Многие, наверное, видели все нижеизложенное, но для меня кое что было вновь и интересно перечитать, поэтому, для себя и тех, кто захочет...
Яйца Фаберже - серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, созданы между 1885 и 1917 г. для российской императорской семьи и частных заказчиков. Всего известно о создании 71 штуки (сохранилось 62), из которых императорскими (сделанные по царскому заказу) являются 54 (сохранилось 46).
Первое яйцо "Куриное" ювелиры фирмы Карл Фаберже создали в 1885 г. по заказу Александра III как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Яйцо снаружи было гладким и эмалированным, но когда его открывали, внутри оказывалась изготовленная из золота курочка. Внутри курочки, в свою очередь, была спрятана небольшая рубиновая корона. Данное яйцо стало вариантом яйца, изготовленного в начале XVIII века, 3 экземпляра которого сохранились до сегодня. Во всех упомянутых экземплярах яиц спрятана курочка, открыв которую, можно обнаружить корону, а в ней - кольцо. В соответствии с царской волей, кольцо было заменено на цепочку с кулоном-яйцом из роскошного рубина, который Императрица Мария Федоровна могла носить как «символ императорской власти».
Яйцо покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью; створки держатся на трех штыковых замках. Внутри - «желток» матового золота, который, открываясь, содержит фигурку курочки из цветного золота в гнезде с замшевой подкладкой и гравированными по золоту краями, изображающими солому. Оперение выполнено из чередующегося цветного золота, голова - из желтого, а гребешок и сережки - из красного. Все поверхности тщательно выгравированы, глаза выполнены из рубинов-кабошонов. Корпус курочки открывается посредством скрытого в хвосте шарнира, на брюшке выгравированы желтого золота лапки.
Мария Фёдоровна и Александр III.
Александр III коснулся вопроса о заказе фирме Фаберже подарка в письме своему брату Великому князю Владимиру Александровичу 1 февраля 1885 года:
«…Это правда будет очень мило. Я бы предложил заменить последний подарок маленьким кулоном в форме яйца из какого- нибудь драгоценного камня. Пожалуйста, поговори об этом с Фаберже, я Тебе буду очень благодарен… Саша». Вот так рождалась легенда.
Подарок понравился, и Фаберже получил заказ изготавливать по уникальному яйцу ежегодно. Император Николай II начал заказывать два яйца - матери и жене. Кроме того было выполнено какое то количество изделий (говорят о 17) для частных заказчиков, в том числе серия из 7 яиц, подаренных золотопромышленником Александром Фердинандовичем Кельхом своей супруге.
В счете, представленном Фаберже в 1885 году, и в описании изделий фирмы 1889 года указаны корона и два рубина как сюрпризы пасхальных яиц, но в 1917 этих деталей в яйце уже не было.
Описываемое яйцо включено в учетные книги Н. Петровым, помощником управляющего кабинетом Его Императорского Величества: «Белое, покрытое эмалью яйцо, с короной, инкрустировано рубинами, бриллиантами и алмазами огранки «роза» (с двумя рубиновыми яйцевидными кулонами - 2 700 руб.) - 4151 руб.», после чего следует другая запись:
«9 апреля [1885]. Ювелиру Фаберже за золотое яйцо с драгоценными камнями, 4151 руб. 75 коп. 11 апреля. Ассигнование № 337».
В списке императорских пасхальных яиц, который Н. Петров начал вести в 1889 году, яйцо с курочкой указано под № 1 и датировано 1885 годом.
Яйцо с курочкой было конфисковано Временным правительством и продано некоему господину Дереку. Позже, 15 марта 1934 года, оно было выставлено Фредериком Берри на аукционе «Кристи» в Лондоне, лот 55. В каталоге содержались сведения о том, что это яйцо было подарено императором Александром III супруге в 1888 году. Его продали за 85 фунтов стерлингов (стартовая цена составляла около 50 фунтов стерлингов) господину Р. Суинсон-Тейлору (которому позднее был пожалован титул лорда Гранчестера), победившему в торгах своего соперника господина Сассуна.
