Игра это дело серьёзное

Sep 11, 2009 18:50

Обычно принято считать, что детская игра - это дело несерьёзное, и ушастые занимаются этим потому, что ничего другого не умеют по малолетству. А на самом деле - это форма развития и постижения мира предметов и людей...



Игра с друзьями - одно из непременных составляющих роста ребенка. Можем ли мы, родители, каким-либо образом повлиять на игры наших детей? Немного стараний, и игра станет не только интересной, но и принесет пользу.

«Несколько дней назад у меня в гостях была внучка с подружкой. Малышкам немногим больше двух лет. Обе тихонько возились на ковре, а я присела рядом, послушать и присмотреть за ними. И вдруг из детского лепета мое ухо уловило отрывки слов: «машинка» - «грузовик», «машинка» - «грузовик». Девочки перебрасывались словами точно так же, как до того катали по полу друг к дружке мячик. Они меняли тон, растягивали слова, пытались пропеть их. Поразительно - не умея толком говорить и общаться, эти крошечки играли в слова, превратив их в забавную игрушку». Так рассказывает воспитательница (а по совместительству бабушка) Анна Гирш, проработавшая с детьми более сорока лет. Она убеждена, что игры со сверстниками - основа для нормального развития ребенка. Причем в игру можно превратить любой предмет или занятие, было бы желание.

«Передай дальше»

До определенного возраста (примерно до полутора-двух лет) малыши склонны играть не столько друг с другом, сколько друг возле друга. Затем наступает этап интеракции - вместе играть уже интереснее. В процессе совместной игры ребенок учится рассматривать себя как частичку общества, он не просто «сам по себе человек», а член команды. Это - начало процесса подавления врожденного эгоцентризма и выработки коммуникативных навыков.

Одна из самых простых коллективных игр, в которую с увлечением играют дети двух-трех лет - «Передай дальше». В нее можно играть с любым предметом, который удобно держать в руке. Дети усаживаются в круг, и начинают передавать друг дружке, например, мячик. Для двухлетки отдать «свой» мячик очень трудно, от просто отрывает игрушку от себя. С другой стороны, на него устремлены взгляды жаждущих товарищей. Эта несложная игра учит детей многим важным вещам: умению терпеливо ждать, умению давать и принимать, умению сдерживаться и не злиться. Они учатся общению и эмпатии. Согласитесь, что эти качества пригодятся детям и во взрослой жизни.

Коллективная игра для ребенка - отработка умений жить в обществе. Сначала он осваивает понятие «понарошку», превращая кубик в телефон и подушку в кота. Затем он переходит к ролевым играм, обыгрывая правила поведения в обществе себе подобных. Игры развивают любопытство, воображение и желание творить - необходимые качества при освоении мира взрослых.

Поэтапное развитие

Мы можем выделить два основных периода развития. С полугода до трех с половиной лет - сенсомоторный период, пробуждение эмоционального мира ребенка и его чувств. Дети учатся различать цвета. При помощи шумных игр развивается слух. Пушистые или ребристые игрушки (например, мячики) и знакомство на ощупь с разными предметами развивают тактильные ощущения.

В возрасте до двух лет, когда малыш учится ходить и говорить, любой предмет возбуждает его интерес: мячик цветной или однотонный, гладкий или с пупырышками, с колокольчиком или шуршащий, прозрачный или ажурный… Вот почему важно предоставить ребенку этого возраста достаточное количество игрушек или предметов для игры. Кстати, помимо дорогих покупных игрушек дети с удовольствием возятся с кастрюлями, ложками, разноцветными прищепками, маминой щеткой для волос и старой сумочкой. А вы замечали, какое любопытство вызывает у малыша простенькая игра «ку-ку», когда мама прячется и показывает лицо из-за кресла или занавески! Конечно, ваша крошка и так вас любит, но сколько радости вы можете ему доставить, посвятив немного времени подобным несложным развлечениям.

Второй, воспитательный этап наступает после трех с половиной лет и продолжается примерно до пяти лет. Начиная с этого времени ребенок может в полной мере усвоить требования, которые вы предъявляете к нему. Недаром японская система воспитания очень мягко относится к малышам до трех лет, а затем отношение к ребенку становится намного строже. И недаром многие психологи рекомендуют родителям делать разницу в три с половиной года между рождением детей. К этому возрасту ребенок уже владеет речью, проявляет индивидуальные склонности, обладает хорошей координацией движений, различает имена людей и изображения на картинках. Детский сад становится для него одним из важнейших мест.

