Мелкие порой ведут себя очень агрессивно, чем доставляют неудобства окружающим. Разобраться с этим поможет материал Наты Пырван, ссылка на который пойдёт в детский проект, в раздел
"Повседневные проблемы".
Агрессию в действиях и поведении ребенка можно наблюдать уже с раннего детства.
Чаще всего это приступы упрямства, выраженные криками, слезами, попытками ударить, падениями на пол, которые не могут пресечься взрослыми.
Будучи грудничком, ребенок привыкает, что по первому зову, мама подбегает к нему и делает все, что бы ребенку было комфортно, исполняет, так сказать, все его желания без отказа. И, не смотря на то, что желания на это период у него не замысловатые, малыш программирует в своей головке, что мама тут как тут, по первому же призыву.
Круг желаний с возрастом увеличивается, а вот программа остается, и мама уже не в силах, да и не в праве, исполнять все его требования, потому что карапуз встал на ноги и подвержен опасности со всех сторон.
На первом году жизни, ребенок, не способен выразить свои эмоции, кроме, как замахом или ударом, на маму, бабушку и др. Не стоит ругать его за это, и, уж тем более не стоит отвечать тем же. Ваше дите, пока еще, не может привыкнуть к новым законам: почему мама так резко изменилась, почему нельзя, почему мама не бросается к тебе…. Ежедневным, запретом и спокойно объясняя, почему же все-таки нельзя, вы достигните результата гораздо быстрее.
У ребенка увеличились возможности, а значит и увеличивается спектр действий. Он уже не беспомощный грудничок - а встающий на ноги человек.
На втором году жизни, активность ребенка возрастает, он становится, более не зависим от вас,
Вы часто слышите от него фразу: «Я сам»! - это уже второй этап желания отстоять свои права пред родителями.
К трем годам желание «Я сам» (Кризис "трехлеток") возрастает, и нужно четко следить за ребенком и дифференцировать, что можно позволять самому, а что нельзя.
Особенно важно следить за поведением ребенка, когда он начинает взаимодействовать с окружающими его детьми: первые прогулки во дворе, первые дни в саду и т.п. Очень важно, в это период помочь ребенку научиться жить в коллективе.
В этот период конфликты между детьми чаще всего возникают по причине желания обладать той или иной вещью, находящейся в руках другого ребенка, обычно игрушкой. Проявление агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители и воспитатели относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления, а также проявления косвенной агрессии. А если родители прощают ребенку агрессивное поведение в адрес других, детей, и тем более, сами ведут себя агрессивно в обществе и на глазах у своего малыша, хорошего можно не ждать.
Ведь в этом возрасте малыш открывает в себе столько новых возможностей, и в то же время сталкивается с целой системой новых, для его опыта, запретов, ограничений и социальных обязанностей.
Попадая в конфликтную ситуацию между спонтанным интересом и родительским "нельзя", ребенок невольно испытывает сильнейшее ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. Ребенок воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпается злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишением удовольствий, изоляции.
Психологи указывают на существование феномена "перенесения", который в три-четыре года является одной из самых обычных примет агрессивности. Суть его в том, что ребенок не осмеливается в этом возрасте открыто изливать свою злость на мать, и переносит гнев и агрессивность на другой, гораздо более безобидный объект. Например. Младшего брата или сестренку, игрушки, детей в саду или на детской площадке. Ребенок не может взять верх над матерью и отцом, прежде всего потому, что они взрослые и пользуются реальным авторитетом. К тому же ему уже привито чувство уважения и послушания к родителям, пусть даже с применением угроз и наказаний.
Сам, же малыш, по мнению психологов, к актам насилия может относить довольно широкий спектр действий, даже такие, как: лишение сладостей, игрушки, вербальные внушения, и повышенный тон.
К шести-семи годам к инструментальной агрессии начинает примешиваться агрессия, адресованная другому человеку лично. Происходит смена форм агрессии: частота просто физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм (оскорбление, борьба).
Каждый психологический переходный возраст очень важен, но в дошкольном возрасте - это кризисные три года. На них приходятся самые сильные приступы агрессии.
Специалистами отмечено, что периоды выраженной агрессивности ребенка. Нарушающие его гармоничные отношения с окружающими и наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов.
Кризис трехлетнего возраста отмечен агрессивным поведением, капризами, негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, обесцениванием взрослых, протестом, и даже бунтом и стремление к деспотизму.
Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он хочет сделать что-либо только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
Упрямство - такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему это сильно захотелось, а потому что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.
Строптивость: носит, в отличие от негативизма, безличный характер. Она направлена против норм воспитания, установленных для ребенка.
Своеволие: заключается в стремлении ребенка к самостоятельности. Наблюдается самостоятельность в намерении, в зачатке.
Обесценивание: взрослых: например, если мать услышала от ребенка в свой адрес ругательное слово.
Протест-бунт: который проявляется в частых ссорах с родителями. "Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними,"- писал Л.С.Выготский.
В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов.
В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать мать, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может их разломать со злостью, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Тенденция к самостоятельной деятельности знаменует собой то, что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.
Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослый как бы впервые возникают в мире детской жизни. Детский мир из мира ограниченного предметами превращается в мир взрослых людей.
Еще недавно ребенка носили на руках, и вот теперь, он встречает строгих и не поддающихся взрослых.
Задача родителей, помочь своему ребенку в этот период жизни. Поверьте, ему не так легко, как может показаться вам на первый взгляд, ем гораздо тяжелее. Вы взрослый человек, и можете справиться со своими эмоциями, ребенок - нет. Ваша задача научить его делать это, для облегчения его дальнейшего общения, для существования в социуме, в обществе. Не запретами, ни окриками, ни одергиваниями, ни угрозами, и не шлепками, нельзя заставлять малыша вести себя прилично. Здесь метод - «клин клином» категорически не допустим! Если мама показывает малышу такой пример, если малыш видит, что родителям позволено вести себя агрессивно, то какую реакцию вы ждете от него.
Если полы в квартирах кроют паркетом, линолеумом или плиткой, то идеальным решением для производственных и складских помещений являются
наливные полимерные покрытия полов на базе эпоксидных композиций с наполнителем из кварцевого песка, устойчивые к агрессивным средам и механическим повреждениям.