Скопировано с WayBackMachine. Когда у меня ещё были в 2011.09 физически подшивки журнала - скопировал статью об игре на radikal.ru, который в 2022-ом пропал:
Настоящее Все с чего-то начинается. Фэнтези: Сальватор, Муркок, Ле Гуин, Сапковский, Гуддкайнд… Фэнтези началось с Толкиена. Кто-нибудь задумывался, с чего начался Толкиен? Курю в окно… В нашей курилке теперь есть окно - разве вы не знали? Толкиен начался с кельтских и скандинавских мифов, с рун ирландских бардов и узоров немецких легенд. Это скажут вдумчивые и образованные, и они скажут правду. Потом инициативу перехватят острословы. Они обязательно выскажутся, что основной магический предмет, ради которого в пыль обращались судьбы целых поколений, взят из русской народной песни «Потеряла я колечко!». Мол, Надежда Бабкина знает толк в артефактах… Меня заносит все дальше, но останавливаться не собираюсь… Просто смотрю на снежок. Сегодня в Департаменте тихо. Не души. Совершенно безлюдные и пустые коридоры… Привычный снежок на улице…. Когда начинаешь мурлыкать любимую мелодию, можно забыться и обжечь сигаретой пальцы. В другой руке чашечка кофе - и это миг спокойствия.
Все с чего-то начинается. Мюзиклы: «Иисус Христос - Суперстар», «Кошки», «Призрак оперы», «Юнона и Авось», «Норд-Вест»… Мюзиклы начались с… Кстати, с чего начались мюзиклы? C древней прабабки джаза, - афро-музыки, темной, как кожа истинных хозяев этих земель, и глубокой, как воды озера Чад. Из песен рабов под аккомпанемент цепей и молотов, спорящих с бренчанием белого кантри, которое мы никогда не поймем, потому что имеем «свой ответ Америке» - авторскую песню и трижды задолбавший шансон. Из самого американского образа жизни, где шоу перерастает в патриотизм и наоборот. Примерно так же, споря, пастухи Европы некогда мирились с горнистами и скрипачами, собираясь в симфонический оркестр. Потом на огонек заглянули певцы, и началась опера. Что-то вьюга за окном стала сильнее, - настолько, что я начинаю чувствовать холод сквозь материнское тепло батарей. Закуриваю вторую сигарету… Сегодня я попытаюсь рассказать вам о Легенде. О большой, древней легенде, из которой выросли мюзиклы и из которой появился Толкиен. Удивлены? Я тоже. Впрочем, статья не о легенде, а об игре, которая создана по мотивам этой легенды. Вернее, о ее второй части. Игра получилась странной, нетипичной, нехитовой. О ней не будет сложено легенд, и админы в компьютерных клубах не проинсталят ее на свои машины. Потому что в эту игру нельзя шпилить. Ее нужно смотреть. Ее нужно чувствовать. Игра, собственно, о великом Кольце, которое привело к Гибели Богов и положило начало расцвету расы людей. Единственная игра, прародителем которой стал не писатель и не режиссер, а композитор. Имя ему - Вагнер. Имя игре - Ring-II. Прошлое Древний-древний мир. Настолько древний, что гномы в нем свободно ходят по каменным мостовым, а эльфы дотолкиеновского периода не высокие и прекрасные, а маленькие и ушастые. И зовутся попросту нечистью. А чистых тогда и не было, потому что не было водопровода - римляне его не придумали, потому что Рима еще не построили. Вы ведь так представляете себе это? А представьте себе мир еще более древний, в котором нет ни мостовых, ни гномов, ни ушастых эльфов. А что есть? А хрен его знает. Говорят, где-то под землей снуют карлики, но не гномы. В большинстве своем - рыжие, ибо подлые и корыстные. Где-то в горах тусуются великаны, но не тролли. Где-то в долинах живут люди, о которых известно и того меньше. И где-то совсем непонятно где - боги. Вотан (более знакомый читателю как Один) - главный бог, исполняющий обязанности Зевса в германском мире. Норны, три пифии, прядущие нити судьбы всего мира. Тор, бог войны, и Локи, бог строить