Речь пойдёт о нарушениях обучаемости. Далеко не все ушастые, страдающие этой проблемой, нуждаются в переводе во вспомогательную школу, многим могут помочь детские психологи и дефектологи. Размещаю здесь материал, убрав оттуда израильскую специфику.
В прошлом дети с дислексией и нарушенными способностями к обучению считались просто ленивыми или неспособными. Со временем ученые, педагоги и медики пришли к выводу: в большинстве случаев отставание в учебе вызывается физиологическими причинами. Явление изучено и его научились диагностировать уже в раннем возрасте, чтобы к школе избежать возможных проблем
Десятилетний Алёша, любознательный и способный, страдает от дисграфии. На уроках он задает интересные вопросы, высказывается чрезвычайно разумно и логично, но во время контрольной более двух корявых фраз на его листке никогда не появляется. После того, как прозвучал диагноз «дисграфия», Алёша получил направление на дополнительные занятия и особое разрешение держать устные экзамены вместо письменных. С тех пор он - отличник.
Многим детям сегодня ставится диагноз «нарушение способностей к обучению». При правильном подходе и соответствующей коррекции можно помочь таким детям отлично учиться, а иногда и полностью преодолеть проблему.
Что такое «нарушение способностей к обучению»?
Вот определение Американской ассоциации по нарушению способностей к обучению: «Разнообразные проблемы, мешающие нормальному приобретению навыков речи, письма, чтения, логического мышления, математических способностей, социальной адаптации».
Предполагается, что такие нарушения являются результатом недостаточно эффективной деятельности отдельных участков центральной нервной системы.
Проблемы обучения делятся на две группы. Это академические нарушения: плохая обучаемость чтению, письму, математике, и проблемы задержки развития - плохая речь, координация движений, адаптация в социуме, логическое мышление и прочее. Эти проблемы хорошо заметны уже в дошкольном возрасте.
Сегодня специалисты предполагают, что более десяти процентов населения в той или иной мере страдают от нарушения школьных навыков. Некоторые утверждают даже, что каждый пятый школьник в легкой степени страдает от подобных проблем. Поскольку возраст проходящих диагностику детей все время снижается, а родители стали гораздо более внимательны, со стороны кажется, что речь идет о настоящей «эпидемии».
На самом же деле проблема существовала всегда, вспомните хотя бы, сколько было в вашем классе совсем неглупых троечников, которые вполне могли бы учиться гораздо лучше.
Откуда же взялась эта «эпидемия»? Ученые дают два объяснения: либо перед нами проблемы, связанные с биохимическими реакциями мозга, либо они связаны с запоздалым развитием ребенка относительно его хронологического возраста. Не исключается и наследственность - у слабо успевавших в школе родителей дети тоже часто плохо овладевают школьными навыками.
Ранняя диагностика
Разумеется, вы бы не хотели, чтобы ваш ребенок плохо учился. И хотите знать, как еще в дошкольном возрасте определить, нет ли у него какой-либо проблемы со школьными навыками.
Во всем, что касается развития ребенка, существуют достаточно четкие нормы. К сожалению, в границах этих норм нет либо черного, либо белого. Если у ребенка с высоким интеллектуальным уровнем существует определенная проблема (например, он не в состоянии читать), она диагностируется легко. Но у большинства детей со средним интеллектуальным уровнем, проблемы гораздо более «размыты». В целом, если ребенок, сталкиваясь с необходимостью обучиться чему-либо соответствующему его возрасту, например, речи, не делает это естественно и автоматически, вполне возможно, что он страдает от какой-то проблемы в обучении.
Если ребенок развивается значительно медленней, чем его сверстники, не в состоянии в 5-6 лет выучить буквы, не соглашается рисовать или раскрашивать, не может сосредоточиться на одном задании, не в состоянии перейти от одного задания к другому, сталкивается с проблемами в социуме (агрессия или игнорирование других), если его речь не соответствует возрасту - имеет смысл показать ребенка психологу-специалисту по нарушениям школьных навыков.
Умный ребенок порой ухитряется обойти проблему и как-то учиться, несмотря на нее. Высокий интеллект борется с помехами на пути к успеху, и эта внутренняя борьба может довести ребенка до состояния стресса. Поэтому чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще найти способы помочь ребенку «обходить» трудности, а также распознать его сильные стороны. После этого ребенок может не только нормально учиться в классе и дома, но и быть отличным учеником.