Идея изготовления пасхального яйца с сюрпризом-курочкой и короной в ней использовалась многими мастерами в XIX веке. Известно большое число таких ювелирных изделий, изготовленных в Вене или Венгрии.
Традиция дарения обыкновенных раскрашенных яиц, как правило красного цвета, восходит к средневековью. Со временем пасхальные яйца становились все более роскошными, и вместо куриных стали дарить искусно раскрашенные утиные или гусиные яйца, яйца из дерева, папье-маше и яйца, покрытые лаком. В конце XVIII века, после основания фарфоровой мануфактуры в царствование императрицы Елизаветы Петровны и Стекольного завода при Екатерине Великой, император и императрица с каждым годом дарили все больше пасхальных яиц из этих редких по тем временам материалов. К середине XIX столетия количество фарфоровых яиц, раздариваемых при Дворе, достигло пяти тысяч, а стеклянных - семи тысяч. Александр III приказал сократить число фарфоровых и стеклянных яиц, которые раздавались императорской четой по поводу пасхального праздника, до 120. В эпоху правления Александра III появились фарфоровые яйца с золотыми монограммами на белом, кобальтовом или ярко-красном фоне в технике «бычья кровь» (sang de boeuf).
Наиболее ранним известным ювелирным изделием в форме яйца с монограммой является усыпанный драгоценными камнями золотой несессер с часами, изготовленный в Париже в 1757-58 гг. и украшенный инициалами владелицы - императрицы Елизаветы Петровны. Оно послужило прототипом для яйца «Петр Великий», изготовленного Фаберже в 1903 году, которое сейчас хранится в Ричмонде, штат Вирджиния. Несколько изделий такого рода относятся ко времени царствования императрицы Екатерины Великой - например, золотая, украшенная эмалью, курильница для благовоний (brыle parfum) в форме яйца, которую, как принято считать, подарил императрице ее фаворит, светлейший князь Григорий Потемкин. Курильница Екатерины Великой, несомненно, была хорошо знакома Фаберже, а в настоящее время находится в коллекции Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В этом же собрании хранится украшенный бриллиантами брелок-амулет в форме яйца с миниатюрным портретом императрицы внутри. Этот брелок мог вдохновить Фаберже на изготовление большого количества крохотных пасхальных яиц. Комплект из четырех чашек с крышками, выполненный из золота, эмали и слоновой кости в 1780-х годах, быть может, навел Фаберже на мысль о создании яйца с золотыми ландышами.
Еще несколько наиболее симпатичных изделий Фаберже выглядят так:
1894. «Ренессанс» Ювелир - Михаил Перхин. Агат. Использован тип ларца Ле Роя 17 в., хранившийся в «Зеленых сводах» в Дрездене, на родине Фаберже. Сюрприз неизвестен, существует предположение, что им было хрустальное яйцо «Воскресение».
1899. «Часы (Букет лилий)» Яйцо-часы. Ювелир - Михаил Перхин. Рубиновый пандан с розами утерян.
1906. «Кремль» Самое большое из яиц. Изображен Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы.
1887. «Яйцо-часы с синей змеёй» Яйцо-часы, выполненное в традициях севрского фарфора. Неподвижная змея служит стрелкой.
1898. «Ландыши» Выдвигающиеся вверх три медальона с портретами императора и двух его старших дочерей Ольги и Татьяны. Мастер Михаил Перхин. Стиль модерн. Как утверждают, самое любимое яйцо императрицы.
1898. Первое из семи яиц Кельха. «Курочка Кельха» Повторяет иконографию первого императорского «Куриного» яйца.
1890. «Весенние цветы» Букет с цветами похож на букет из яйца «Зимнее».
1902 «Клевер» "Ажурное". Сюрприз утерян, предположительно портретные миниатюры великих княжен.
1891 «Память Азова» Внутри: модель фрегата «Память Азова», на котором плавали в этот момент сыновья Марии. Ювелиры - Михаил Перхин и Юрий Николай. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо.