подлости остальным богам. Эрда-земля… Все это огромный германо-скандинавский эпос, точнее, быль - ведь в Древние Времена все это и вправду было. Германия. Долина Рейна. Уродливый, но вполне довольный собой карлик Альберих, нибелунг по национальности, как-то впотьмах гонялся по берегу Рейна за русалками. Понятно, зачем гонялся… А тут солнце взошло, и в Рейне что-то заблестело. Карлик заинтересовался. И когда уставшие от домогательств русалки защебетали карлику про то, какое красивое колечко можно сковать из золота, что на дне Рейна, тот понял, что на свете есть дела поважнее. Нет, русалки - не дуры. Дело в том, что сковать колечко и подчинить его силой себе весь мир мог лишь тот, кто пошлет любовь ко всем чертям с матерями, а карлик показал себя вполне тупым и любвеобильным - настоящий мужчина. Увы, русалки просчитались. Проклял Альберих любовь, послал Рейну привет от Тибра и дал деру с этим самым золотишком. Будущее Инсталляция. Загрузка… Ролик! Космический корабль, на палубе которого стоят солдаты и беседуют. На носу корабля стоит великий воин Зигфрид, сын Зигмунда и Зиглинды. Он в печали, потому что везет свою возлюбленную на свадьбу, сам того не зная. Он стал великим воином, но оказался игрушкой в руках высших сил. Его историю мы узнаем от беседующих солдат. Ролик заканчивается… Первые впечатления: ролик не потрясает качеством исполнения, но потом становится понятно, что разработчики делали ставку совсем не на ролики. Вторые впечатления - откуда в древние века космические корабли? Это тоже прояснится чуть позже… правда, не совсем окончательно. Пока будем считать, что действие легенды про Зигфрида происходит в далеком будущем. Эдак во времена правления династий Атридесов и Харконненов… И сразу же начинается геймплей… Стойте, стойте, а куда вы дели главное меню? Его что, нет вообще?! Возвращаюсь в Ридми: главное меню вызывается с помощью F1… Ф-ф-фух… …внутри которого угадываются: кузница, старый нибелунг (Мим) и нечто несуразное, напоминающее боевого «меха», но очень уж неповоротливого и древнего. Карлик приказывает - существо должно выполнить его требования, карлик ругается - существо молчаливо сносит унижения. Это существо - будущий великий воин. Это существо - вы. Вам неудобно и тесно, потому что «костюм-клетка» стесняет движения. Вы двигаетесь под музыку Вагнера… Недалекое прошлое Жил да был в XIX веке в далекой немецкой стороне композитор. Родился он 22 мая 1813 года (наши тогда как раз Наполеона добивали) в семье чиновника и дочери мельника, и прозвали его Вагнером. Прямо так и звали: «Вагнер, растудыть тебя, ты когда за комнату будешь платить?!» или «Вагнер, сын безродного цыгана, почему ты опять «ля» сыграл вместо «фа»?» И была у этого Вагнера заветная мечта - написать что-нибудь эдакое, чего никто не писал. Джаза тогда не было, хард-рока тоже, да и рэгги не лабали. Только классическая музыка. «Ну и пусть будет классическая! - решил молодой Вагнер, - Только чтобы такая, чтобы все ахнули и охнули!» А что ж такого в классической музыке можно придумать, чтобы все ахали и охали? Казалось, там все уже давно придумано, нечего колесо изобретать! И начал тогда Вагнер экспериментировать. Разъезжал по малым и большим Европам, писал оперы, трактаты, срывал овации, нарывался на языки критиков, дирижировал, преподавал, проникался революционными идеями. Пока, наконец, его в 1849 г. не сослали с глаз долой в Швейцарию. И почти всю свою сознательную жизнь (!!!), тайком от остальных, Вагнер писал свое «нечто эдакое, чтобы все на уши встали». И выходила не просто пьеса или опера, а огромная тетралогия (четыре оперы) Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen). А вдохновляла его древняя легенда о Кольце. Которую