Смех обусловлен биологически. Это не наученное, это в нас изначально заложено. Дети начинают смеяться в 4-6 месяцев. Дети, которые никогда не видели смеющихся взрослых, все равно смеются. Дети, слепоглухие от рождения,- тоже смеются. . У взрослых потом причины для смеха ветвятся разнообразно и сильно отличаются,- человек от человека, культура от культуры и век от века. Все дети смеются примерно об одном. Самая смешная шутка в истории человечества,- «ку-ку», разновидности «Peekaboo» есть у всех народов. Пощекотать, понарошку пихаться, подбросить и поймать. Ну и, разумеется, великий суперблокбастер,- «а вот кого сейчас догоню и поймаю поймаю». Эти твари мертвы уже десятки тысяч лет, мы давно и надежно забыли, кто они такие и как выглядят, и не встретим их даже на дне архетипов и в потаенных углах самых древних кошмаров. И мы до сих пор учим своих детей от них убегать.
И правильно делаем, между прочим. Крыса, выращенная без детской крысиной возни, критично теряет в адаптации и не умеет адекватно подстраивать агрессивное/пассивное поведение под требования ситуации. В давнем техасском исследовании убийцы-соципаты в 90% случаев были лишены обычных детских игр. Так что если с другой стороны взглянуть, то эти твари все еще с нами.
Аналоги смеха есть у всех высших приматов, и нет больше ни у кого. Игривое настроение, сопровождаемое специфичной мимикой и вокабуляцией,- расслабленное лицо с открытым ртом и ритмический стереотипический звуковой сигнал. Часто сопровождает игры детей и подростков, реже встречается у взрослых особей. Можно пощекотать детенышей разных приматов,- человеческого и других высших обезьян (шимпанзе, бонобо, горилла, орангутан), гиббона-сиаманга (ближайший к нам не-гоминидный примат). Все будут издавать на это какие-то звуки, но структура принципиально отличается у гоминидов и гиббоновых. В пределах высших приматов общие свойства типовые, но конкретные акустические характеристики у человека сильно отличаются от орангутанов, меньше от горилл, и практически идентичны с шимпанзе и бонобо. Типовые 210миллисекундные сигналы образующие стереотипические вокализации, в среднем по 0,6-0,8с каждая, с основной частотой 270Гц (для мужчин) и 510Гц (для женщин) и объединенные в серии в 3-4 раза превышающие стандартный дыхательный акт. Это и есть смех. За счет прямохождения плечевой пояс у нас расправлен, гортань смещена книзу, объем единовременно удерживаемого воздуха выше, поэтому у человеческого смеха самая четко выраженная ритмическая сетка, регулярные вибрации, долгие серии, наибольший частотный диапазон и энергичность выдоха. Но это все тюнинг.
Я это повторяю каждый раз, и не устану, и сейчас опять скажу. В человеческой природе нет ни единого уникального свойства. Вероятный общий предок всех Hominidae, живший примерно 12-16млн лет назад, - вот это было инновационное решение. А мы,- просто топовая модель в линейке (что, в общем, тоже неплохо). Таким образом, смех вообще появился где-то 5-7 миллионов лет назад, на уровне общего предка гоминид, и в дальнейшем усложнялся и эволюционировал. В более-менее нынешнем виде смех появился, когда люди уверенно встали на ноги, т.е. где-то с хабилиса, 2млн лет назад.
(Не важное, но интересное дополнение. Если честно, кроме людей еще смеются крысы. Обычный серые пасюки в игривом и довольном настроении издают не слышимый человеческим ухом щебет в 50кГц, который функционально и ситуационно является аналогом гоминидного смеха.)
Как смех появился и зачем он нужен?
Смех социален, имеет смысл только в рамках межперсональных взаимодействий. Наедине с собою люди улыбаются и смеются в 30 раз реже (причем даже когда человек смеется «тихо сам с собою», все равно там скорее всего присутствует «виртуальное» социальное взаимодействие). Произошел от сигналов тревоги и основан на тех же нейробиологических механизмах, что и страх- вы вряд ли отличите на фМРТ мозг смеющегося человека от мозга испуганного человека.
Общих эволюционных теорий комического существует множество, они частично дополняются, часто конфликтуют. Из самых известных, - модели Фредериксона (расшаренный эмоциональный статус), Рамачандрана (ложная тревога), Оуэна (защита от читера), Ризолатти (автоматическое резонансное поведение). Я, как убежденный сторонник идеи групповой эволюции, здесь и далее собираюсь тенденциозно освещать симпатичные мне концепции и замалчивать все прочие.
