Конечно, лучше всего было бы заводить мелких в коммунистическом обществе (том, которое по Марксу, а не советском "развитом социализме"), где денег не существует. Но коль скоро на ближайшие пару милленниумов оно не стоит в плане, придётся жить там, где они есть. И хотя малыши их не зарабатывают и не тратят самостоятельно, они оказывают влияние на их жизнь. Ссылка пойдёт в раздел детского проекта
"Воспитание и развитие".
Пытаясь выяснить мнение родителей по поводу необходимости карманных денег у детей, я поняла, что тема эта животрепещущая и неоднозначная. Она порождает множество дискуссионных вопросов, связанных с карманными деньгами: давать или не давать; контролировать ли траты; если давать, то сколько; давать за что-то или просто так; с какого возраста давать; разрешать ли детям подрабатывать.
Однозначного ответа, единственно правильной рекомендации быть не может. Почему? Семьи - разные, дети - разные, доходы - разные, жизненные ценности - разные, города и села - разные и т.д. и т.п. Что бы мы не советовали, обязательно найдутся читатели, которые скажут: "Чушь все это, мы сами знаем, как надо". Поэтому мы рассмотрим лишь некоторые принципы, знакомство с которыми окажется полезным, когда вы столкнетесь с проблемой "ребенок и карманные деньги".
Свобода
Дети понимают власть и могущество денег еще совсем маленькими. Они быстро усваивают, что наличие денег - это возможность исполнить любое желание. Приведу один курьезный пример. Маленькую Анечку (2,8 года) постоянно забирала из детского садика бабушка. По дороге домой она заходила с внучкой в кафе, где покупала ей сок и пирожное, а себе кофе. Но однажды у бабушки на работе было экстренное совещание и за Анечкой пришла ее мама (студентка). Когда они проходили мимо кафе, Аннушка потребовала от мамы туда зайти, на что получила ответ: "Дорогая, у меня нет денег, поэтому кафе сегодня отменяется". Этим же вечером, когда вся семья собралась ужинать за кухонным столом, Анечка сказала: "Мама, ты за мной больше в сад не приходи, пусть меня все время бабушка забирает". "Почему?" -удивленно спросила мама. - "Просто у бабушки всегда есть деньги, а у тебя нет..."
Все вы, наверное, не раз были свидетелями тех или иных детских просьб. "Мама, купи куклу!" - просит малышка. - "У меня сейчас нет денег". "Пап, купи машинку!" - "Нет денег, мы тебе уже купили конструктор". Эта зависимость от наличия денег в папином-мамином кошельке ограничивает свободу желаний даже малыша. Что же говорить о детях постарше, если, с одной стороны, их окружает мир разнообразных соблазнов, о которых неустанно вещает телевидение, радио, рекламные щиты на улицах, а с другой - разговоры в семье о ценах на рынке, о несоответствии наших зарплат ценам на товары и услуги.
Особенно трудно подросткам. Без денег они чувствуют себя неполноценными людьми... Поэтому первое "ЗА" (за предоставление ребенку карманных денег) - это необходимость формирования у него ощущения некоторой экономической свободы. В современном мире большинство людей считают, что счастье не в деньгах, а в их количестве! Иначе говоря, что материальная свобода необходима для нормальной, естественной жизни.
Ведь наверняка среди ваших знакомых найдутся такие, которые с горечью заявляют о себе: "Родители не "наградили" меня ни способностью зарабатывать деньги, ни способностью их тратить..." А ведь умение правильно распоряжаться финансами - это не врожденная способность, а навык, который развивается, как и любой другой. Задача взрослых, прежде всего родителей, - помочь детям научиться разумно обращаться с деньгами.
