Есть ли у него кнопка "стоп"?

Feb 05, 2010 15:22

У него - в смысле у ушастого. Встроенный вечный бегатель и прыгатель, а также кидатель, разрушитель и бросатель создаёт проблемы взрослым, которых это просто утомляет. Наказывать совсем маленького не стоит - это элементы его естественного развития, и если отбить у него охоту к познанию мира через игру, то недолго и вырастить тупицу дубоватого. А что же делать? Читаем материал Марии Кожевниковой, ссылка - в раздел малышового проекта "Повседневные проблемы".



Некоторые их привычки удивляют, раздражают, просто приводят в недоумение... Логику малышей взрослый понять может далеко не всегда. И все же у каждого странного поступка есть свое объяснение.

«Мой ребенок не умеет себя вести!» - в сердцах резюмируете вы. Не огорчайтесь, скорее всего, он действительно «не умеет», а не «не хочет» и вовсе не «делает все назло, издеваясь над мамой». А мировой закон гласит: если кто-то чего-то не умеет, его всегда можно научить. Только надо знать как.

Где же у него кнопка stop?

Обычная ситуация в 12 месяцев. Из манежа, со стула, из кроватки он кидает на пол все подряд: мишку, куклу, ложку. И, конечно, тут же плачет и требует вернуть вещь на законное место. Сперва сердобольные родители спокойно подбирают предмет с пола и возвращают расстроенному страдальцу - один раз, второй... триста первый. Ребенок бросает вещи снова и снова. Удивительно веселая игра, просто до слез!

Малыш изучает мир. Наблюдая за летящими предметами, юный естествоиспытатель узнает интересные факты о материальных телах: они твердые, могут отскакивать от пола, падая, производят стук и так далее. Он учится бросать и развивает координацию. Изучаются не только предметы, но и мама: он пытается общаться и играть с ней, следит за ее реакцией. Проверяет, насколько хватает маминого терпения. И радуется: можно «управлять» мамой, заставляя ее поднимать вещи с пола.

Сначала любой ребенок учится разрушать и лишь потом - созидать.

Не поощряйте эту привычку. Малыш еще слишком мал, чтобы понять, что три раза вы подберете игрушку, а потом вам игра надоест или что из манежа мячик бросать можно, а вот со стульчика ложку - не стоит. Если один раз вы поддержали эту забаву, при случае он ее возобновит, может начать плакать, если «играть» вы теперь не настроены. Вам это развлечение не нравится? Не позволяйте себя в него втягивать! Брошенные игрушки не поднимайте, а убирайте, пусть они «пропадут». Постарайтесь отвлечь малыша. Если он бросает ложку - похоже, обед ребенок хочет заменить игрой. Может, он сыт или каша ему не нравится? Не исключено, что ложку доверять ему еще рано и пока придется маме кормить его. Для самых активных «бросателей»: прикрепите к манежу мячик на резинке, который возвращается обратно. Пусть теперь кидают сколько душе угодно.

По маминым следам

Але 16 месяцев. Она научилась ходить два месяца назад - как радовалась мама! А теперь проворная дочка не отстает ни на шаг. Мама идет в ванную, говорит с папой - девочка всегда рядом. Это распространенное явление в возрасте около 15 месяцев, когда ребенок начинает ходить. Малышу трудно поверить в свою самостоятельность, новообретенная свобода пугает его. Ходить за мамой хвостиком более безопасно. Лишь только ребенок перестанет бояться, он отправится на поиски самостоятельных приключений.

Поддержите его! Говорите из ванной, обозначая границы дозволенного: «Нет, ты останешься за дверью». Не раздражайтесь. Если малыш ходит, это не значит, что не надо брать его на руки. Ему по-прежнему нужны ваша нежность и забота. Этот период недолгий. Скоро уже вы будете бегать за непоседой, с тоской вспоминая счастливые деньки, когда для его обнаружения было достаточно оглянуться. Одновременно это хороший способ изучить ваше чадо. Если период «парных прогулок» чересчур затянулся, если ребенок стесняется незнакомых людей и как бы замирает, оказавшись в незнакомой ситуации, вам надо помочь ему преодолеть робость. Воспитывайте у малыша смелость, помогайте ему знакомиться в песочнице с новыми друзьями.

