«Аквариум» в Crocus City Hall 28 октября 2010

Oct 29, 2010 02:40

Там, где нас нет, не видно ни зги,
или
Недаром народы Поднебесной были потрясены



Некоторые говорили, что дотуда только на машине, что это где-то очень далеко, в глуши, вне пределов географии, за большой кольцевой дорогой, но на самом деле туда, как выяснилось, недавно провели метро, называется оно «Мякинино», и ехать до места час с небольшим. Сам концертный комплекс большой и стеклянный, но старательно сделанный для удобства посетителей: и детекторных рамок несколько (выложите ключи, металлические предметы, телефоны), и эскалаторы, и напротив входа, представьте, бродят юные дежурные фотографы и фотографки в красной форме и с гигантскими объективами, предлагают парочкам сфотографироваться на память, но мы не парочка и потому не стали. В буфете, на первом же этаже, продают румяные пирожные и бутерброды, кофе-пиво, приказчиков и приказчиц несметное количество, и все говорят «здравствуйте», как только к ним приближаешься. Первый звонок, в виде полифонической мелодии некоего гигантского мобильника, сопровождается вежливым комментарием: «Прозвучал первый звонок» (то же и со вторым-третьим). Прозвучал он, вы не поверите, в 19:33. От неожиданности в зал никто заходить не хотел, и мы оказались едва ли не первыми. Впрочем, сам-то концерт начался в 20:22, что вполне благородно, по-моему. К началу действа еще оставались свободные места и в партере, и в амфитеатре, и наверху на балконе (бельэтаж от нас виден не был). Не то чтобы так уж много пустых мест. Процентов 10. Между песнями интеллигентно давали малый свет в зал.

Собственно о музыке. По сути, это был очередной бенефис великолепного Брайана Финнегана, а иногда дудок оказывалось даже две - присоединялся Тимофеев (он же - соло-гитара и типа-мандолина). ). Замечательно был слышен замечательный бас замечательного Титова. Шар - ударные всякие, Алок Верма - ударные крупные. Суротдинов - скрипка (слышна была хорошо). Рубекин - клавиши (в частности, удивительные почти-совершенно-аккордеонные партии).

А спето и сплясано было следующее:

