По информации французских СМИ, стоящие на приколе российские вертолетоносцы типа «Мистраль» настолько намозолили глаза властям страны, что те готовы на отчаянный шаг: разобрать их на металлолом или даже утопить в открытом море, если не найдется вариантов получше. Насколько велика вероятность, что это произойдет?
Назло бабушке отморожу уши
Проблема «Мистралей» у всех на слуху, но, тем не менее, напомним основные моменты этой увлекательной судостроительной эпопеи. В декабре 2010 года Россия и Франция договорились о строительстве десантных вертолетоносцев для российского флота. Первые два корабля предполагалось построить на французских верфях с активным участием российских предприятий, после чего право их самостоятельного строительства должно было перейти к России. В настоящее время оба вертолетоносца, «Владивосток» и «Севастополь», общей стоимостью более миллиарда евро спущены на воду. Однако из-за крымских событий французский президент с подачи ЕС и США наложил вето на их поставку.
Как пишет теперь крупное издание Le Figaro, Франция все еще рассчитывает решить проблему «Мистралей» приемлемым для себя образом. Притом, что передача России построенных кораблей еще не исключена окончательно, рассматриваются варианты их продажи на сторону. НАТО они, как выяснилось, без надобности и не по карману, сообщение о продаже Евросоюзу было первоапрельской шуткой, а Канада, Бразилия, Египет и другие потенциальные покупатели пока даже не комментируют возможную сделку, не говоря уже о каких-то предметных переговорах.
Сама Франция оставить в своем флоте предназначенные для России корабли вряд ли может. Во-первых, страна сокращает оборонные расходы, а, во-вторых, у нее уже имеются три «Мистраля». Зачем им еще два «заточенных» под стандарты российского ВМФ корабля, на перестройку которых придется выложить кругленькую сумму, совершенно неясно. При этом простой вертолетоносцев обходится французскому бюджету в 3 млн евро ежемесячно.
В такой ситуации, отмечает Le Figaro, среди основных вариантов всерьез рассматривается их демонтаж и утилизация либо затопление. Кто именно озвучил эту идею, которую при всех объективных обстоятельствах иначе как абсурдной не назовешь, не уточняется.
С глаз долой - из сердца вон
В мировой истории неизвестны случаи, когда полностью построенные и фактически боеспособные суда затапливались или еще каким-либо способом уничтожались без военно-стратегической необходимости. Пожалуй, самым известным и первым масштабным случаем, когда затопление было вызвано оборонительными целями, стала отправка на дно судов в Севастопольской бухте в ходе Крымской войны 1853-1856 годов. В 1919 году германские моряки затопили у берегов британской военно-морской базы Скапа-Флоу на Оркнейских островах собственный флот, который ждала передача победившим в Первой мировой войне англичанам и французам. А в ноябре 1942 года вишистская Франция затопила более 70 судов на рейде Тулона, чтобы они не достались Германии.
Что касается разделки строящихся судов, наверно, самым трагическим примером является частично готовый советский атомный авианосец «Ульяновск», который едва обретшая независимость Украина пустила под нож в Николаеве в 1992 году.
Нынешняя Франция оказалась в уникальной, практически патовой ситуации. Ей предстоит нелегкий выбор между колоссальными геополитическими издержками в случае если она, вопреки мнению Запада, передаст корабли России и огромными финансовыми потерями при выплате россиянам компенсации. В последнем варианте еще и серьезно пострадает имидж французов как активных игроков на мировом рынке вооружений.
России же, в общем, нечего терять при любом раскладе: мы получим либо свой заказ, либо неустойку, которая может достигнуть 3 млрд евро и компенсирует не только материальный, но и моральный ущерб. Примерно об этом и договорились Владимир Путин и Франсуа Олланд в конце апреля.
via
ФАН