Быстрое разоблачение

Едва войдя в дом, Саня снимает и раскидывает пальто, ботинки, носки и даже штаны. Чаще всего ребенок делает это, когда чувствует себя уверенно: дома, у бабушки, в детском саду... С одной стороны, ему душно, с другой - он сбрасывает защищающие доспехи. После чего может расхаживать голышом. В поликлинике, в гостях ребенок, наоборот, обычно остается одетым: он защищен и готов спасаться бегством при малейшей опасности.

Вам не нравится неаккуратность? Радуйтесь: малыш уже умеет раздеваться сам!

Малыш запоминает слова, сказанные в разговоре взрослыми.

Любой ребенок сначала учится разрушать, ломать, разбирать, раздеваться и лишь потом - созидать, строить, собирать и одеваться. Выделите для его одежды и обуви отдельные низкие полки и невысокие крючки. Рядом с ними наклейте веселые картинки. Покажите, где должна находиться одежда, разложите ее вместе с ним. Со временем ваша помощь уменьшается. В идеале вы должны организовывать уборку его вещей, но не делать это за него. Но обязательно учитывайте состояние чада, который наверняка очень устал, вернувшись из детского сада или с прогулки. Пусть он сначала разденется, передохнет, ведь ему душно, да и маме тоже жарко. Превратите раскладывание одежды в игру, в совместный ритуал, приятный вам обоим. «Где живет шапочка? Плачут брошенные ботиночки. Где их домик?» Сначала убирайте вещи медленно, затем на скорость, хвалите за успехи. Папе вечером похвастайтесь: «Саша сегодня сам повесил куртку на крючок». Будьте терпеливы. Насколько быстро ребенок освоит этот навык - зависит от его характера. От природы одни дети более аккуратны, другие менее.

Вас пугает, что по квартире малыш ходит в голом виде? Он не знает, что так не принято, он не поймет, что значит «стесняться», пока родители ему об этом не расскажут. Если вы решили, что ребенок уже слишком большой, чтобы ходить дома без одежды, или если он пытается делать это в детском саду - просто объясните, что так делать не надо.

Учимся себя вести... вместе

Малыша можно научить хорошо себя вести, но для этого придется потрудиться и ему, и вам.

Если муж и жена не всегда одно целое в своих желаниях, то мама и папа в своих требованиях должны быть едины. Обговорите между собой, а также с другими родственниками, занимающимися воспитанием младенца, свои требования и реакцию на разнообразные поступки, систему поощрений и наказаний. Иначе малышу трудно будет разобраться, что же все-таки такое «хорошо», а что такое «плохо». И к каким конкретно последствиям приведет «плохо».

Начали бороться с недостатками поведения? Терпение, последовательность и настойчивость. Не сдавайтесь, не увидев улучшений. Это займет время - чтобы отучить малыша от дурной привычки, нужно не менее трех недель. В календаре отмечайте, как часто теперь повторяются «нежелательные» поступки - постепенно прогресс станет очевиден.

Объясняйте. Инстинктивно малыш не может знать, как именно надо себя вести. Так что не забудьте научить его. Сын жестоко обращается с собакой? Покажите, как надо ласково гладить пса по спине. Посмотрите, правильно ли он это делает. Наказывая, но не объясняя, как поступать правильно, вы злите ребенка, понуждая его к дальнейшим проступкам.

Не читайте нотаций. Шесть слов - достаточно, чтобы объяснить, что вы хотите. И не надо спрашивать: «Ты готов идти?» Мягко скомандуйте: «Пора идти, прощайся». Правила устанавливайте, а не обсуждайте. Распоряжайтесь четко, не споря с ребенком по поводу ваших условий.

Не воспринимайте расстроенного малыша буквально. Если он бросает в вас игрушку и кричит: «Я ненавижу тебя!» - это вовсе не значит, что вы теперь для него воплощение вселенского зла и персональный враг № 1. Не надо в ответ злиться и кричать. Поймите истинную причину его гнева. И мягко скажите: «Золотце, нам пора. Вечером ты сможешь вернуться к своему паззлу». Наказания не исключайте, но помните, что до 2-3 лет они отнюдь не самый эффективный метод воспитания. Нервная система ребенка еще очень слаба, строгость может привести к истерике. Стоять в углу малышу трудно, сами наказания он может просто не запомнить. Часто лучше просто отвлечь его. Сын сказал плохие слова, услышанные во дворе? Не заостряйте на этом внимание - иначе он их действительно запомнит.

