Лучше всего их туда не брать. В силу неискушённости обладатели розовых ушек представляют собой наилучшую мишень для трюков маркетологов. Но, иной раз, их просто не на кого оставить, и приходится идти в магазин с ними. Как избежать при этом цирка с конями? Ссылка пойдёт в раздел детского проекта
"Повседневные проблемы".
Кому не известна сцена: ревущий малыш у витрины в отделе игрушек? Моя дочка в свое время «специализировалась» на жвачках, конфетах и шоколадках в ярких обертках. Родительские увещевания в таких случаях обычно слабо помогают. Что же происходит? Почему детям нужны вещи, забываемые почти мгновенно по возвращении домой?
Дело не в жадности и не во вредности. За детскими капризами скрываются важные проблемы, о которых малыш не может рассказать словами. Возможно? ребенок испытывает дефицит родительского сопереживания и испытанным способом напоминает о себе.
Нередки случаи, когда невольными провокаторами ситуации выступают сами родители. Малыш видит и слышит как мама выбирает понравившуюся вещь, рассматривает ее, обсуждает, в беседах с подругами хвастается удачной покупкой. Ребенок не голоден и не испытывает необходимости в «десятом паровозике». Ему просто хочется быть таким же как мама: выбирать, принимать решение и покупать, гордиться покупкой.
Порой родители покупают требуемое «чтобы отстал». Ребенок получает урок. Дети экспериментируют, изучая собственные способности влиять на людей и добиваться поставленных целей. Но будет ли в жизни кто-либо кроме родителей прислушиваться к капризам? Куда важнее способность достичь цели не при помощи манипуляций, а путем переговоров и убеждений.
Часто родители не могут понять в чем причина и пытаются избежать детских требований и скандалов, взывая к совести, разумности и ответственности. Мама и папа говорят правильные, но очень обидные для ребенка фразы, напоминающие о том, как он в действительности еще слаб и малодушен. Ребенок расстраивается, но остановить себя не может. Получается, что пытаясь воспитать в ребенке взрослые полезные качества, родители только лишний раз вынуждают его почувствовать себя бессовестным и слабовольным.
Абсолютно неправильны и родительские ссылки на недостаток средств. Исследования западных психологов показывают, что ощущение собственных финансовых возможностей закладывается еще в дошкольном возрасте. Кто-то считает их широкими и в затруднительных ситуациях ищет выход, рассматривая финансовые трудности как временное и преодолимое явление. А кто-то при тех же доходах ощущает себя нищим, ничего не способным себе позволить. В первом варианте средства на достойный образ жизни всегда находятся, а во втором человек всю жизнь борется с нищетой.
В борьбе с «капризами в супермаркете» важна однозначность родительских позиций. Не стоит идти на поводу и покупать ненужные вещи ради спокойствия. Отказы будут особенно болезненны, если им предшествовали временные «успехи» ребенка в предыдущих случаях. Но убедившись в незыблемости родительских решений, дети обычно прекращают истерики и ищут другие пути.
От ненужных покупок ребенка можно просто отвлечь, если в магазине ему будет отведена ответственная роль, а не просто «хвостика», путающегося под ногами. Заранее напишите список требуемых покупок или нарисуйте его, сделайте вырезки из рекламных проспектов, если грамота еще не освоена и поручите ребенку найти нужные товары. Маленький человек будет занят, а о капризах забудет.
При покупке стоит акцентировать внимание ребенка на целесообразность и необходимость тщательного обдумывания, выбора наилучшего варианта. Подберите соответствующие слова и объясните ребенку, что вам вещь тоже понравилась, но, возможно, в зале есть еще лучшая. Или обсудите целесообразность покупки как таковой, предложите отложить решение на какой-то срок, чтобы все хорошенько взвесить.
Детям нравится, когда к ним относятся «по-взрослому» и уважительно. Рассмотрение просьбы без упреков и насмешек, взвешенное и серьезное обсуждение могут иногда для них оказаться даже важнее, чем покупка как таковая.
Автор - Алексей Норкин