Одним из отцов художественной фотографии, т.е. одним из первых и очень талантливых создателей "новой" действительности в жанре фотографического, с сюжетами, тематического монтажа был швед Оскар Густав Рейландер (1813-1875). Рейландер начинал как живописец, учился в Италии, в Риме, зарабатывал на жизнь написанием портретов, копированием и литографией. Около 1841 года переехал в Англию, поселился в Линкольне, в 1846 перебрался в Вулвергемптон, а в 1862 - в Лондон. Фотографией заинтересовался в начале 1850-х.
Его картина «Два пути жизни» («Два образа жизни»), показанная на Выставке Сокровищ Искусства в Манчестере в 1857 году - это пример сложнейшего фотомонтажа. Оригинал размером примерно 41x79 сантиметров напечатан с тридцати негативов, использовано 20 моделей, потрачено шесть недель работы. Картина известна в двух вариантах, отличающихся расположением фигур. В центре композиции - двое юношей, выбирающих путь жизни. С одной стороны изображены фигуры, олицетворяющие добродетели: труд, мысль, скромность, пытливость, заботу; с другой - пороки, соблазны, стяжательство (пьянство, безделье, азартные игры, проституция).
О неординарности данной работы говорит тот факт, что королева Виктория приобрела копию у Рейландера за 11 гиней и подарила ее своему мужу, хотя мнение критиков и публики очень разделилось.
Большой популярностью пользовались его жанровые фотографии:
Игра, 1854-1856.
Милостыня.
Чтец Библии, 1858
День стирки, 1854-1856.
Бедняга Джо, около 1860.
В 1871 году Рейландер сотрудничал с Чарльзом Дарвином, иллюстрировал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». Рейландер сделал около 20 фотоиллюстраций и для пяти из них сам позировал.
Огорчение.
Возмущение.
В ранние годы Рейландер делал эротические фотографии.
Рейландер сделал массу портретов на заказ.
Льюис Кэрролл.
Джозеф Уилсон Фостер, около 1860.
Халлам Теннисон, 1863-1864
Ее портрет, 1862-1868.
В послеполуденном солнце, около 1860.
Ребенок, около 1856.
Портрет мальчика и девочки в колониальном костюме. Около 1860.
И другие...
PS.
Оскар Густав Рейландер придумал и использовал свою кошку для определения освещённости в студии, когда ещё не было экспонометра. Если кошачьи зрачки становились похожими на узкие щели, Рейландер ставил короткую выдержку, а если расширялись больше обычного, то фотограф делал выдержку длиннее.