Смех гораздо старше языка. Дети начинают смеяться гораздо раньше, чем ходить и уж тем более,- разговаривать. Если рассмотреть типичные ситуации, вызывающие у ребенка смех,- это потенциально опасные и угрожающие события, происходящие в дружественном контексте и в безопасной среде, причем это несоответствие не враждебно и предсказуемо для ребенка. Мы корчим ребенку рожи, хватаем его, щекочем, подбрасываем в воздух. Те же самые действие со стороны рассерженного родителя, либо вообще от незнакомого человека, будут вызывать страх и плач. Если кто-то намного выше и сильнее, схватит вас и начнет подбрасывать в воздух на высоту в 3-4 ваших роста и потом ловить,- насколько вам это понравится? Скорее всего, вообще не понравится. А если этот «кто-то»,- близкий вам человек? Если бы ваш папа сейчас был в состоянии подкинуть вас на 4 метра? Меня бы это все равно не развеселило (хотя черт его знает, гипотеза требует эмпирического подтверждения).
Таким образом детеныши через игривую и забавную возню осваиваются в этом суровом мире. Это у всех млекопитающих так, не только у людей. И котята игривые, и слонята, и щеночки пятнистых гиен, и малыши китов-убийц, и кто угодно. И обычно все эти детские забавы и игры сопровождаются какими-то звуками,- сопение, рычание, повизгивание etc., но это все варианты обычных звуков взрослых животных, лишь у приматов (ну и еще у крыс) для озвучки «веселья и игривости» появился специальный звук, и это оказалось настолько удачной идеей, что смех стал использоваться в самых разнообразных ситуациях.
Выделяют Дюшенновский и не-Дюшенновский смех (в честь невролога XIX века, который впервые выделил и описал работу мимических мышц, задействованных в процессе). Смех Дюшенна,- это то, что мы называем «искренним», «смехом от сердца». Возникает непроизвольно, человек его сознательно не контролирует. Этот смех заразителен, когда рядом кто-то смеется Дюшенновским смехом, мы непроизвольно сами начинаем улыбаться, наш эмоциональный статус подстраивается под эмоциональный статус смеющегося (особенно, если к этому человеку мы изначально испытываем какую-то симпатию, в частности, поэтому нас так веселит «задорный детский смех», особенно если это наш ребенок). Это не значит, что нон-Дюшенновский смех фальшивый и какой-то плохой, вовсе нет, это обычный наш вполне искренний смех, взрослый человек относительно редко смеется неконтролируемым смехом. Не-Дюшенновский, контролируемый смех, тоже может сопровождать (и часто сопровождает) неподдельное веселье, но этот смех интеллектуально и/или социально обусловлен, это явление более высокого порядка, это уже «от головы», а не «от сердца», он также оказывает влияние на окружающих, но в гораздо меньшей степени.
Классический смех Дюшенна,- синхронное, симметричное и непроизвольные сокращения лицевых мышц с открытием рта, поднятыми кверху углами губ и сокращение круговых мышц глаз с образованием мимических морщин в форме «гусиных лапок». Это то, что мы называем «искренняя улыбка». Специально обученный человек, актер или политик, может изобразить по желанию «открытую улыбку», это очень сложно, но в принципе выполнимо. Весь же комплекс,- и улыбку и звуки смеха,- подделать практически невозможно. Человека можно ввести в заблуждение насчет «степеней неискренности», выдать фальшивую улыбку за дружелюбную, как-то имитировать в пределах контролируемого смеха, но смех Дюшенна любой человек определяет мгновенно и безошибочно. Это биология, этот акустический сигнал не подделывается.
Что же в нем такого важного? Это способ манипулировать эмоциональным состоянием человека, и как следствие,- это способ контроля и управления социальным поведением. Поэтому так важно, чтобы а)действовало на всех, б)эффект был неподвластен сознательному контролю и в)его нельзя было специально подделать и с целью злоупотребления.
На практике, разумеется, все три правила можно обойти, это же не законы физики, тут нет абсолютных правил. Но это все-таки отдельные случаи, нам важны типовые реакции, человеческий массив, середина гауссианы.
Мы такой успешный вид, потому что у нас есть сложное и пластичное поведение. А сложное поведение у нас есть, потому что у нас есть социальность. А социальность у нас есть, потому что мы умеем испытывать личные чувства к другим человеческими особям. То есть у нас есть персонально окрашенные эмоции. А они у нас есть, потому что мы способны к эмоциональному вовлечению. А эмоциональное вовлечение у нас есть, потому что есть специальные структуры и механизмы, за это отвечающие. Например, - инсулярный и префронтальный кортекс. Например,- зеркальные нейроны и нейроны фон Экономо.