Иногда ранняя диагностика становится главным фактором в успешном обучении ребенка. Отставание в развитии речи можно заметить уже в 2.5-3 года. У родителей появляется огромный запас времени, чтобы не просто жалеть ребенка (это как раз лишнее), но научить его справляться с проблемой. Если не игнорировать трудности, их почти всегда можно решить.
Но если проблему не диагностировать вовремя, она неизбежно отразится и на самооценке ребенка, его восприятии самого себя и других людей.
Ребенок, страдающий нарушением школьных навыков, обычно отличается сообразительностью. Он рассказывает взрослым только то, что они хотят слышать, и скрывает то, что считает своими провалами. Взрослые, в свою очередь, часто говорят ему, что он лентяй, который не старается раскрыть свой потенциал и учиться лучше. Самооценка «лентяя» становится очень низкой, он рискует стать замкнутым или агрессивным. Ребенок считает себя «другим», «не таким как все», но не знает, почему.
В раннем возрасте можно диагностировать проблемы координации движений, тактильную недостаточность, задержку речи, недостаток аналитического мышления - с помощью ролевых игр и других интересных для ребенка заданий, вроде складывания мозаичной головоломки. Родители видят ребенка все время, и их интуиции стоит доверять. Если в раннем возрасте родители замечают какие-то отклонения, лучше всего обратиться к специалистам. В этом возрасте дети проходят дидактические тесты на готовность к школе. Эти тесты обычно сочетаются с обычными психологическими тестами, призванными проверить эмоциональную готовность ребенка к школе, а также в целом описать его личность и интеллект.
Можно ли делу помочь?
После того, как ребенку поставлен диагноз, его следует направить в одни из многочисленных центров, занимающийся проблемами нарушения школьных навыков. В наше время существует огромное количество систем, помогающих детям добиться неплохих результатов, несмотря на нарушенные способности к обучению. Далеко не всегда такого ребенка стоит держать лишний год в детском саду, как это часто рекомендуют муниципальные психологи. При условии, что ребенок получает профессиональную помощь, эмоционально готов к школе и его проблемы известны и решаемы, он вполне способен заниматься вместе со сверстниками.
Переводить ли ребенка в специальную школу? Большинство специалистов сходятся во мнении, что в этом нет абсолютно никакой необходимости, если только интеллектуальный уровень позволяет ребенку учиться в обычной школе. Вполне достаточно специальных занятий с педагогом-дефектологом или другими специалистами - в течение нескольких первых лет школьник научится справляться со своим недостатком и сможет учиться ничуть не хуже других детей в классе.
Ребенок, страдающий близорукостью, носит очки. Точно так же можно помочь и ребенку, который страдает от нарушения школьных навыков, считают детские психологи. Если у него дискалькулия, он может пользоваться калькулятором буквально с первого класса, а при дисграфии достаточно бывает дополнительного времени на письменных экзаменах. Проблема частенько кроется не в детях, а как раз в родителях. Взрослые пытаются отрицать проблему, стараются заставить ребенка прикладывать больше усилий или же, наоборот, оградить его от любых трудностей. Но дети с нарушением школьных навыков обычно хотят преуспеть, причем именно в учебе, которая является их слабой стороной. Они ожидают от родителей поддержки и уважения к своим усилиям. Важно верить в ребенка, прислушиваться к его нуждам, и вселять в него веру в свои силы.
Какие способности могут быть нарушены
Дислексия (нарушение понимания текста) - проявляется в невозможности соотнести изображение буквы с соответствующим звуком. При дислексии дети смешивают звуки, сходные по артикуляции, звучанию или написанию. Они не могут вспомнить букву, означающую тот или иной звук, затрудняются связать слово с его значением. Часто дети, которые научились говорить поздно или с большими проблемами, испытывают трудности в чтении.
Дисграфия (нарушение письма) проявляется в виде неверного соотнесения звуков речи и их графического изображения. Дети с дисграфией путают при письме сходные в произношении буквы, пропускают их, иногда пропускают целые слоги. Они также могут писать одно слово раздельно или, напротив, отдельные слова слитно. Иногда они зеркально пишут буквы (это случается со многими детишками в первый год обучения, но к концу года должно пройти). Если посмотреть тетрадку такого ребенка, то кроме ошибок бросается в глаза царящий в ней беспорядок - он нечетко пишет буквы, строчки в его тетради «соскальзывают», он слишком сильно надавливает на карандаш или наоборот, держит его слабо. Эти явления связаны с нарушениями психомоторики и пространственного восприятия.
