Как и обещала, продолжаю рассказ о "Вятской свистунье". Простите, что с опозданием.
Зачем вообще это надо?
Во-первых, как я уже говорила, Свистунья потенциально может стать еще одним вятским брендом, как дымковская игрушка и Великорецкий крестный ход. Как карнавал стал брендом для Венеции и Бразилии. Новый бренд поможет привлечь туристов из других регионов, будет способствовать продвижению продукции предприятий области, и прежде всего, изделий народных промыслов.
Во-вторых, праздник будет выполнять и серьезную педагогическую функцию. Он вызовет новый интерес к истории города и области. Ведь подросток, окунувшись в водоворот праздничных событий, невольно заинтересуется тем, что такое "Вятская свистунья" и откуда она взялась. Таким образом, праздник станет мощным средством патриотического воспитания, как бы пафосно это ни звучало.
Идея праздника: просто поминать людей, погибших 600 лет назад, сейчас наверное было бы странным. Проводить ярмарку народных промыслов с массовыми гуляниями без какого-либо духовного наполнения - тоже бессмысленно. То, что не имеет в своей основе глубокого смысла, долго не живет. Идея праздника напрашивается сама собой - отказ от любого размежевания народов России, единение и открытость вятской земли, призыв к толерантности. Что может быть более актуальным в многонациональном государстве? В общем-то, эта идея просматривается и в фольклорных истоках праздника.
Итак, 12 июня 2010 года праздник начнется там, где и произошли легендарные события 1418 года. У Раздерихинского оврага (а именно на поляне возле часовни). Почти 600 лет назад имело место некое историческое недоразумение. Теперь мы можем официально его исправить. Праздник начнется с обряда примирения или братания, если хотите. Для этого из Великого Устюга будут приглашены официальные представители. Надеюсь, сможет приехать глава города.
Затем поминальная служба в часовне и одновременно во всех храмах города в память о погибших во всех войнах. А дальше непродолжительный крестный ход к реке с последующим обрядом освещения воды, что тоже имеет глубокий смысл.
После этой официальной части начнуться массовые гуляния на разных площадках города. И прежде всего, на Театральной площади, где центральным действием конечно же станет ярмарка.
Кроме этого, праздник развернется в Александровском саду, в пешеходном квартале у Театра на Спасской, парке Аполло, на площади у ОДНТ, улице Московской, вдоль которой расположится торговля народными промыслами.
Главный образ и символ праздника - дымковская игрушка. Ведь своим появлением она обязана именно Свистунье.
А самым запоминающимся событием наверняка станет карнавальное шествие в стиле дымковской игрушки. Вы помните первомайские демонстрации? Это одно из самых ярких воспоминаний моего детства: каждый раз я долго ждала этого дня и вот, наконец, на календаре 1 мая. Утром мы всей семьей надуваем шары, мама делает мне прическу с белыми бантами, мы наряжаемся и выходим на улицу. А там - необычайное оживление. Множество людей с такими же шарами спешат туда же, куда и мы. А потом мы встречаем друзей, идем колонной и поем песни под аккомпанимент баяна. В моих вопоминаниях не осталось никакой идеологической подоплеки. Только ощущение праздника.
Так вот, для участия в карнавале приглашаются различные предприятия и организации. Каждая из них сооружает некую карнавальную платформу в стиле дымковской игрушки, а проще говоря украшает машину. За которой идут сотрудники этой организации, желательно одетые в национальные костюмы или, например, в костюмы русских воинов начала 15-го века. ))) Даже если у вас на голове будет просто венок из цветов - это уже здорово. В общем, приветствуется буйная фантазия и творчество.
Карнавальное шествие пройдет по маршруту от старого моста через Вятку до Театральной площади. Это тоже символично: Дымковская игрушка родилась в слободе Дымково за рекой. Но чтобы сократить и упростить маршрут и не устраивать транспортного коллапса, идем от моста. В общем, от исконного места производства - на ярмарку 21-го века, к месту продажи. Связь времен и праздничных площадок.