Зеркальные нейроны появились как способ научения, они фиксируют чужое целевое поведение и воспринимают его как свое, т.е. животное так перенимает опыт старших товарищей. Постепенно зеркальные нейроны стали оценивать не только действие, но и состояние, мы стали понимать чужие эмоции и воспринимать их как свои, от этого появилась эмпатия, симпатия и антипатия, сопереживание и чувство общности (равно как и внутривидовая враждебность), и как следствие,- социальная организация, основанная на личном эмоциональном вовлечении.
Конкретно в восприятии и формировании смеха ключевым узлом является дополнительная премоторная кора, она же зона Бродманна 6. Там собирается моторный импульс, который затем превратится в улыбку и смех. Какая будет улыбка,- настоящая или фальшивая, будет ли смех искренним или контролируемым,- это зависит от других отделов. Базовая, скелетная, сенсорно-моторная схема собирается тут, называется это prefrontal motor circuits
Поэтому-то смех так заразителен. Другой смеется- мы смеемся. Люди вокруг веселятся,- наше настроение повышается. Так получается пресловутая «волна позитива и хорошего настроения». Сенсорная кора оценивает мимику, экспрессию, вербальные и невербальные сигналы, пластику и вокабуляцию. Инсулярная кора мониторит внутреннее состояние и контекст. Гиппокамп извлекает банки памяти об аналогичном личном опыте. Все это собирается вместе и запускается сходный процесс. Ввод лимбической системы. Ввод таламических моторных зон. Активация хаба ростральной зоны АСС. Готовность префронтальной коры. Готовность премоторной зоны Бродманна 6. Узлы покрышки ствола. Узлы шва. Го
Я танцую пьяный на столе. Нума нума е.
Расшаривание эмоционального состояния,- это полезно. Быстрое переключение на положительные эмоции в моменты сытости и безопасности,- соответственно, сброс предшествующих стрессовых состояний и негативного эмоционального статуса. Кроме того,- обозначение безопасного социального несоотвествия (концепция «nonserious social incongruity»), «ложная тревога» и обозначение не случившейся угрозы .
Поэтому самые незатейливые и смешные шутки,- когда кто-то запнулся, подскользнулся, упал, но это не опасно и не страшно. Смех,- обозначение, что потенциально опасная ситуация на деле не опасна. Фактически, это сигнал fake alert. Потенциально угрожающая ситуация, разрешившаяся без реального вреда. Шутка с тортом или с банановой кожурой, Чаплин наступает на шланг, рыжий клоун дает пинка белому. Самая популярная форма комического, от пещерных костров и до «Сам себе режиссер». Мы не смеемся над чужой болью, мы сигнализируем, что упасть-то упал, но все ок, обошлось, соплеменник жив-здоров. Помимо того, что это истинная правда, это объяснение может сгладить неловкость, если ваша девушка комично навернулась на гололеде и вы не удержались и заржали.
Причем, что самое забавное, юмора-то до недавних пор вообще не было. Все было,- смех, веселье, забавы и потешки, ирония и сарказм. Веселились всегда. Юмора не было. Горилла Коко, которую обучили языку жестов, научилась играть со смыслами,- надевать на голову папку для бумаг и говорить «шляпа» (нормальная кстати шутка, с моей дочерью прокатывает). Смех, радость и веселье в базисе своем,- изначально в нас заложены. Хихикающие пастушки, увлекаемые фавнами в кусты, или нажраться на дионисийских мистериях и кидать кости в горбуна, или хохот от пьянящего чувства победы, пока твой противник елозит коленями в собственных кишках,- это всегда было необычайно смешно. Ни одна мифология не обходится без трикстера,- от Койота и Ананси, до Ивана-дурака и Ходжи. Шуты и скоморохи, сатурналии и вакханалии, карнавалы и прочая масленица. Культура смеха и веселья есть у всех. Но сказать, чтобы это в нашем современном понимании было «юмором»,- очень сильная натяжка. Возможно, многим знакомо недоумение от комедий Шекспира или Мольера. Ну забавно, ну занимательно, но шутки-то где? Почему это комедия? Где смеяться? Ну забавное, ну занимательное, но вот чтобы бугага? Хм хм. Первые юмористы в истории,- это Дж.Джером и М.