И тут-то у ребенка появляется желание быть «одним из…», пользоваться признанием коллектива. «Я стараюсь научить малышей не только брать, но и давать. Например, в конце дня нужно сложить игрушки по местам. Убирать не любит никто. Приходится хитрить: «Ну-ка, кто соберет больше всех игрушек!» или «Кто хочет поиграть со щеткой?» - говорит воспитательница Анна Гирш.

Среди игр в этом возрасте нужно включать задания рассортировать предметы по форме, цвету и размеру. Так ребенок проходит своеобразную подготовку к заданию убрать свои игрушки, вещи, а главное, учится логично мыслить и поступать. Именно с после трех лет начинают готовить детей к обучению, к принятию системы ценностей, к послушанию - игры лучше всяких слов помогут в этом. С трех лет можно начинать играть в игры, развивающие внимание и память (лото, мозаика, «подбери пару»). Еще одно преимущество игры - ребенок овладевает умением проигрывать и выигрывать. Эти качества еще пригодятся ему в жизни.

Один из отцов израильской педагогической школы, А.Эриксон говорил, что школа воспринимается ребенком как целая вселенная во вселенной. Дома ребенок - пуп земли. В детском саду - растение на клумбе. Но в школе он становится песчинкой среди себе подобных. Он него требуют и с него спрашивают. Его впервые оценивают не только за поступки, но и за то, что он умеет. Мир фантазий постепенно тускнеет, уступая место жесткой реальности. Наш ребенок попадает в мир взрослых. Каким он войдет в него?

Социальная и душевная потребность достичь успеха заставляет ребенка стремиться достичь максимума своих возможностей, пробуждает в нем лучшие качества. Существует прямая связь между успехами ребенка в школе и его восприятием себя. В игре мы можем помочь ему поднять самооценку. Футбол или велосипед отлично развивают координацию и пространственное мышление ребенка. Творческие и интеллектуальные игры стимулируют его умственное развитие. Логические игры помогают развитию абстрактного мышления и учат связывать причины со следствием. Игра укрепляет связи ребенка со сверстниками. Но не менее важно то, что она укрепляет отношения в семье.

Когда кончаются слова

По словам Анны Гирш, самые опытные и разумные родители превращают повседневные дела в игру. Можно, играя, отправиться спать. Играя, веселее убирать комнату. Чистку зубов тоже можно превратить в забаву. Вечером поиграть в бирюльки или лото с удовольствием соберется вся семья, старшие братья и сестры также приглашены. «Если понаблюдать за играющими братьями и сестрами, со стороны заметно, как они обманывают, ссорятся, завидуют друг другу. Но есть и контекст - они проводят время вместе и им интересно. Такие игры - полигон, на котором ребенок отрабатывает свое поведение со сверстниками. Иногда во время игры наружу выходят такие вещи, которые в обычной обстановке трудно выразить. Играйте, просто играйте» - заключает Гирш.

Как привлечь ребенка к «простым» семейным играм и отвлечь его от телевизора или компьютера?
Телевизор - это просто бедствие. Поначалу матери радуются, что дети не теребят их по пустякам, занятые детской передачей. Но сами посудите - ребенок в состоянии просидеть перед экраном 4-6 часов почти неподвижно. Мышцы атрофируются, нарушается работа желудка, портится зрение - и, что самое ужасное, скудеет фантазия. Не нужно обольщаться мыслью, что сменив программу на более содержательную, вы превратите это занятие в более полезное. Самый интересный научно-популярный фильм не заменит малышу живого наблюдения за муравьиной дорожкой и не заставит его сдвинуться с места. Телеэкран обладает гипнотизирующим действием, поэтому единственный метод борьбы с ним - строгое ограничение времени просмотра передач. Поиграйте с ребенком в свободное от телевизора время: ваше внимание - единственный достойный соперник увлекательным зрелищам.
Как быть, если ребенок отказывается играть с друзьями?

До пяти лет ребенок успевает приобрести примерно половину будущих представлений о мире вокруг. В последующие годы (в школе, армии, университете и т.д.) он восполняет оставшиеся пятьдесят процентов. И если он не будет играть в детстве, то рискует заполучить многие проблемы, став взрослым. Недавно японцы пригласили израильских педагогов поделиться опытом. Как вы думаете, зачем? Чтобы те научили японских родителей играть со своими малышами! Поскольку творческое воображение взрослых японцев, как оказалось, крайне ограничено. Причина этого явления кроется в традиционных отношениях внутри японской семьи: дети недостаточно играли, а впоследствии не проявляли достаточного интереса к окружающему миру, они выросли исполнительными и дисциплинированными, но полет фантазии стал им недоступен.

