«Аквариум» во МХАТе 28 мая 2009 года

Jun 03, 2009 11:44

Хоть один, да знал имя

Будет-будет отчет, не думайте.

Во-первых, началось практически вовремя - в 19.22.
Во-вторых, с удивлением увидел, что кое-где были свободные места (на 1-ом ярусе балкона, по крайней мере; но подозреваю, что и в партере).
Но если кто хотел прийти, да не пришел, это зря. Концерт-то был мощный. И ничего, что звук выровняли только к середине второй песни. Звука было много: и обильная флейта Брайана Финнегана, и соло-гитара, саксофон и иные дудки Игоря Тимофеева, и скрипка Андрея Суротдинова, и виолончель, и бас Александра Титова, и ударные Шара и Потапкина, и клавиши Бориса Рубекина, конечно. И со светом была хорошая работа, динамичная.
Пелось-то вот что:

1. Рухнул*
2. Послезавтра
3. Два поезда
4. Народная песня из Паламоса
(небезразличен, как литий; близкая сердцу любого матроса)
- Спасибо. День сегодня тихий, жаркий. Тем не менее…
5. Моей звезде
(к восторгу зала)
А и то сказать, мы давно считали, что это зимняя песня. Хотя ни единым словом об этом не сказано. Не суждено / тепла.
6. Незнакомый инструментал. Брайан Финнеган - соло на флейте, красивейшее. БГ сидел за потапкинскими барабанами, слушал. Кое-кто из остальных подыгрывал чуть-чуть.
- Очень много хочется вам сказать… Тут музыка очень помогает. Она всё изображает.
7. Лошадь белая
(важное изменение текста: хоть один, да знал имя. Появилась надежда.)
8. Еще один раз
9. Анютины глазки
10. Еще один инструментал, на сей раз знакомый, его часто играют на концертах в эти год-два. БГ чуть-чуть подыгрывал Финнегану на гитаре. Ну, и другие.
Публика прекрасно слушала все эти инструментальные композиции, надо отдать ей должное.
11. Неизъяснимо
12. Аригато (в золотистых тонах)
Поговорим о чем-то с Тимофеевым, БГ, едва сдерживая смех, сообщил:
- Мы хотели спеть вам песню…
13. Акуна-матата
(при случае увидеться еще раз)
Пояснил: многие, когда слышат эту вещь, «очень напрягаются». А некоторые благодарят: когда гости засидятся, ставлю ее, и всем всё понятно.
- Не сказав «до свиданья», нельзя сказать «здравствуй». Если вы понимаете что я имею в виду.
- Ну, мы пошли… - негромко проговорила одна из зрительниц.
14. По слову Паисия-пчельника
15. Красота - это страшная сила
16. Песня для нового быта (с губной гармошкой; не уверен, что вообще слышал эту песню на концертах - по крайней мере, года с 91-го, хотя она игралась и в конце 90-х, см. «Молитву и пост»)
17. You Belong To Me
18. Чай
19. Туман над Янцзы
20. Джунгли
(но достаточно зажечь зажигалку - и огня будет уже не унять)
(получился сущий блокбастер, с роскошными ударными, новой флейтовой мелодией и прочими прекрасностями)
Не слышал ее со времен МЭЛЗа, т.е. с начала 91-го.
21. Великая железнодорожная симфония
22. Дерево
(флейта везде прекрасная)
Представил музыкантов. Уточнил, где живет Титов: «Из дебрей Манор-парка…»
23. Желтая луна
24. День радости
(когда над белым холмом будет место звериной луне - и:
и теперь, когда растаяла пыль / под копытами волчьей зари.
Усложнил, увы. Но красиво. И белый свет воссиял в конце.)
Перерыв (21.03 - 21.08)
25. Инструментал, даже два. Прекрасные. И барабаны, и флейта, и скрипка, и вообще. Вышел незнакомый священник в облачении, произнес: «Не словом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст БГ». (Который, по обыкновению, представил, кто это, но мы не расслышали.)
И слово это было -
26. Стаканы
27. Дубровский
28. Горный хрусталь (вот еще одна неудачная песня, но автор ее, похоже, очень любит)
29. Сокол
Поклоны.
Заставочная ретро-песня про светлую сторону жизни.
Это уже 21.29. По чистому времени - ровно два часа играли.

* Рухнул - все-таки неудачная песня, чего уж там. У меня была обида на жизнь, / со временем она прошла: две строчки в традиционной аквариумовской фразеологии лучших времен, остальное всё довольно проходное. И музыка монотонная. Ну ладно. В конце концов, у нашего автора очень мало совсем неудачных вещей. «Двигаться дальше», «Дикий мед» и почти всё.

Всегда казалось, что поздние песни - глубже и мощнее. Всегда посмеивался над снобами, считающими, что настоящий «Аквариум», мол, кончился в 1984-ом, 1986-ом, 1991-ом. А тут подумалось: насколько же все-таки, к примеру, «Моей звезде» (песня 1978 года) лаконичнее и сильнее многих более поздних вещей. В ней же нет ни одного лишнего слова. Никаких «спасибо милосердным богам», никаких «небом, где нежатся облака». С другой стороны, и «День радости» - великая песня, и «Дубровский», а это уже начало 90-х. И «Два поезда» прекрасны. Да и тот же «Сокол» хорош, чего уж там. Только зачем снята альтернатива - сгореть или вернуться?

И «Марию» опять перестали петь, это очень жалко тоже.

Тексты ранних песен исходили из стихотворной традиции (есть множество примеров), тексты более поздних - из песенной. Но в них появляется всё больше проходных, необязательных строчек. Даже в «Дне радости»: попробуй-ка заменить хоть одно слово в «Стали». А тут можно.

Впрочем, это всё так, попутные очевидности. Концерт прекрасный, флейта очень красивая, песни великолепные, вокалист веселый, ждем нового альбома.

Аквариум

Previous post Next post
Up