Твен. Современное нам западное «чувство юмора» в его узком понимании,- очень недавнее изобретение. humorem вообще означает «жидкость», «влага». Слово использовалось в рамках гиппократова учения о смешении жидкостей,- в частности мозг считался железой, производящей слизь (в каком-то метафорическом смысле не очень-то они и ошибались). С 16го века «гуморными» стали назвать людей странных, эксцентричных и нелепых. И только к 17му веке humor стали использовать в значении «нечто, способное вызвать смех и веселье окружающих». При этом «смех» до 18го века упоминается почти исключительно в негативном контексте, как «смехотворный» (равно как почти все упоминания смеха в Библии,- это проявления презрения, осмеяния, издевательства или неуважения). Собраться вместе и позлословить,- считалось очень замечательным времяпрепровождением, и записные юмористы и остроумцы тех времен это люди, способные долго, многословно и разнообразно поливать грязью отсутствующих под общий одобрительный смех. Обсирать и ржать,- сейчас такое способно развеселить только очень уж скудоумных людей, но когда-то это было изысканным аристократическим занятием. Вспомните, как Печорин клинья к княжне подбивал? Сначала она такая ржала, а потом такая говорит,- в натуре, лучше уж болтаться на рее, чем у тебя на языке (ну или как там у классика). Так впервые в истории появились чисто текстовые шутки, через миллионы лет от возникновения смеха, через десятки тысяч лет от появления языка и через тысячи лет от изобретения текста. Затем постепенно форма потеснила содержание, игры ума и ловкость языка, остроумие и парадокс стали цениться сами по себе. Так к началу 19го века выделился «юмор» как способ «смеяться с», а не «смеяться над», дружелюбный и объединяющий юмор стал противопоставляться агрессивному и оскорбительному остроумию. Потом уже появились первые писатели-юмористы, созданы «Трое в лодке», и так далее и так далее, юмор начал свое победное шествие. Начиная где-то с 30х годов XX века ч.ю. стало элементом пропаганды, и заявлялось как свойство свободных народов демократического мира в противовес угрюмым и серьезным как кирпич диктатурам наци и комми. Эта тема активно педалировалась и педалируется по сей день, например в отношении радикальных исламских движений. Первая улыбка на парадном портрете,- президент Трумен, начиная с Никсона и далее все президенты США в обязательном порядке скалят зубы на официальных фотографиях, и в настоящее время из мировых лидеров разве что генсек КПК может позволить себе держать морду кирпичом.
Таким образом, юмор из локального, специфичного и довольно сомнительного занятия вырос и развился в общечеловеческую ценность, и в настоящее время считается общим термином для любых причин смеха и любых форм комического. Под «чувством юмора» сейчас объединяют все проявления смешного, однако следует иметь в виду, что это очень разнородная группа,- некоторым из этих явлений пару сотен лет от роду, а некоторым- миллионы.
А теперь нечто совершенно иное.
Есть смешные шутки, есть вызывающие смех события и есть спонтанный разговорный юмор. Юмор текстовый, ситуационный и контекстуальный. Первые два являются основой индустрии комического, потому что их можно конструировать, запечатлевать и воспроизводить со стабильным успехом. Но на практике 70-75% от всего нашего смеха,- разговорный юмор, который имеет смысл только в контексте и спонтанно сопровождает эмоционально насыщенное общение. Это остроты, колкости, гэги, остроумные замечания и наблюдения, комично выглядящие фразы, которые потом бессмысленно пересказывать, так как «забавляющую» ценность они имеют только в режиме живого эмоционального контакта, они с трудом транслируются, поэтому среди профессиональных юмористов особо не распространены. В кастрированном варианте, могут встречаться в «шутливых текстах», имитирующих формат прямого общения. Этот смех человек особо не отмечает, - сравнение дневника самонаблюдения с аудио/видео-записью показывает, что человек не обращает внимание, когда и почему он смеется.
Существует множество классификаций и теорий юмора, они все описывают какие-то локальные сегменты, ни одна не описывает всего. Общая Теория Юмора невозможна, потому что это инструмент, пытаться разложить по полкам цели и задачи юмора это все равно, что пытаться классифицировать все случаи, когда человек поднимает руку вверх (а)поднятие руки для привлечения внимания b)поднятие руки с целью срывания яблока с ветки c)демонстрация, что вы безоружны и сдаетесь d)рука затекла e)иные причины).
Хорошо проработаны графические и визуальные формы (карикатуры, рисунки, мультфильмы, видеоролики), намного хуже изучена психолингвистика юмора, но в целом по механизмам восприятия юмора данных много. По механизмам создания юмора исследований очень мало. То есть отчего люди смеются,-более или менее ясно, а вот как люди придумывают смешное,- понятного очень мало.