1911. «Лавровое дерево». Также известно как «Апельсиновое дерево». Внутри - заводная птичка.
1896. «Двенадцать монограмм (Серебряный юбилей)» Ювелир - Михаил Перхин. Яйцо было заказано новым императором для своей матери, в память об отце. Изделие украшено инициалами Марии Федоровны и умершего Александра III, которые повторены по 6 раз. Сюрприз утерян.
1913. «Зимнее» Из хрусталя, опалов и бриллиантов. Сюрприз - корзина с анемонами. Самое дорогое из яиц, оплаченных Романовыми (24 тыс. руб).
1901. «Корзинка цветов» Ножка была утрачена и реставрированна позже. Сюрприз утерян.
1897. «Розово-лиловое яйцо с 3 миниатюрами» Утеряно. Предположительно, сюрприз внутри - сердце с тремя портретными медальонами, которое сохранилось и теперь находится в коллекции Вексельберга. Яйцо-сюрприз в форме окаймленного бриллиантами сердца, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с датой «1897», выложенной алмазами, cтоит на шестигранной ножке, покрытой белой эмалью с росписью в виде вьющейся по спирали виноградной лозы, на куполообразном уступчатом основании, украшенном лепестками из золота, алмазами, землянично-красной эмалью с позолотой и жемчугом. При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зеленой эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке - миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном - император Николай II, во втором - его супруга императрица Александра Федоровна, в третьем - великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укрепленных на основании. На основании курсивом выгравирована надпись по-русски «К. Фаберже».
1899. "Воскресение Христово" Согласно одной из версий, мог служить сюрпризом для яйца «Ренессанс», внутрь которого помещается идеально (без ножки, добавленной позднее). Христос представлен стоящим над гробницей с двумя коленопреклоненными фигурами ангелов по сторонам. Одеяния выполнены белой эмалью. Группа помещена на овальной площадке, окаймленной алмазами и поддержи- ваемой снизу рифленой ножкой, декорированной череду- ющейся белой и прозрачной земляничной эмалью. Вся композиция заключена в прозрачную яйцеобразную емкость из горного хрусталя, обведенную по вертикали алмазным бордюром. Яйцо поставлено на четырех-частную ножку, с многоцветным эмалевым орнаментом в стиле Возрождения, с четырьмя жемчужинами у основания и одной, большего размера, - на перехвате ножки. Клейма: инициалы мастера- исполнителя, «Фаберже» русскими буквами, пробирное клеймо 56 (стандарт 14-каратного золота).
1916. «Военное стальное» Сюрприз - миниатюрная картина, изображающая визит императора и наследника к войскам. Отсутствие роскоши - результат того, что многие из мастеров фирмы Фаберже были призваны на фронт, и запрета ювелирам на работу с драгметаллами в условиях кризиса. Стальное яйцо - самое простое из императорских яиц, и последнее, полученное императрицей Александрой. Предположительно, сегодняшняя блестящая полировка стали была cделана во время советской власти, чтобы не появилась ржавчина.
1917. «Cозвездие» «Синее созвездие царевича». Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка. Гравировка - положение звезд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звезды исчезли или не были сделаны. Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо, попало из-за недостаточной ценности сырья. Предназначалось Александре Федоровне, не было закончено.
Яйцо «Орден Святого Георгия» (1916 г.) покинуло Россию с Марией Федоровной через Крым в 1919 г.
Одно из последних яиц Фаберже - "Орден Святого Георгия" - изготовлено в 1916 году. Только это яйцо из всех пятидесяти Марии Федоровне удалось самой вывезти из большевистской России в 1919 году на борту английского дредноута "Мальборо". На яйцо нанесена сетка из зеленых листьев и лента Ордена Святого Георгия. С двух сторон яйца находится Орден С. Георгия, открывающий посредством маленькой кнопки Миниатюры - Портрет Николая II и Портрет Царевича Алексея Николаевича. На вершине яйца серебряная монограмма Императрицы Вдовы Марии Федоровны, окруженная венком. В основании яйца серебряная дата "1916" окруженная таким же венком.