Если ребенок избегает игры, скорее всего, он не чувствует себя достаточно уверенным. Ему не хватает духа состязаться с другими, он остро нуждается в одобрении и поддержке. Особенно это заметно в детском саду. Одни дети обладают врожденной общительностью, они легко вливаются в жизнь группы и вступают в контакты со сверстниками. Другие - зажаты, скованны и без поощрения редко решаются проявить инициативу. Для таких малышей имеет большое значение личность воспитателя. Поэтому если родители знают, что их ребенок некоммуникабелен, стесняется, закрыт - нужно обязательно поговорить с воспитательницей и попросить ее проявить особое внимание и поддержать такого малыша.

Иногда милая и забавная детская игра превращается в свою противоположность. Это происходит, когда у детей просто не хватает слов, чтобы выразить накопившиеся эмоции. И в ход идут проявления агрессии - кулаки, зубы, ногти.

Что же делать, если игра превращается в поединок?

Точно так же, как и щенята, дети склонны во время игры затевать возню. Если кто-то из игроков неадекватно воспринимает поведение другого (а обычно это дети, чей уровень коммуникабельности развит меньше и им нехватает опыта общения со сверстниками) - он решает, что игра превратилась в драку. Значит, взрослому нужно вмешаться: остановить игру до того, как отношения между детьми будут серьезно испорчены. Лучше всего предложить другую игру взамен.

Кстати, эта проблема в основном затрагивает мальчиков. Девочки инстинктивно умеют продолжить игру даже после того, как ситуация стала спорной. Уже в два года девочки вполне могут обойтись без вмешательства взрослых - немного шума, короткий плач, и вот они уже снова играют, как ни в чем не бывало. А мальчишки не знают, как вернуться от конфликта к игре, им нужна помощь взрослых.

Состязания? Обождут

Коллективные игры ассоциируются обычно с элементом соревнования. Футбол, прятки, скалки, лото и монополия - все они предполагают стремление к победе. Причем победитель один, остальные - проигравшие. Как помочь неокрепшей еще психике справиться с разочарованием?

Выберите игру, в которой нет ярко выраженного единственного победителя. Например, «музыкальные стулья», когда малыши ходят вокруг ряда стульев под музыку, а когда наступает тишина, должны успеть занять стул. Стульев всегда на один меньше, чем игроков, и с каждым включением музыки один стул убирают. Проигравшие выбывают постепенно, и это не так обидно. С двухлетними детишками стулья не убираются вообще, чтобы выиграть могли все. Десять малышей и десять стульев. И только когда они усвоят правила игры, привыкнут под музыку ходить, а в тишине быстренько садиться, можно убирать стул. Тогда дети начинают осваивать новое удовольствие - радость победы. А чтобы проигравшему было не так обидно, он тут же получит печенье.

В английском языке есть четкая разница между GAME (игрой по твердым правилам) и PLAY (игрой ради удовольствия). Нет никакого смысла в состязании, если играющий ребенок не приобрел пока нужных навыков. Но не играя, он их и не обретет. Родителям лучше выбрать вариант PLAY, чтобы игра превратилась в источник общения и удовольствия, не более того. Игры с элементом соревнования лучше отложить до четырех-пяти лет.

Хотя бы раз в день найдите полчаса повозиться с ребенком, ибо трудно переоценить развивающее влияние таких игр. Но как физически можно посвящать ребенку время после долгого рабочего дня? Тут уж не до жиру, добраться бы до вожделенного телевизора или постели… И все же, отчего бы не поиграть в «холодно-горячо» по дороге из ванной в кроватку? Сказка на ночь - тоже игра. Колода карт может стать источником множества игр - «верю - не верю», «черное или красное» и других. Анна Гирш как-то насчитала 40 вариантов игры со старой газетой: дети рвали ее на клочки, скатывали шарики из бумаги, вырезали картинки, папье-маше и еще много чего. Нам нужно только предложить им из чего, а уж они устроят себе забаву.

И последнее предложение - даже поездка в машине может и должна стать развлечением. Проявите немного фантазии, да и мы постараемся печатать самые разные варианты игр для всей семьи.






Несмотря на все успехи науки, в мире ещё хватает загадочных явлений, полное объяснение которых отсутствует. Объяснения придут со временем для всего, что не является прямым вмешательством Бога в естественный ход событий, а пока что можно просто почитать про тайны Вселенной, не всегда соглашаясь с трактовкой их причин.

Далеко на всякий груз можно переместить своими силами. Правильно выполненные такелажные работы позволят переместить с места на место целое предприятие или офис. Поручайте такелаж только грамотным специалистам.


ребёнки, психология

Previous post Next post
Up