступеньке присела - и вроде не движется, только длинную развесистую бровь едва шевелит, за поворотом ка-а-к вспрыгнет здоровенным песчаным скатом, как выстрелит щетиной сосновых игл! Отворачивается река, и мы сразу спину показываем, а зелень снова рядом, уже берёзовая, сочащаяся нежными лентами сквозь рябые худенькие стволы, вьюнками льнёт к сухим веткам, ужовыми клубьями переползает... и снова ложится ступенью, под пушистый жёлтый плед из подмаренника, пахучего, медового, всю реку облившего потоками сладкого аромата. Кажется - спит. Порхают сине-чёрные красотки, отряхивают хвостики трясогузки, редкие зимородки искрой прорезают воздух. Под мохнатыми кустами толпятся стрекозьи активисты: самочка внизу желтенькая, самец на её голове сидит голубой. Висят прямо над водой этаким букетом украинских флажков, весла не пугаются. Одна бледная стрекозка так вдумчиво жевала муху, что даже близкого фотоаппарата не испугалась!
А это фото из сети - подмаренник. Вы точно его видели, он на всех полянах, пушистый, стоит - и самозабвенно пахнет!
А река финт ушами делает - внезапно удирает за поворот. Берег вскидывается - и немедленно на обгон, лохматыми фейерверками тополей взрывается, падает в воду одуревшими липами, усеянными зелёным горохом, остатками цвета и запаха. Река пфухнутым жеребцом взбрыкивает, пугается, врезается в липу, пену роняет и без оглядки бросается вперёд, зигзагами, под мосты гигантские, гудящие, дробится на рукава и облепляет все мостовьи бетонные ноги. Потом обманки швыряет - островки, и за ними пытается ускользнуть, и под мосточки деревянные, хватая рыбьими ртами бесплодные рыбацкие "пауки". Никуда не деться от лета, от зелёной душистой напасти, от воздушного пряного подмаренника, от сосновых стай, налетающих, будто группы старшеклассниц на дискотеку - ноги длинные, голые, чёлки взбитые, стрижки звучие - стоят, покачиваются, играют в скучающее равнодушие: ну? чо пялишься, ног не видал? Давай, мимо плыви, нечего нас приглашать под омутовые пляски, мы романтики ждём, танца плавного...
А из омутов лески в небо тянутся, невидимые, и рыбаки рядом выпученными пауками притаились - хоть бы кто предупреждал! Мы путаемся, тащим бочечки прикормки, крючки, едва не обрываем. Хорошо хоть - люд местный вежлив очень, все нас утешают - нестрашно, мол, всё уцелело. До рези в глазах, возле очередного рыбака всматриваюсь - по какому берегу хоть обходить - и снова в ловушку! На этот раз на крючке - бинокль. Похоже, рыбаки думают, что мы слепые или нарочно - как же можно не видеть эту ось мира, на которой средоточится свет, мир, всё внимание рыбака и мимолётное любопытство рыбёшки. Не клюёт. Мимо кого ни плыли - одну рыбку видели с ладонь, вся прочая игнорирует вкуснятину на крючках, кувыркается рядом, спинками сверкает, булькает - иззева-а-ается.
Шесть часов поплавали - на сегодня хватит, и так обалдевшие от видов, запахов и впечатлений. Чуть на ужа, мирно переплывавшего реку, не наехали байдаркой. Пора отдохнуть. Выскакиваем на высокий берег под сосны, рядом широченное поле, за ним полоса лиственного разнообразия. В тени ландыши, колокольчики прячутся. И ромашки, с их вечным любовно-помятым видом, стыдливо отворачивают мятые лепестки, как застуканные студенты.
Эх, сосны! Этот вязкий смолистый дух, мятный брат, свежестью выдыхает, будто постанывает... Хруст и шорох, высокие кроны - лепота! Берег песчаный, нагретый, источен ямками муравьиными - только остановишься - уже взвод колено штурмует, норовит ногу отгрызть, муравей, как известно, любой вес унесёт - не дрогнет. Ох, и обкусали нас... Отвлекались костром, разговорами. Соседствовал с нами рыбак Серёга, местный, фантастический живчик. Говорит-рассказывает, и вдруг придумал кофе заварить - вскочил, как цапнутый, бегом дров донёс, за водой сбегал, кофе притащил. И так постоянно - только мысль мелькнула что-то сделать - он уже бежит, причём обратно, и с результатом. Весельчак ещё тот, а уж вежливый - ну хоть ты его по ушам бей, а постороннюю барышню (меня то есть) только на "вы", и точка!