практически забыли и задвинули в пыльный архив древних баек… Будущее «Приключенчески-головоломные игры делятся на три категории: чистые квесты, квесты адвенчурного плана и просто адвенчуры…» (взято с форума, который поглотила пыль времен) Разработчики очень старались ошарашить нас, и у них получилось; даже полностью консольное управление тому не помеха. Прежде всего - графикой и фантазией, с которой создавалась эта графика, чтобы воплотить мир богов, в который только и остается что верить. Что же требуется от нас, рядовых геймеров? Собственно, самую малость - помочь безмолвному безымянному существу стать героем из героев, навлечь на себя гнев богов и предвосхитить их гибель, перековать сломанный меч заново (ничего не напоминает?), победить огромного дракона, полюбить прекрасную валькирию (это особый пункт!), и главное - завладеть Кольцом, а с ним и судьбой мира. Сложно, да? Да нифига не сложно! Потому что это не экшен, не зубодробительный квест, а всего лишь адвенчура. А это, знаете ли, такой жанр, которому по долгу службы положено помогать себя пройти. И Ring II помогает. Во-первых, консольное управление совсем не напрягает. Даже в тех случаях, когда нужно действовать предельно быстро и точно (будет и такое). Во-вторых, в случае смерти персонажа чаще всего оказываешься перед тем моментом, в котором протупил (не среагировал, по привычке схватился за мышь, разговаривал по телефону - нужное зачеркнуть), в общем, умер или лишился права продолжить игру. Хоть сэйвиться все же стоит. Кстати, сейвы предусмотрены и во время диалогов ( F1 - не забудьте). В третьих, все сложности прохождения с лихвой окупаются теми пейзажами, которые геймер видит перед собой. Пытаешься сравнить то с мрачным киберпанком Druun’ы, то с фантастическим эпосом Дюны (фильма, а не игры) - не сходится! Поздравляю товарищи, вы присутствуете при рождении совершенно нового жанра - эпический киберпанк. Возможно, Ring II так и останется единственным образцом этого жанра - не беда! Почему?.. Об этом в следующий раз… Не выдавать же разом все тайны. Без них бытие блекнет…
Прошлое А в это время бог Вотан (по правде говоря, он богом стал потом, когда ему удалось всех надуть) трудами двух лохов-великанов, Фафнера и Фазольта, отмахал себе Валгаллу. Настал черед расплаты. По контракту, работяги должны были получить в жены Фрейю, богиню молодости, поставлявшую вотановскому кодлу молодильные яблоки. Надо было срочно сообразить что-нибудь взамен, потому как боги только тогда боги, пока вечно живые и бодрые. Надо сказать, задача не из легких - кто согласится променять любовь, на что - на вечную пьянку? Пришлось потрусить Локи, который любил шнырять по миру и знал все последние сплетни. Тот и рассказал про отважного коротышку Альбериха, устроившего из своего королевства Нибельхейма настоящий СССР силой своего кольца. В общем, спустились Вотан с Локи вниз и украли у нашего карлика его «прелесть». А в придачу и все то золото, которое ему нарыли стахановцы-нибелунги. Но обиженный Альберих в сердцах добавил в прошивку кольца важную фичу - проклятие. Жаль было Вотану отдавать колечко: золото - пожалуйста, даже шлем чудесный, скованный Албериху братом Миме, который мог превращать обладателя во все что угодно, но колечко начинающий верховодник решил зажилить. Тогда из-под земли вылезла мать-сыра земля богиня Эрда и таки устыдила своего не в меру увлекшегося сынишку. Послушавшись маму, Вотан отдал проклятое колечко, которое лохи-великаны тут же не поделили, в результате Фафнер убил Фазольта, забрал золото, кольцо и шлем, напялив который, превратился в дракона и уединился со своим барахлом в пещере. А боги наконец-то успокоились, и стали реальными конкретными богами. Окончание следует.