Дискалькулию (нарушение навыка счета) можно обнаружить уже в раннем возрасте. Проявляется дискалькулия в непонимании структуры числа, затруднениях при операциях с числами, особенно со сложными числами и с переходом через десяток. Иногда ребенку трудно сравнивать количество предметов, производить цепочку арифметических действий и запоминать математические термины.
Нарушение навыков обучения в целом - ребенок не способен запомнить задачу, спланировать ее решение, организовать свое время, что сильно сказывается на его способности учиться. Иногда такое нарушение связано с ADD (синдромом дефицита внимания) или с ADHD (дефицитом внимания и гиперактивностью).
Некоторые признаки расстройств, которые свидетельствуют о том, что стоит проконсультироваться со специалистами:
• Ребенок неловок в движениях, часто получает синяки и шишки, налетает на стены, ломает или роняет предметы
• Ребенок невнимателен и не делает (или делает после многих напоминаний) то, что от него просят
• Ребенок стеснителен и не отвечает, когда к нему обращаются
• Ребенок легко перепрыгивает с темы на тему, трудно понять, о чем он хочет рассказать
• Ребенок «зануда», часто переспрашивает «Что?», постоянно повторяет вопросы, даже если уже получил на них ответ
• Ребенок не компанейский, не хочет ходить к другим детям в гости или приглашать их к себе
• Ребенок с иголкой в попе, которому не хватает терпения дослушать сказку или досидеть до конца на занятии в садике
• Ребенок-консерватор, не любит носить шапки, отказывается от новой одежды, не любит снимать или надевать обувь, заменять теплое одеяло летней простынкой и т.д.
• Ребенок очень разборчив и капризен в еде - его меню строго определено и изменения практически невозможны
• Ребенок-грязнуля, вокруг которого всегда больше крошек и мусора, чем вокруг других (и не любит вытирать нос)
• Ребенок делает назло - зимой отказывается от свитера, летом, наоборот, требует надеть куртку
• Ребенок забывчив, часто повторяет «Не знаю», «Не помню», «Забыл»
• Ребенок упрям, часто звучит «Не хочу!», «Не буду!»
• Ребенок бунтарь, не признает границ, отказывается от ежедневных поручений
• Ребенок агрессивен, часто ссорится с другими детьми, его легко вывести из равновесия
• Ребенок обидчив, часто плачет, замыкается, объявляет «Я с тобой не играю»
• Ребенок плохо говорит - голос монотонный, невыразительный или же интонации странны, речь медлительна, с задержкой, слова не выговариваются как нужно, говорит с усилием
• Ребенок рассеян, мечтателен, легко теряется, парит в облаках
• Ребенок совсем не доставляет хлопот, тихий, не участвует в играх, безынициативен, делает лишь то, что от него просят
• Ребенок очень «взрослый», ему намного лучше в компании взрослых, чем со сверстниками
• Ребенок сверх меры активен, все время в движении, ничего не боится
• Ребенок трусишка, никуда не забирается, боится темноты
• Ребенок чистюля, не любит возиться в песке, с пластилином, глиной, красками, не любит пачкаться
Если вы согласны с тремя или более сентенциями, стоит задуматься. Не спешите наклеивать на ребенка ярлык «неуспевающего», но все же обратитесь к специалистам для более полной диагностики. И помните - не бывает ленивых, плохих, агрессивных или легкомысленных детей. Есть дети с трудностями, которые поддаются коррекции.
Поскольку большинство моих читателей живут в России и на Украине, то я убрал всю израильскую специфику, включая места, куда следует обращаться. Понятно, что житель Москвы или Киева не может попросить помощь у тель-авивского или иерусалимского ГорОНО. Израильтяне, для кого эта проблема актуальна, - у домашних ушастиков есть проблемы с обучением - могут сходить по двум ссылкам на полный текст.
А к френдам из бывшего Союза просьба: если они в курсе того, куда в таких случаях обращаться на территории СССР (любой из 15 союзных республик), то дать дополнение в комментариях: я сделаю апдейт.