Обещала продолжить вечером - вот вечером и продолжаю. Хоть и другого дня. Ну и ладно.
На самом деле, я не токмо по лени , а... да как-то ничего особенного я тут не расскажу, таких историй у половины френдленты по большому мешку и еще в ящиках понапихано. (Не)поступление еврея в университет в период развитого социализма - тоже мне откровение.
Так что я чуть было не раздумала совсем... Но тут, прокручивая ленту, наткнулась на
ninazino -ино про вступительное сочинение по Лермонтову. А я к совпадениям отношусь трепетно...
В общем, я тут помемуарствую немного, но, на счастье редких, случайно забредших читателей, куда короче, чем могла бы.
Так вот, в юные годы я была жуть какая способная. Это я не хвастаюсь. Ей-богу. Просто факт. Могу честно признаться, что во многих отношениях я была кромешной, полной, круглой дурой. Но мозг (особенно слева... да нет, пожалуй, и справа тоже) работал исправно. В дальнейшем это похвальное качество решительно вытеснилось массой других, куда более полезных для выживания меня как вида.
А надо заметить, с профориентацией у меня всегда было хреново. (Тут планировалось развернутое полотно о нас "многостаночниках", которое я, по зрелому раздумью, свернула и спрятала за шкаф - авось, когда-нибудь пригодится). Мне хотелось заниматься массой всякой всячины (что в дальнейшем и осуществилось, хотя и не совсем так, совсем не так...). А главное, все, что пробовала, неплохо получалось (хотя, правду сказать, в балете я танцевать не пыталась, но мне ж этого и не хотелось).
Короче, выбор направления главного удара был (да так и остался) вечной тяжкой проблемой.
Но поступать же куда-то надо. И я решила, что больше всего мне подойдет матлингвистика. А значит университет, и весь набор - 12 человек. При полном отсутствии блата. Тут все родственники, знакомые, незнакомые, а также случайные прохожие принимались дружно крутить пальцами у виска (мол, если до меня, инопланетянки, разумные слова не доходят, то может хоть жесты поймешь). Слава тебе Господи, мне повезло с родителями - им ничего не надо было объяснять. А друзьям-знакомым я пыталась втолковать, что я знаю, что делаю. Что если я НЕ попробую, то винить придется себя. А провалиться мне нестрашно - армия мне, по счастливому сочетанию хромосом, не грозит, а иллюзии не рухнут по причине отсутствия таковых. Комплексовать и полагать, что я ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хуже других, я не буду. Хотя... мало ли, все же я барышня чувствительная, к самоедству склонная...
И вот тут я должна еще и еще раз, и совершенно искренне поблагодарить родное государство, партию и советское правительство. За откровенность, за цинизм, который в тысячу раз предпочтительней экивоков - за честность, короче.
Рассказываю подробности исключительно для любителей этнографии и бытописания. Остальным стоит плюнуть и пропустить.
Дело было так.
Первый экзамен - устная математика. (Я выше областных олимпиад, правда, не поднималась, но это все же не какая-то, а Ленинградская область. Так что о школьном курсе можно было не беспокоиться). Добрые люди показали мне в коридоре на жирного дяденьку (далее в тексте -ЖД). Сказали: «К этому не иди. Он режет. «Специализация» у него такая». Ладно, если попадется на него (просто вызваться отвечать, когда готов, было нельзя - в порядке очереди), что-нибудь придумаю... Ха-ха. Глупенькая девочка недооценивала профессионалов. ЖД вошел (другие экзаменаторы уже были в классе), посмотрел на список, потом на сидящих и громко спросил: «Кто тут (далее следовала моя не оставляющая сомнений фамилия)?» Подумаешь. Я могла и вовсе без подготовки отвечать, я даже успела соседке слева объяснить, что такое формулы приведения и почему это слово пишется через Е, а не через И.
ЖД прослушал три вопроса билета, ни разу не перебил, ничего не спросил и дал задачу. Не по школьной программе. Но возникать по этому поводу не полагалось (вы ж в университет, а не в Северо-Западный заочный поступаете - не хухры). А чего возникать - я такие решала, умею. Засекаю время. На задачу полагалось 20 минут. ЖД появляется через 12:
- У вас есть ответ?
- Ход решения вот такой. А для числового ответа надо параметры поперебирать. На это еще несколько минут...
- Значит, ответа нет. Тройка.
Придя домой, я позвонила своему дяде - он у нас светило математическое. Говорю, вот задачка моя с экзамена, глянь. Дядя через пару минут (ему, конечно, 12-ти не понадобилось):
- Ход решения вот такой.
- А ответ?
- Так параметры перебр...
- Ответа нет? Тройка тебе, дорогой.
В принципе, результаты были уже очевидны, но я пошла на второй экзамен. И правильно сделала. Поскольку скользкая ситуация с задачкой все же оставляла моему самоедству некоторый лаз и шанс вгрызться в мое бедное сознание... Но советская власть не могла позволить мне страдать дурью напрасно.
Вторым шло сочинение. (Ах, да, победы на литературных олимпиадах в моем «портфеле» тоже имелись). Тема была про роль перевернутой композиции романа «Герой нашего времени». Лермонтова я, как полагается в подростковом возрасте, нежно любила, «Героя» знала близко к тексту, а местами наизусть, всю доступную на тот момент критику читала. Короче, повезло мне с темой.
За сочинение мне, разумеется, поставили двойку. И еще раз скажу спасибо всем причастным за честность. Никто и ничего не скрывал. Вы хотите посмотреть на бумажки? - пожалуйста. Ни одной грамматической ошибки, ни единой пометки на полях, а в конце классическое «тема не раскрыта». Проверяющий, впрочем, был то ли не ленив, то ли ему просто скучно было штамповать «Поставить на вид. Полыхаев», поэтому еще была приписана пара строчек о том, что автор много мудрствует, а это гордыня нехорошо.
И все. Мое последующее через месяц поступление в ЛИЭИ (да и учеба и там, и в разных прочих местах позднее в трех разных странах) было триумфальным шествием. Но в наши времена, "здесь вам не тут", всё было строго. Ты подавал документы только в один ВУЗ и сдавал экзамены в июле, а в августе можно было поступать только на вечернее. Поэтому первый год (на второй я перевелась) мне надо было днем где-то работать или хотя бы числиться. Оказалось, что имеется альтернатива - можно вместо работы учиться в ПТУ. Точнее, ТУ, но мне больше нравилось говорить, что я пэтэушница - наша пупер-дупер хваленная «элитная» (прости господи) 105-я вся пребывала фшоке (хотя жаргон тогда был иной).
Так, исключительно благодаря партии и правительству, я стала, помимо прочего, «секретарем-машинисткой-стенографисткой со знанием иностранной машинописи». И, как выяснилось впоследствии, из пары дюжин моих профессий эта в числе самых пригодившихся. Вот ведь, партия видит дальше, партия зорче, партия указывает нам путь...
Жаль, конечно, недополученного хорошего образования. Но так, чуть-чуть.
Все же повезло нам, господа. Тем, чьи школа-отрочество-юность пришлись на 70-е-начало 80-х. Да, лучше б, конечно, вообще родиться не в соцлагере, но хоть не в лагере - и то славно. В относительно вегетарианские времена. Без войны (я понимаю, что был Афганистан, но затронул напрямик немногих).
И плюс, спасибо за отсутствие розовых туманов, за времена цинично-честные.