Далекое прошлое Мы тормознули на Богах Скандинавии и Германии? С них и стартуем. Зажил, Вотан, значится, в Валгалле с богами, а Фафнер - в пещере с кольцом. Каждому свое, вроде бы, да только ситуация не совсем стабильная получилась. По-хорошему колечко бы надо забрать, мало ли каких оно дел натворит в драконьей лапе?! Власть над миром - штука серьезная, тут и Валгалле не устоять. Только Вотану (Одину) лично этого делать нельзя, потому как он связан договором, то бишь законом, а на законе только и держится его держава. Кто придумал этот закон, об этом уже изрядно зубоскалили всякие светлые головы, дескать, и над богами тоже бог. А хоть бы он и сам себе их придумал - что это меняет? Разве не может бог подчиняться договору? Вы представляете себе, если бы наш Господь преступал бы через свои заветы направо и налево? И тогда решил Вотан от всех втихаря пойти в народ. Нашел себе бабенку, сделал от нее детей - мальчика и девочку - и уволок обоих в лес. Мальчика назвали Зигмундом, девочку Зиглиндой. Так и тусовался с детьми по лесу, будто волк с волчатами, и учил их жизни. Оттого его и прозвали Вельзе (Вельфе), а детей, соответственно, Вельзунгами (Вельфингами). (Кстати, тот же Вагнер в другом месте утверждает, что английское слово «эльф» (Вельфинг), равно как и «гоблин» (нибелунг) - из этой же оперы :-). Причем речь идет вовсе не о незапамятных временах, а о средневековой династии франков; Зигфрид же у него выступает то ли Барбароссой, то ли и вовсе Иисусом Христом. Шутки шутками, но теория бытности Иисуса в Средние века - одна из модных научных новинок. - прим. Шолотля). Потом и отец куда-то делся, а детки развеялись по миру. Девчонку поужинал и потанцевал какой-то хмырь, Хундинг, да и сделал Зиглинду своей женой. Несколько лет пролетели как один день, в тоске и рутине. Разве что забредший раз странник повеселил - ни слова не говоря, всадил меч в очаг по самую рукоять. И тут черти приносят Зигмунда, во время бури, как подобает романтическому герою, к этому самому семейному очагу. Настоящее …Вы не забыли, о чем речь, пока я бегал за сигаретами? …В ста шагах от Департамента есть замечательный ларек, в котором цены практически оптовые. То есть, теоретически они высокие, а практически они оптовые. Это потому что в ларьке торгует замечательный человек, который постоянно делает агентам скидки. Я обязательно расскажу и об этом человеке, и о ларьке - но попозже. У ларька даже есть имя - «Под знаком AI»… Если окончание статьи-дилогии Ring II пойдет под шапкой «Новоселье» - не верьте этой шапке. Сейчас мы развернем тут самый настоящий «университет». А Университет - это вам не КПИ, тут все серьезно и чинно… Кроме самих педагогов. Только вот ни одного совета по прохождению не будет. Зачем адвенчуре подсказки? Мы всего лишь расплетем узоры Истории, как расплетают косы девушке. Допоем о Великом Кольце и огромной заварухе, которая вокруг него завертелась. Во всех мирах - начиная от языческой Германии и заканчивая Средиземьем, киберпанком и мюзиклами. Кольцо того стоит. Внимание! На ринг вызывается Прошлое. В качестве победителя. Будущее валяется в глубоком нокдауне, ибо как бы ни была хороша собой игра, она пасует перед своими истоками. Недалекое прошлое В начале 50-х годов XIX века (наши тогда с турками воевали, а Тарас Шевченко вернулся из Казахстана - стихи привез) Рихард Вагнер закончил две первые части тетралогии «Кольцо Нибелунгов» - ровно половину. И разрабатывал он концепцию так же тщательно, как через полвека после него будет это делать Джон Рональд Руэл Толкиен. Как чувствовали оба - их имена обессмертятся… Не Кольцом единым, однако, жив человек. Вот и Вагнер отвлекся от «Кольца Нибелугнгов». На время. На оперу «Тристан и Изольда», которую настрочил за две недели от большой любви - несчастной, разумеется, - и которой перевернул всю музыку вверх тормашками. Опера имела огромный успех и показывалась при дворе баварского короля. Вагнер тоже