Уважение
Если вы даете ребенку карманные деньги, то не спрашивайте ежедневно, на что он их потратил. Ведь контролируя каждый его шаг, с одной стороны, вы демонстрируете ему свое недоверие, с другой - выглядите цербером в его глазах. Разумнее сразу же оговорить, на какое время вы выделяете ему деньги на карманные расходы. Пусть он сам решает, на что их можно потратить: мороженое, карандаши, игрушку, книги, какую-то вещь. Дайте ребенку возможность рисковать и совершать ошибки, иначе он просто не сможет ничему научиться. Помните, что чем больше опыта ребенок приобретет сейчас, рискуя малым, тем ответственнее будет потом и тем меньше ошибок наделает в будущем. Не менее важно, чтобы он, сделав выбор, понял: придется обойтись без всего остального. Вы можете предложить ему свою помощь при выборе той или иной вещи, но настаивать на этом вряд ли необходимо. Если вы сказали, что ему дается 10 гривень на неделю, то держите слово и ни при каких условиях не давайте денег еще!
Чтобы определить сумму еженедельных или ежемесячных выплат, нужно решить, на что именно они будут расходоваться. Если это деньги на мороженое, то это одна сумма, а если предполагается, что ребенок из этих денег пополняет свою коллекцию авиалайнеров, покупает книги, музыкальные записи, берет напрокат видео, то естественно сумма будет более значительная.
Научите ребенка копить деньги, к примеру, на дорогую модель авиалайнера, отсрочивая на какое-то время желанную покупку.
Коллегиальность
Все финансовые проблемы лучше обсуждать в присутствии ребенка. Для чего? Чтобы он знал о семейном бюджете, состоящем из доходной и расходной частей. Ребенок должен уяснить, что кроме расходов на еду одежцу и развлечения, у семьи есть масса других трат: на транспорт, плату за квартиру за электроэнергию, телефон, воду.. Одна из статей расхода называется "Карманные деньги", которые распределяются меяеду всеми членами семьи: "Карманные деньги папы", "Карманные деньги мамы", "Карманные деньги сына/дочери". Такие деньги, выдаваемые регулярно, развивают чувство независимости и одновременно семейного единства. Этим вы говорите ребенку: "Ты - член семьи, а в семье все делятся друг с другом тем, что имеют". В то же время, чувствуя себя полноправным членом семьи, ребенок знает, что не только он находится в привилегированном положении.
Если в доме есть расходная книга, ребенок может присутствовать при ее заполнении, чтобы знать, сколько потрачено на еду, одежду, игрушки и прочее. Привлекайте детей к обсуждению крупных покупок (мебели, телевизора, холодильника), старайтесь серьезно выслушивать их аргументы на семейном совете, давая понять, как важно для вас их мнение.
Если малыш испачкал одежду, разбил вазу, испортил игрушку, не вспоминайте их цену. Лучше искренне огорчитесь: "Жаль, что ты испачкал свитер, ведь он тебе очень идет!" или "Я так любила эту вазу придется найти и купить такую же, а поход в парк на качели придется пока отложить" и т.д.
Отвечая на вопросы ребенка о разных вещах, не забудьте рассказать, сколько труда (не денег!) вложено в каждую из них. Это научит малыша больше ценить то, что его окружает. Сделать это только бесконечными разговорами о деньгах невозможно. Не упустите время -и вам не придется краснеть перед соседями за разбитую лампочку, исписанные стены, поцарапанные двери, когда он подрастет.
Просите ребенка покупать самое необходимое к обеду на определенную сумму. Как правило, первое время он может допускать какие-то промахи. Обсуждайте их вместе с ним, укажите, какие могли бы быть варианты (но не ругайте!).
Заинтересованность
По этому поводу есть две диаметрально противоположные точки зрения. В одних семьях за каждую хорошую отметку, каждое бытовое поручение (сходить в магазин, полить цветы, помыть посуду и т.д.) ребенок получает деньги на правах, заработанных своим трудом. В других - такая политика резко осуждается и считается абсолютно неприемлемой.
Поэтому родители часто задают вопрос: "А как правильно?" На мой взгляд, истина всегда посередине.