1. Сидя на красивом холме
2. Дарья-Дарья (+ Как много девушек хороших, так уже было на некоторых нынешних концертах)
3. Парусный флот (Сувлехим Такац)
4. Там, где взойдет луна
5. Last of the Stars (Специально для празднования совершеннолетия Пушкинской, 10 к нам был прислан великий флейтист Брайан Финнеган)
6. Лошадь белая (Ах, хоть один да знал имя)
7. Господу видней* (стали ее играть на концертах)
8. Еще один раз (это повод прийти сюда еще один раз)
9. Анютины глазки (вот где две дудки, например)
10. Неизъяснимо
11. Чай (с губной гармошкой, как полагается)
- Помню, мы как-то раз с Божьей помощью играли такой полузакрытый концерт во МХАТе, там сидели артисты, человек двадцать, и они не знали, как нас воспринимать… (Бурные аплодисменты.) Перед полупустым залом… это очень согревает кровь. (Все-таки в «Крокусе» шесть с лишним тысяч мест, наши гардеробные номера были - две тысячи сто с чем-то.)
12. Девушка с веслом
- Москва - это сердце России. А в сердце всё происходит в последнюю очередь В провинции давно играют концерты в двух-трех отделениях. Поэтому сейчас мы с вами споем вместе, и те, кто захочет, после этого могут уходить.
13. Что нам делать с пьяным матросом (БГ попросил Рубекина сначала наиграть мелодию. А затем, как водится, в зале задействовали сначала мужские голоса, потом женские, потом кто-то предложил: «Левая сторона!» - и спела левая, потом правая. «Перечокались и в третий раз». И все вместе.)
21:22. Антракт - обещанные 20 минут (велено подумать над смыслом песни). Даже чуть больше: БГ имел неосторожность выйти на сцену вдвоем с Шаром, и к ним потянулись за автографами. «Не жалеете вы человека, - говорю. - Человеку же еще играть».
21:48 - продолжение:
- Нам часто приходится играть там, где русского языка не понимают. Например, на Украине. И нас просят объяснить, о чем наши песни. Поэтому объясню. Следующая песня - о таежном олене, которого звали Роберто. В 1843 году его два сына отправились вверх по Ориноко, чтобы поступить в буддийский монастырь в Улан-Удэ… (И так далее в том же роде.) С тех пор их бизнес процветает.
14. Платан* (мы, конечно, догадывались, что она именно об этом: С мешком кефира до Великой Стены)
15. Болота Невы (мое сердце - мотор)
16. Брат Никотин
17. Тихонько любить (попросив Гончарова убрать высокие и прибавить низкие)
18. Камни в холодной воде
19. Красная река* (все-таки как-то не полюбил эту вещь, уж очень в ней много пафоса и назидательности, больше, чем в «Московских ведомостях»)
20. Та, которую я люблю (Путь на Север)
21. Китай
22. Ой, пойду-выйду ль я* (кажется, это называется «Подорожник», хорошая оказалась вещь, такой эзотерический рок-н-ролл. Единственная песня, которую услышал впервые. Впрочем, вживую на концерте - не слышал многих)
23. Тайный Узбек* (он занят другим, как Басё)
24. Кошка ветра* (прекрасная все-таки вещь. И относительное новшество: в конце второго куплета добавилось Молчи. Способствует ей много к украшенью)
25. На ход ноги* (из новых - пожалуй, лучшая, мы о ней уже тут говорили. Чистая, прозрачная, легкая, веселая, дающая надежду)
26. Аригато
27. Письма с границы между светом и тенью* (интересно, что бы сказал автор, если бы ему лет двадцать пять назад показали, как мощно аранжируют эту песню)
28. День радости
23:00 - 23:06. Второй антракт, перед «бисом».
29. Стаканы (почти все кинулись к сцене, затанцевали в проходах и потом уж не возвращались. Думаю, вокалист все-таки по достоинству оценил количество публики)
30. Ключи от ее дверей (да, суп из зверей вернулся)
31. Моей звезде
32. Поезд в огне* (обещанный. И нам не на что больше бежать - оговорка, а не скрытая непристойность. Вообще сыграли с невероятной, опять же, мощью)
Представил музыкантов.
33. Дети декабря* (никогда не слышал их на концерте - впрочем, как и «Полковника Васина, т.к. начал ходить на концерты уже позже)
И поклоны.
23:26, господа. («А у тебя хватит на такси?» - сзади девушка спрашивает у спутника)
Больше трех часов, считая перерывы. (Кажется, в Лужниках или в Олимпийском на каком-то юбилее было столько же, а так - не припомню такой роскошной симфонической длительности.)

Все цитаты из устной речи БГ даются приблизительно.

* (звездочкой помечены вещи, которых никогда раньше не слышал на концертах)

Все-таки старые песни (1976-1991) при таком прямом сравнении, когда всё исполняется сегодня и в сегодняшних аранжировках, почти всегда выигрывают у новых (2000 и позже). В старых часто нет ни единого лишнего слова, никаких заполнителей пустот, никаких невозможных ты хочешь что-то сказать - помолчи немного, не говори. Хорошая старая песня лучше хорошей новой, средняя старая песня лучше средней новой, но плохая старая все-таки хуже плохой новой: с годами повысилась планка профессионализма, заметим мы с непонятной снисходительностью. А так, если уж отбирать совсем придирчиво, то и получится, что с 1992 по 2010 - «Дубровский», «Звездочка», «Дорога в Дамаск», «Девушки», «Мария» да первый куплет «Терапевта» (и еще кое-что из него же, но песня - вещь цельная, кусками не взвешивается). И «На ход ноги» прекрасная. Само по себе немало, впрочем. Если не сравнивать.

А ведь, что ни говори, уже двадцать лет хожу на «Аквариум», с октября девяностого. Кроме упомянутых макроплощадок был в ДК МЭЛЗ, Кремлевском дворце (кажется), в ДК Горбунова, в ДК МАИ, в «16 тоннах», в «Б2», в «Меридиане» (что забыл?), но любимейшее место - МХАТ. (Еще: в МДМ, Доме музыки на Красных Холмах, в Концертном зале «Мир», что на Цветном бульваре.)
Двадцать лет назад некоторых еще и на свете не было.

Аквариум

Previous post Next post
Up