имел этот успех, имел вместе с Баварией и королем... Потому что опять вернулся к «Нибелунгам». Несколько провальных показов его не смутили, талантливый мужик упрямо повторял: «Это ж только две первых части - вы на все вместе посмотрите, а потом будете говорить!» И пока его хаяли, закончил еще две части. Везучий, однако, был человечище! Слава настигла его при жизни… Настигла, правда, когда у Вагнера умерла жена, когда большинство друзей отказалось от него, а очередной король послал в очередную ссылку. Но другие гении и такому запоздалому счастью были бы рады. После премьер «Золота Рейна» (1868) и «Валькирии» (1870) Вагнер встал во весь рост, а заодно стал законодателем европейской моды (у наших в это время родился Ленин - революционеры держатся стайками!) Но и этого Рихарду было мало. Новая музыка, говорите? Стройте мне новый Театр! И строили, знаете ли… Уже тогда ему прощалось все. Год 1876-й. Вагнер, которому уже стукнуло 63, сидит в атласной ложе собственного театра, который открывается премьерой его «Кольца Нибелунгов». Скоро дадут третий звонок… Скоро в классической музыке состоится окончательная и бесповоротная революция… Для самого Рихарда последний звонок наступил 1883 году, - не выдержало сердце. Странно, что гений прожил так долго - обычно им отпускается тридцатник с копейками. Будущее Ring II разнесли в пух и прах во всех (!) игровых обзорах. Даже Игровые порталы-недруги в один голос заявили, что тратить свое время на легенду о Зигфриде не стоит. Поразительное единодушие! А вот почему. Разработчики пошли практически против всех стереотипов квеста. Пошли сознательно и смело, заявив, что в этом мире нет правил. Только те, которые диктует Легенда Результат - игра получилось нетипичной. «Не открылось само собой - примени предмет». Стандартный квест: ты нажал на рычаг - дверь не открылась. Значит, рычаг сломан, и к нему нужно «применить» что-нибудь. Нестандартный квест: Тебе плевать, что не открылось с первого раза. Нажимаешь на тот же рычаг еще, еще… рычаг 3 попытки 7, 15, 21… жесткая медитация. Опа! И только на двадцать первом нажатии он открывается! В Ring II были подобные задачки…. Реалистично? Дерзко? Я бы даже сказал, по-нашенски. Жми, пока не заработает или пока не сломается! Квест - для разгадывания загадок в малых локациях, а адвенчура - в больших. В Ring II если и мелькали чистые квесты, их полностью заслонили те самые аркадные задания, которые так раздражают остальных обозревателей, да и геймеров. Но разработчики гнули свое - Зигфрид не книжный червь, а воин. Поэтому будет не только чесать затылок над очередной головоломкой, но и скакать по рушащимся плитам, обманывать пауков и т.д.; все будет, кроме… сражений на мечах. Для этого есть ролики. Опять же, получилось нетипично и странно, но… интересно. Адвенчур с плохим концом не бывает. К тому же с плохим концом, известным заранее. Оказывается, бывает! Разработчики преспокойно делают трагический финал, в котором погибают два главных героя. Вот такая вот ломка стереотипов, иллюзий и желания писать о том, что привычно. Делу время - ругани час. Смачной ругани! Движок SINERGY показал полную небоеспособность для адвенчуры. В отдельных эпизодах главный герой двигается красиво. Но чаще утопает в траве, камнях, стенах. Плывет посуху, аки по воде. С остальными персонажами еще хуже. Конец игры скомкан, ибо всю «Гибель Богов» (Вагнер десятилетия на нее потратил) показали за две минуты (!!!) в заключительном ролике. Повторюсь, ничего этого не замечаешь, пока окунаешься в атмосферу игры. Кроме последнего ролика. Такого безобразия пропустить мимо глаз нельзя. Игру быстренько скомкали и закончили, потому что не успевали доделать, потому что девелоперскому хозяину надоели эксперименты… да мало ли почему?! Нам, что, легче от этого? Итак: в Ring II я предвижу рождение далекого виртуального будущего виртуал-игр, а именно: интерактивного фильма. В зародыше Ring II нам это