Да, действительно, абсолютно правы те родители, которые не поддерживают политику оплаты за успеваемость в школе, выполненные домашние обязанности или поручения. Они правы, когда спрашивают: "А разве мама, которая готовит, стирает, убирает дом, ходит в магазины, получает за это специальное вознаграждение? А разве папа, который выбивает ковры, носит тяжелые сумки с базара, ремонтирует поломанные вещи, претендует на оплату?"
Но также правы и те родители, которые утверждают, что давая ребенку деньги на карманные расходы или за выполненную работу (помощь по дому или какие-то учебные, спортивные достижения), они обучают малыша разумному отношению к деньгам, развивают веру в себя и чувство собственного достоинства. Вот слова одного их пап: "Ведь ребенок получает деньги только за действительно хорошо сделанную работу или за достижения по трудному предмету. Оплата его труда укрепляет в нем уверенность, что его работа ценится также, как и труд любого из нас".
Однако проблема с оплатой труда ребенка состоит в том, чтобы он усвоил: важно не только зарабатывать своим трудом, но и участвовать в семейных делах бескорыстно. Поэтому компромисс между двумя рассмотренными выше диаметральными точками зрения состоит в том, чтобы оплачивать не каждую протирку пыли или полив цветов, а особые работы, требующие от ребенка значительных затрат сил и времени. Если, например, ребенок разобрал "завал", до которого ни у кого в семье не доходили руки, или успешно сдал экзамен по сложному для него предмету - это достойно вознаграждения.
Оплата поручений, которые не требуют от ребенка никакого старания и напряжения сил, действительно, может привести к тому, что он вырастет человеком, который слова доброго не скажет и шага не сделает без материальной компенсации.
Если вы заметите, что, внедрив плату за достижения в учебе по особо трудному для него предмету он начнет требовать деньги за все хорошие оценки и примерное поведение, то терпеливо объясните ему, что учебники, одежда, еда, организованный летний отдых и тд. тоже стоит денег, а он получил все это бесплатно, поскольку действительно занят важным и серьезным делом - учебой.
И конечно же помните, что главным для детей является именно приобретение трудовых навыков, а не конкретный заработок.
Ответственность
Ребенок может принять участие в формировании не только расходной, но и доходной части семейного бюджета.
Если подросток хочет найти самостоятельный заработок, не отговаривайте его, лучше вместе просчитайте варианты легального и безопасного заработка.
Если он имеет собственный заработок, то заранее оговорите, какую часть денег ребенок будет отдавать в общий котел. Пусть эта сумма будет небольшой, чисто символической, но она играет огромную воспитательную роль. Не отнимать, а убедить участвовать в жизни семьи. Если есть случаи воровства денег в семье, постарайтесь выяснить причину сами или с детским психологом. Часто бывает так, что кража, на которую идет ребенок, совершается им неосознанно, точнее, он не считает, в отличие от родителей, что это воровство. В одном случае ему необходимы деньги, чтобы как-то поднять свой авторитет среди сверстников, особенно, если им дают карманные деньги, а вы нет. В другом - он просто считает их общими. В третьем - идти на воровство его заставляет необходимость просить у вас денег, а он боится получить отказ, так как уверен, что вам это может показаться ерундой...
Доверяйте малышу с детства. Ребенок, как и взрослый, имеет право на ошибку. Ругая и наказывая за просчеты, мы растим неудачника. Каждый имеет право начать все сначала и исправить ошибку.
Гуманизм
Когда заработанные деньги ребенок тратит только на себя, это означает, что вы не сумели воспитать в нем доброту. Вспомните сказку В. Катаева "Цветик-семицветик". Девочка ощутила огромную радость, когда последний лепесток вылечил мальчика, обреченного всю жизнь ходить на костылях. Очень важно, чтобы ребенок понял: самое большое счастье люди могут испытать, сделав полезное и приятное другим, исполнив их заветные желания. Лучшее воспитание - это не нотации, а личный пример, любовь и доброта.