С того времени, как Церковь стала не просто общиной людей, исповедующих веру в Христа, но и государственным институтом, перед ней, что называется в полный рост, встала проблема, искушения властью: та же проблема, какая стояла перед Христом в пустыне.
Евангелист Лука описывает это следующим образом:
И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое.
Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. (Лк.4:5-8)
Церковь же для спасения душ верующих не может целиком и полностью удалиться в пустыню (тем более, что и Христос после искушений из пустыни вышел к людям, проповедуя Слово Божие). Однако, становясь государственным институтом, важно не потерять и мистическую сущность церкви как невесты Христовой - именно так это представляет апостол Павел (2 Кор 11, 2).
В борьбе за власть, не только духовную, но и светскую, Римская католическая церковь в лице папы Галасия I разработала концепцию двух мечей (лат. doctrina de duo gladii), по которой власть представляется как меч, и оба меча - духовный и светский принадлежат Церкви. Основана эта концепция на аллегорическом истолковании упоминаний о мечах в Новом Завете. Так сначала эти два меча появляются на Тайной вечери в следующем эпизоде:
Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и сумý; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч;
ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу.
Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. (Лк.22:36-38)
Далее эпизод с мечом продолжается в сюжете с арестом Христа слугами Синедриона:
И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; (Мф. 26:51-52).
Однако, сказано не "брось свой меч", а "возврати обратно", то есть меч остается у ученика Христа. Учитывая тот факт, что в Библии прямо сказано, что Христос дал власть в церкви Петру («И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою... (Мф.16:18)), логично вытекает, что мечи как образ духовной и светской власти вручены апостолу Петру, который считается основателем Римской церкви, и, таким образом, все светские государи должны подчиняться Папе.
Однако с постепенным снижением политического значения папства в Европе в 14-15 веках, теряет и свое значение теория двух мечей. С точки зрения Православной церкви, католичество ради светской власти занизило значение мистического значения церкви и произошло её обмирщение, то есть католическая церковь не смогла преодолеть второго искушения Христа.