Малыша, как и компьютер, надо «запрограммировать» - заранее приучить к правильному поведению. Если в магазине ребенок 3-4 лет все хватает руками - поиграйте «в магазин» дома. Мишка будет спрашивать у мамы: «Это можно брать?» - «Это нельзя», - несколько раз ответит мама-«программист». Готовясь посетить врача, поиграйте «в доктора». В новой ситуации малышу трудно остановиться и обдумать свое поведение.

Не кричите, крик «выключает» ребенка. Хотите, чтобы он услышал, - снизьте голос. Можно присесть на колени, так, чтобы ваши глаза были на одном уровне, и говорить почти шепотом.

Если наказания не работают - поймите почему. Наказание малыш может воспринимать как поощрение, игру, способ добиться внимания, которого ему не хватает. Воспитательница читает вслух рассказ и предупреждает: «Кто будет плохо себя вести, будет пересказывать». Гале очень хочется пересказать, поэтому она начинает вертеться и шуметь.

У ребенка дрожат губы или руки сжимаются в кулачки? Может начаться истерика. Отвлеките малыша, например сказав что-нибудь неожиданное.

Следите за его состоянием. Вы думаете, что дите упрямится и капризничает назло вам - а он не выспался, реагирует на погоду, устал или чем-то расстроен. Договаривайтесь, исходя из его самочувствия, учитывая, что он хочет и что вы можете.

Поощряйте скромные успехи. «Спасибо, что остался на этом месте и никуда не уходил!» Ободряющие слова стимулируют. Большим авторитетом является папа, его похвала особо ценна. Хорошо запоминаются фразы, сказанные взрослыми при детях, но якобы не для них.

Не исправляйте все ошибки. Частые замечания обесцениваются, ребенок перестает замечать их, привыкнув к вечно ругающейся маме. И он не может держать в голове много инструкций одновременно. Сосредоточьте воспитательные усилия на чем-то одном, не пытаясь одновременно научить складывать вещи быстро и аккуратно. И не лишайте малыша собственного опыта, оставьте ему право на небольшие ошибки.

Очень важна правильная мотивация. Объясните на доступном ребенку уровне, почему надо делать именно так, а не иначе. Нетерпеливая Маша очень любит гулять и очень не любит ждать. Поэтому, не дожидаясь, пока мама расчешет ее длинные и густые волосы, девочка стремится выбежать из дома непричесанной. Однажды мама объясняет: «Все соседи теперь решат, что Маша - неаккуратная и неряшливая девочка. Они будут неодобрительно смотреть на тебя». И теперь Маша сама требует, чтобы мама тщательно ее причесала, и без аккуратно и туго заплетенных кос не сделает из дома ни шагу.

5 советов: как уговорить его спать днем

1. Создайте успокаивающий ритуал. Каждый день после обеда, примерно в одно и то же время, говорите нараспев, подражая древнерусскому сказителю Баяну, одну и ту же фразу: «Пойдем, малыш, пора немножко поспать». Включите тихую спокойную музыку, которая станет постоянным фоном засыпания.
2. Наблюдайте за ребенком - вы увидите, в котором часу он начинает ворчать и капризничать, тереть глаза, сосать пальчик и искать свою игрушку. Все это - верные признаки. Обычно они появляются каждый день в одно и то же время, когда малыш хочет спать.
3. Укладывая ребенка, будьте радостны. Расскажите, как ему везет, - он может поспать днем. Так здорово отдохнуть после обеда!
4. Действуйте мягко, но настойчиво. Если ребенок расстраивается и не хочет расставаться с мамой, это нормально, не вините себя. Если через пять минут ребенок все еще кричит, лучше успокоить его, лечь вместе с ним или предложить перенести сон на «попозже».
5. Помните, что с некоторыми детьми придется раньше отказаться от дневного сна - это особенность их нервной системы.




ребёнки

Previous post Next post
Up