Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвёртая. Завершаю серию публикаций по теме. Ссылка идёт в раздел детского проекта
"Воспитание и развитие".
В завершающей статье из цикла о причинах родительских ошибок речь пойдет о том, что еще способствует возникновению деструктивной модели воспитания ребенка в семье.
Итак, очередная ошибка - это так называемый страх потери ребенка, характерный в первую очередь для тех родителей, чьи детки в силу обстоятельств появления на свет или состояния здоровья заставили их не просто изрядно поволноваться, но в буквальном смысле пережить страшное. Даже если потом все наладится, родители преувеличивают хрупкость, беспомощность и болезненность ребенка. Ну а уж если нет…
Пышным цветом цветет воспитание по типу «пуп земли» или «мелочная гиперопека», когда ребенку шагу ступить не дают без контроля и постоянных ценных указаний… Нередко все это перерастает в вариант чрезмерно расширенной сферы родительских чувств, когда ребенок в семье - «это наше всё».
Ребенок в таком случае вырастает совершенно неприспособленным к жизни: человеку «с особенностями» или со слабым здоровьем как никому другому нужны сильный характер, воля, целеустремленность, самостоятельность - и вот именно этих главных активов его как раз и лишают родители подобной воспитательной тактикой.
Еще одна родительская беда - неуверенность в собственных воспитательных способностях. Нередко этим страдают как раз дети слишком авторитарных пап и мам, которые всю жизнь считают себя не вправе кого-то учить в силу своей ничтожности, неумелости, невзрослости…
Часто этим грешат не только тревожные и мнительные люди, но и чрезмерно либерально настроенные, рефлексирующие, склонные к самокопанию. Дети мгновенно нащупывают слабое место такого взрослого (комплекс вины), садятся на шею, свешивают ножки и начинают ими вдохновенно болтать.
В результате уровень требований к детям ниже разумного предела, а нередко дело еще и осложняется потворствующим воспитанием по типу «кумира»: родитель уступает пальму первенства ребенку, и тот становится фактическим главой семьи. «Минимум требований - максимум прав» - такая модель способна изуродовать даже самый хороший изначально характер.
Встречается также и проекция на ребенка тех качеств, которые родитель отвергает в самом себе. Как следствие - отношения складываются по типу эмоционального отвержения и даже жестокого обращения - то есть от простого неприятия собственного «зеркального отражения», до попыток «выжечь из него это каленым железом». Это может быть что угодно: лень, агрессивность, несдержанность, тугодумие, нерешительность. Не признаваясь самому себе в наличии подобных недостатков, родитель с большим негативом относится к ним у других, и в особенности тяжело ему видеть все это в собственном ребенке.
Логика событий такова: если родитель с этим качеством борется - значит, оно ему самому не свойственно. Как бы не так! К примеру, изо всех известных мне проповедников трезвого образа жизни наиболее красноречивыми всегда бывали папаши, которые и сами изрядно «употребляли»...
Характерные фразы: «я тебя выведу на чистую воду», «я из тебя эту дурь-то вышибу!» Конечно, ни о каком доверии и уважении к ребенку, и тем более о презумпции невиновности, и речь в таких случаях не идет.
Следующая причина - неразвитость родительских чувств. Наиболее характерными проявлениями такого отношения также являются равнодушие, эмоциональная холодность по отношению к ребенку (отвержение), жестокое обращение.
Причины таких ситуаций различны. Чаще всего такой родитель и сам в свое время недополучил тепла, ласки и человеческого отношения - откуда же взяться родительской любви, если человек на себе не ощутил, что же это, собственно, такое?
Наряду с этим могут быть и другие причины: банальный эгоизм или же просто слишком юный возраст (с годами родительская привязанность в большинстве случаев усиливается, поэтому не зря родились утверждения о том, что «младшенькие - любименькие», и что внуков всегда любят больше, чем детей).
Нередко также в силу специфики своей психики человек бывает настолько погружен в свой мир и зациклен на своих чувствах и переживаниях, что ему просто не до ребенка…
Внешне такое отношение заметно не всегда, однако такие родители всегда подчеркивают, что «тяжела шапка Мономаха», и что родительство - тяжкое бремя. А женщины такого типа стремятся в первую очередь устроить свою личную жизнь или карьеру. Ребенок у них всегда даже не на втором, а на третьем-пятом-десятом месте после мужчин, работы, хобби, друзей и прочих жизненных интересов.
И последняя причина неадекватного развития событий - предпочтение в ребенке детских качеств. Такие родители были бы счастливы, если б их ребенком был Питер Пен - тут бы стороны вполне нашли друг друга. Этот сказочный герой, как известно, боялся стать взрослым, ну а родители подобного типа боятся взросления своих детей.
Нередко родители частично осознают проблему и честно говорят, что маленькие детки им нравятся куда больше, чем подросшие. Нередко это является следствием психологической травмы: к примеру, если в семье родился малыш и старший ребенок был резко отодвинут на второй план, то у него на всю жизнь фиксируется, что старшим, «большим ребенком», быть совсем не здорово…
Эти родители до последнего не отпускают чадо от своей юбки, для них он «еще маленький» всегда: и когда идет в первый раз в первый класс, и когда заканчивает школу, и когда женится, и когда рожает собственных детей. Стиль воспитания у таких родителей - преимущественно симбиотический. Они очень тревожны, не в состоянии «порвать пуповину» и порой так накручивают ее вокруг шеи собственного ребенка, что тому в буквальном смысле нечем дышать от такой заботы.
В подростковом возрасте родители не рассматривают своего подросшего ребенка как взрослого, не наделяют его соответствующими полномочиями и правами, поэтому именно здесь возникает «недогруз» обязанностей и «недобор» прав - в результате формируется инфантильная личность.
Итак, закончу тем, с чего начала: знания - безусловно, сила, а умные, как известно, учатся на чужих ошибках, ну или хотя бы не повторяют свои собственные слишком часто. Зная в лицо «личных врагов» - то есть свои собственные заблуждения и их подоплеку - нам легче будет с ними бороться. Ведь осознание проблемы - первый шаг на пути ее решения. Удачи!
Блэшмоб у Профессора - это, в общем-то, разновидность тематического флешмоба. Предлагается написать эссе об истории появления на свет своего юзерника и привлечь к продолжению игры того или иного числа френдов. Стараться писать увлекательно, избегая УГ. Есть призы: за самый одобрительно комментируемый пост - 1,000 руб., за самое активное участие и зща самый комментируемый блоггерский бренд - по 500 руб.