Вместо того, чтобы сетовать по поводу того, что мелкий младшего школьного возраста не любит читать, может лучше воспользоваться советами из публикуемого мной под катом материала?
«За год до школы мы отдали ребенка в подготовительный класс лицея. До подготовительного класса мы не умели читать. И мы стали учиться. Возможно, я палку перегнула, но результат следующий: РЕБЕНОК ОТКАЗЫВАЕТСЯ ЧИТАТЬ ВООБЩЕ, только через скандал! Мало того, он отказывается даже слушать то, что ему читают. На продленке все дети с открытыми ртами слушают фантастику для детей, а мой говорит, что он хочет играть, а слушать не хочет и сидит - играет в черепашек-ниндзя, рисует и т.п.
Я его за это не ругаю, но каждый день у нас по этому поводу проходят внушения, что плохо не читать. Естественно, не помогает. Может быть, вы дадите совет, как переломить ситуацию, как заинтересовать».
Давайте для начала разберемся с определениями. «Ребенок отказывается читать вообще». Это означает, что ребенок отказывается читать что бы то ни было? Или только книги, которые заданы в школе и предложены Вами?
Если ребенок с энтузиазмом читает вывески или названия улиц и газет, это хороший знак. Из этого следует, что ребенок в целом видит практический смысл в чтении. Например, читать полезно для того, что сориентироваться на улице или найти необходимый магазин. Объемные тексты мальчику читать сложно. Когда техника чтения невысока, ребенку трудно удерживать в памяти начало и конец предложения, слишком много сил уходит на собственно конструирование слова из слогов. Поэтому, в первую очередь, важно постараться в максимально короткие сроки поднять скорость чтения до приемлемого уровня (60-70 слов в минуту), тогда смысл читаемого перестанет ускользать от маленького читателя. Делать это лучше в игровой форме.
Читать газетные заголовки, названия улиц, рекламные плакаты наперегонки.
Устраивать соревнования: кто больше обнаружит и прочитает магазинных вывесок на протяжении одного квартала или по дороге домой.
Научиться играть в игры, требующие выполнения различных операций с буквами.
- «Эрудит» - игра, где необходимо составлять слова из отдельных букв.
- «Поле чудес».
- «Виселица» - игра, где взрослый и ребенок по очереди загадывают слова следующим образом: «В . . . . . . а». Задача партнера, как в «Поле чудес», по буквам отгадать слово. За каждую неправильно названную букву (которой нет в слове), загадавший рисует элемент виселицы. Выиграть может и тот, кто загадал, если его слово не отгадано, а виселица начерчена, и тот, кто отгадывал, если расшифровал слово с минимумом ошибок - и виселица не завершена. Если смущает название, можно рисовать, например, домик из определенного числа элементов.
- «Балда» - в этой игре проигрывает тот, кто ставит в слове последнюю букву.
Не менее важно помочь ребенку найти смысл в совершаемых им действиях. Читать - для чего это нужно? Скучные нравоучения о том, как это хорошо и замечательно уметь читать, скорее отвратят мальчика, чем привлекут. Здесь также может помочь игра.
Настольные игры, предполагающие сложные правила, где нужно часто сверяться с текстом. Или открывать карточки, на которых написаны инструкции по дальнейшим действиям.
Существует замечательная компьютерная игра «Баба-Яга учится читать». Выполняя различные задания, направленные на спасение кота от чар ведьмы, ребенок между делом учится читать и проникается важностью этого процесса.
Хорошо помогают домашние инсценировки прочитанного. Когда игрушки становятся актерами, а ребенок режиссером, творящим постановку и регулярно сверяющимся с исходным текстом.
Важно ответственно подойти к выбору книги для чтения ребенка. Если книга не соответствует возрасту ребенка, ему будет скучно ее читать. «Три мушкетера» - замечательная книга, но не стоит ее предлагать первокласснику - ему будет не особенно интересно.
Хорошо, когда прочитанное становится дополнительным поводом для общения обсуждения. Важно именно обсуждать прочитанное, а не проверять, что ребенок запомнил. Ситуаций проверки знаний мальчику хватает в школе, и к дополнительной он отнесется скорее всего без особого энтузиазма.
Если вы помните, какие книги читали сами в возрасте ребенка, расскажите ему об этом. Расскажите о своих впечатлениях, ощущениях от прочитанного - это сделает книгу более притягательной для ребенка.
И конечно, значение личного примера здесь сложно переоценить. Если вы хотите вырастить читающего ребенка - читайте сами: пусть он видит, что читать увлекательно, интересно; что мама и папа готовы тратить свое свободное время на это занятие.