То есть с чувством юмора все сложно и запутанно. С одной стороны,- эта сфера деятельности с трудом поддается формализации, внятной верификации и экспериментальному изучению. Американское (то есть лучшее в мире) «Руководство по социальной психологии»,- фундаментальный и исчерпывающий 2000-станичный труд содержит 2 коротких абзаца, посвященных юмору. Юмор традиционно находится вне сферы изучения, только с конца 90х к нему стали проявлять интерес как к психическому явлению.
С другой стороны,- «чувство юмора» стабильно входит во все топы положительных высоко ценимых человеческих качеств. Шутит реклама, шутит субботний прайм-тайм, шутят политики, шутят блогеры, в 2/3 топ-записей вы обнаружите те или иные формы комического. Все острят, все улыбаются, все смеются. Юмор связывают с душевным и физическим здоровьем, сексуальной привлекательностью, социальной успешностью, интеллектом, креативностью, и поди найди что-то хорошее, с чем его не связывают. Прямо непонятно, как люди раньше без него жили.
То есть на него стабильно не обращают внимания, и его же стабильно переоценивают.
Используют везде и всегда. Используют для налаживания контакта, эротического и дружеского. Используют как социальный лубрикант. Используют для смягчения резких и этически неоднозначных заявлений. Чтобы настроить аудиторию и чтобы донести до собеседника свое критическое мнение. Чтобы выпукло продемонстрировать свои положительные качества и чтобы скрыть негативные эмоции. Чтобы продемонстрировать доминирование и чтобы продемонстрировать подчинение. Для чего угодно.
При этом юмор не является прямым предиктом ни к одной черте характера и ни к одной жизненной ситуации. Юмор не связан с интеллектом, это способ продемонстрировать имеющийся интллект (или его отсутствие). Юмор не связан со стабильностью отношений,- пары, прожившая 50 лет вместе чаще шутят в разговорах, но не потому, что они такие остроумные, а потому что многолетняя взаимная симпатия. А другая пара распадается через полгода, потому что поначалу он был веселый и смешной, но когда месяц за месяцем кроме стеба и дурацких шуточек от него ни одного нормального слова не дождешься,- это утомляет. Юмор не связан с сексуальной привлекательностью, - шутки не делают непривлекательных привлекательными, но делают и без того привлекательных более привлекательными. Юмор не связан с гендерными особенностями,- это все культурально обусловленные стандарты, мужчины чаще шутят- женщины больше смеются, но это только потому, что так предписывают социальные роли. Юмор облегчает сплочению коллектива, как «ради», так и «против», но сам по себе не может быть основой стабильной группы. Юмор может быть признаком креативности, но креативный человек совершенно не обязательно будет обладать развитым чувством юмора. И так далее, и так далее.
То есть он не сам по себе, это не самостоятельный феномен.
Юмор это универсальный усилитель вкуса в мире межперсональных взаимодействий.
И именно поэтому в современном мире субъективная ценность его стабильно растет. Никакой объективной необходимости в чувстве юмора нет, но нам уже невозможно от него отказаться.
Да и незачем. Юмор клевый.
А теперь нечто совершенно иное.
Opus minimus
Базовые эмоции Любопытство Ксенофобия Голод Любовь Страх Дополнительные материалы
(Все ссылки официальные, но все желающие могут найти полные бесплатные версии всего при минимальном на то желании)
Книги
The Psychology of Humor: An Integrative Approach (2006), книга переведена в 2009- "Психология юмора"
http://www.piter.com/book.phtml?978591180839Irony in Language and Thought: A Cognitive Science Reader(2007)Humor in Interaction(2011)Comic relief:a comprehensive philosophy of humor(2010) Статьи
2009 Reconstructing the evolution of laughter in great apes and humans.
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19500987 2009 Neural substrates of incongruity-resolution and nonsense humor
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S00283932080043262009 Humor theories and the physiological benefits of laughter
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/199016092010 Benign violations: making immoral behavior funny.
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/205876962010 The evolution of laughter in great apes and humans
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2889984/?tool=pubmed2010 Divergent effects of different positive emotions on moral judgment
http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S00100277100030452011 Gender differences in the neural correlates of humor processing: implications for different processing modes
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/213205162011 Frequency-modulated 50 kHz ultrasonic vocalizations: a tool for uncovering the molecular substrates of positive affect
http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21144859