преподнес. Брать - не брать игру? А, разве я вас не заинтересовал еще? ОК, продолжаем. Далекое прошлое Дальше все совсем запущено: братец, узнав сестру, хочет на ней жениться (!), а муженек, узнав Зигмунда, признает в нем своего кровного врага. На поединок, который должен состояться завтра, Вотан направляет свою любимую валькирию, Брунгильду, чтобы та принесла победу Вельзунгу. Но в самый патетический момент вламывается Фрика, вотанова жена, и начинает вычитывать его за измену. Как богиню семейного очага, ее особенно раздражает угроза инцеста. Вотан, хитрость которого разгадана, понимает, что сам он попал в пикантное положение и повторяет приказ с точностью до наоборот: оказывается, порешить надо Зигмунда, а даровать победу Хундингу. По обычаю Брунгильда является приговоренному перед битвой, у них происходит задушевная беседа. Разумеется, аргументы Зигмунда валькирию впечатляют больше, чем папашкины (она Вотану тоже дочерью приходится, от Фрики), и она решает послать того подальше, поддавшись благородному человеческому чувству. Вотан, однако, решил на всякий случай проинспектировать ситуацию: в решающий момент он появляется на поле боя и подставляет под удар меча свое Копье Закона. Нотунг, чудесный меч, им же и подаренный Зигмунду на будущее совершеннолетие, ломается в куски, а Зигмунд падает убитым. Брунгильда хватает в охапку обалдевшую Зиглинду и улепетывает к сестрам. Звучит пресловутый полет валькирий :-) - на редкость точно угаданная кульминация, - сестрички слетаются на свою любимую скалу. Разгневанный Вотан, естественно, тут же отправляется вослед, но непослушная дочурка успевает спрятать Зиглинду в лесу с обломками меча в подоле и дитятей в брюхе, которое она успела нагулять за ночь. Это чудное дитя и есть наш Зигфрид. Гнев, много гнева… Вотан лишает ослушницу погон и нашивок, а заодно и бессмертия, однако, памятуя былые заслуги, погружает ее в вечный сон, окружив кольцом огня, чтобы она не досталась в жены какому-нибудь горному козлу. Только истинному арийцу, герою! Настоящее [внутрішня міфологія старого журналу] Опаньки! Кажется, еще одна пачка подошла к концу. Кошусь в окно на ларек… В Департаменте все та же полная тишина…
Хорошо, начнем расплетенеие кос Истории. Была когда-то древняя легенда о Кольце. Забылась. Возродилась в сказке братьев Гримм, повествующей о злобных гномах, укравших кольцо. Опять подзабылась… Вагнер. Вдохновленный «Нибелунгами», он создал тетралогию, и, главное - для каждого героя - своя музыкальная тема. Не будь этого нововведения, не было бы мюзиклов с их яркими темами героев. Мюзиклы, скажите спасибо почившему в веках Вагнеру, что вы есть - ибо в свои времена он был как Джимми Хендрикс 60-х - первооткрывателем. Кольцо подхватил Толкиен в 30-хх - и создал по нему библию всех поклонников фэнтези. Ни много ни мало. Кольцо подхватил режиссер Патрис Шеро, в 1976 г., поставив ее так, что это вызвало шок и ужас в чопорном мире классики. Герои у него одеты в костюмы XIX века (помните Арканум? - западные разработчики чутко следят за новинками «большого искусства»), меч куется паровым молотом… Кто следующий хозяин Кольца? Эльфы, гвельфы, гвельфинги, вельзунги - это одно племя. Нибелунги - другое… Вражда эльфов и гномов… за Кольцо. Сходится. Меч, ждущий своего часа, король Артур… Сходится. Из тайных укрытий над нами хохочут эльфы и гномы… Нужно, нужно все-таки отыскать это Кольцо, позвать Зигфрида, братьев Гримм, Вагнера, Толкиена, Шеро, Питера Джексона и положить его туда, где лежало и никого не трогало - на дно Рейна. В Германию. И может, мир наконец вздохнет полной грудью, впервые за несколько тысячелетий? Эпилог Любопытный факт: В 1851 веймарский двор предложил Вагнеру 500 талеров (!!!) за то, что он допишет свою тетралогию за год. Отказал Рихард. [внутрішня міфологія старого журналу] Времена меняются. Через 150 лет один Талер предлагает вам одного Вагнера и два Ring`a. Ну что, пришло время соглашаться?