Вечером за деревьями поднялась луна - огромная, красная, круглая, как помидор. Вроде как к непогоде. Хотя комары не бушевали особо - может, дождя и не будет... Напугал нас Серега - сказал, что транспорта нет по пути до самого Иванкова, а оттуда автобусы до трёх часов дня ходят. Да ещё ходу пешего от реки до станции пять километров. Мы поглядели на карту и решили, что можем не успеть. Решили встать пораньше, не завтракать и сразу в путь. Ага, как же! Утром просыпаюсь раненько - а Серега уже котелок поставил, дров подкинул - ешьте-пейте, всё успейте! И мы подкрепились, основательно, я покупалась в изумительной тёплой водице, и даже вышли раньше намеченного. Я поздний рассвет успела снять, и цветочков всяческих. Втопили вёсла и поплыли.
Что с небом творилось - уму непостижимо! То створожилось мелкими хлопьями, то взбило сгустки огромные, то растянуло полосы и слепило фигуры - изнывало просто неимоверно. Первые два часа любовались и гребли, активно и с чудесной скоростью. А потом начался вмордувинд. Мощный, и непрерывный - ну никак, никаким образом не похожий на обещанное слабое дуновение в спину! Предложение побить главного по погоде ещё в силе. Потому что на такой великолепной реке с хорошим течением, вообще без препятствий, идти с такой позорно низкой скоростью, из-за сильного сопротивления ветра - это фу.
Против ветра только крупные птицы рисковали летать - нависали цапли птеродактилями, да хищники кругом обходили угодья. Трясогузки - белые да желтые - прятались по многочисленным песчаным пляжикам, в кустиках и травках. Читали рэп, кстати. Улучив полминуты ветряного затишья, пыталась записать песню:
Дома узнали, что поёт это дроздовидная камышевка, и мы даже видели её, только не поняли, что за смешное создание с большой головой))
Плывём, никому не мешаем, вдруг - из камыша под байдарку кидается птица! И бежит по воде, будто её кто-то за ноги держит, и она на крыльях заполошно ковыляет. - Утка! - кричу. - А чего она так странно бежит? - спрашивает Крайзер. - Может, раненой прикидывается, уводит нас? А мы не ведёмся, плывём себе, и тут малюсенькие утята, прятавшиеся в камыше, не вытерпели, и в ужасе от проплывающего надутого крокодила, рванули нам наперерез! Ох, и смешные))
Мелюзга пушистая, одни ножки гребут, крылья беспёрые размахивают, - и тоненько пищат, маму зовут на помощь. Проковыляли гурьбой и скрылись в соседней травке. Тут же, завидев их "раненую" мамашу, вылетел хищник. Парил, накручивая круги, всё время, пока мы за поворотом не скрылись.
Не успели мы к трём часам в Иванков. Зато оказалось, что до автобуса идти километр всего, и транспорт ходит до шести вечера, и пиво с мороженым продаются рядом, и багажник в автобусе большой, и сидеть хорошо, только стягивается подозрительно кожа, свербит и будто вот-вот лопнет - забыли в спешке намазаться солнцезащитным кремом, да ветер добавил. Теперь я чешусь от муравьиных укусов, хожу багровая, с белыми клоунскими пятнами вокруг глаз и рта, а Крайзер - в шикарных шоколадных перчатках выше локтя. Такой вот загар байдарочника. Кайф, по-моему)) И собираемся на следующие выходные снова плыть - на другую речку. Догоняйте, если что!
Заброска - электричкой на станцию Тетерев, из Киева. Мы ехали от центрального вокзала, но электричка проходит и Борщаговку, и Святошино - везде, в общем, останавливается.
Станция находится в селе Песковка, сход на воду - или пройти через мост и по левому берегу сойти, или свернуть с дороги раньше, и, как мы - сойти в правый рукав, пересечь и через остров выйти в русло.
Места для купания - везде, почти каждый поворот - это песчаный плоский пляжик. Места для стоянки - тоже. Высокие деревья и тень есть, дрова есть. Мы ночевали в сосняке за Кухарями. После Кухарей места похуже, более комариные, кустиковые. За Тетеревским снова сосны начинаются. Есть они и за Блидчей и перед Иванковом, локально, почти все - на высоких берегах, выходы с воды сложноваты.
Отдыхающие обилием не портят виды, но их хватает, чтоб спросить дорогу или магазин. Автобусы ходят из Кухарей и Иванкова, на Киев. Мы уезжали из Иванкова - от реки до автостанции около километра. Автобусы ходят по загрузке, примерно каждые полчаса, до 18-00. Дальше - до 20-00, только проходящие, в выходные забитые.
Если не считать глухого рукава, в который мы сразу залезли, препятствий на реке не было вообще. Ну, кроме удочек)) Все упавшие деревья легко обходятся, мосты очень высоко, мели и травяные заросли - у берегов. Автобусы от Иванкова http://ivankiv.com.ua/bus.html