В данном случае лучше всего было бы применить метод Тома Сойера, подключившего других ушастых к покраске забора да ещё получившего от этого выгоду. Но не всегда это получается. Кое-какие советы по этому поводу даются на сайте, материал с которого я публикую здесь. Ссылка пойдёт в раздел детского проекта
"Повседневные проблемы".
Свобода - это осознанная необходимость
Умение побудить ребенка что-то сделать - это прежде всего управление его мотивацией. Управление мотивацией выгодно: оно помогает ребенку понять, зачем ему совершать то или иное действие.
Почему нельзя манипулировать и заставлять ребенка?
Малыши быстро перенимают наши приемы. Так, если ребенка постоянно принуждать то, скорее всего, жить правильно для него будет означать жить без удовольствия, а это - верный способ сделать себя несчастным. Но и полное попустительство имеет свои негативные стороны. Дети, которые не привыкли и не умеют хотя бы иногда заставлять себя заниматься не слишком интересными, но необходимыми делами, рискуют стать неудачниками. Так что ищите золотую середину!
Как же найти необходимый баланс?
1. Ребенок - соучастник, а не раб. Предъявляйте одинаковые правила и требования ко всем членам семьи.
2. Ребенок всегда подражает взрослым. Поэтому дети, которые с младенчества видят, как мама следит за порядком, быстрее научатся соблюдать чистоту. Иногда ребенку сложно ежедневно выполнять действия, требующие серьезных усилий и не приносящих радости. Поэтому совместное выполнение домашних дел будет посильной задачей.
3. Ставьте задачи, соответствующие возрасту. Если ребенку тяжело все сделать самому - пусть сделает часть работы.
4. Не делайте за ребенка работу если ребенок может справится сам, но медленнее. Так, сделав за сына или дочку все правильно и быстро, вы, конечно, упростите уборку себе, но и отобьете желание у ребенка делать это самому. Если у ребенка и после объяснений не получается так, как нужно, но он очень старается, доделайте за него, но только когда он этого НЕ ВИДИТ. Ребенок не должен знать, что его усилия были потрачены зря.
5. Не критикуйте ребенка за плохо убранную постель, за пыль, оставшуюся в углах комнаты, или землю на подоконнике после полива цветов. Поверьте, ребенок приложил массу усилий, чтобы порадовать вас и выполнить свои обязанности. Если вы хотели бы, чтобы малыш научился выполнять работу по дому более тщательно, просто покажите ему, как это делается, или проиграйте с ним.
6. Всегда отмечайте вслух достижения ребенка, особенно его самостоятельные попытки помочь вам. Хвалите ребенка, отмечайте его успехи во время его работы, а так же при других людях, приводите его как пример для подражания. И главное - хвалите ребенка не только за результат, но и просто за его усердие и помощь.
7. Никогда не наказывайте ребенка домашними делами, иначе очень скоро он свяжет оба эти понятия воедино, и любое порученное ему дело будет воспринимать, как наказание, от которого он будет любыми способами отлынивать.
8. Будьте точны. Четко объясните ребенку, что от него требуется и что будет, если он не выполнит задание.
9. Разумно сочетайте работу по дому с другими занятиями. У ребенка должно быть время для выполнения домашнего задания, прогулок с друзьями, посещения кружков и т.п.
10. Принуждение - мера сильнодействующая, и ее не надо расходовать по мелочам. Если вы заставили ребенка что-то сделать, значит, это действительно очень и очень важно. Ставьте вопрос ребром только тогда, когда вы уверены в себе, в своем авторитете и не сомневаетесь, что ваше слово - закон. Не уговаривайте детей убрать. Поставьте перед ними условие, когда уборка необходима.
Если не получается!
Конечно, иногда ребенок может не справиться с порученной работой или вообще не будет ее делать. Проявите терпение и не расстраивайтесь из-за временных трудностей. Вполне возможно, им есть разумное объяснение.
Главное, помните, с любым человеком можно договориться!