У мелочи порой бывают преходящие проблемы, которые проходят сами собой к школе. Но важно отличать их от тех, которые требуют помощи со стороны специалистов. Это и есть тема очередной публикации под тегом
"Мелочь ушастая".
У маленьких детей частенько встречаются проблемы, которые к школе - теоретически - должны бы исчезнуть сами собой. Только вот как знать, что есть проблема сама собой исчезающая, а что - проблема, нуждающаяся в помощи взрослых?
Проблемное поведение
• Детские страхи... Сколько копий сломано вокруг них! Жалеть, утешать, отмахиваться или прислушиваться? От чудовища из-под кровати и страшного ужаса, живущего в темноте - чего только не боятся наши дети. В большинстве случаев к пяти годам ребенок набирается житейского опыта и перестает трястись от страха, как только выключат свет. Но если к шести с половиной годам ваше чадо по-прежнему боится своего персонального ужастика (или, тем более, изобретает новые страшилки), не надейтесь, что с возрастом это пройдет. Ситуация однозначно требует помощи детского психолога, так как речь идет о значительно более серьезной, чем кажется на первый взгляд, проблеме.
• К шести годам, то есть к школьному возрасту, ребенок уже является вполне социально адаптированным существом. Он выходит из периода детского эгоцентризма и начинает понимать, что у других людей также могут возникать желания, вовсе не совпадающие с его собственными. Шестилетка уже имеет, как правило, круг постоянных приятелей и умеет ценить отношения с самым лучшим другом. Если этого не происходит, понаблюдайте за своим ребенком - не исключено, что неумение дружить является следствием внутреннего дискомфорта. В любом случае, если решите идти к детскому психологу, консультацию он даст родителям, а не малышу. А уж вам придется учить свое дитя строить отношения с другими детьми.
• Энурез также обычно проходит сам собой годам к пяти. Если же пятилетний ребенок продолжает время от времени мочиться по ночам, следует обратиться к специалисту. Практика показывает, впрочем, что в семи случаях из десяти ночное недержание все-таки проходит к школе без постороннего вмешательства - если только родители не акцентируют на проблеме особого внимания.
• Некоторые малыши обладают повышенной тактильной чувствительностью. Они не могут дотронуться до песка или бархатной бумаги, не выносят прикосновения ярлычка на одежде и так далее. Иногда такая чувствительность является симптомом атопического дерматита (диатеза, то есть аллергии). Если же тактильная чувствительность не сопровождается кожным заболеванием и не проходит к школе, родителям следует обратиться к специалисту для определения причины этого явления.
Способность к обучению
Не зря шестилеток записывают в школу - в этом возрасте большинство детей готовы к обучению и понимают, чего от них хотят учителя. По сравнению с шестилетками, пяти и четырехлетние дети не в состоянии достаточно долго концентрировать внимание, забывают задание, легко отвлекаются. Еще один плюс шестилетнего ребенка - понимание слова "надо" и умение нести ответственность. Но все знают, что ребенок ребенку рознь, и мы не зря в начале главы упомянули слово "большинство". Далеко не каждый шестилетка готов стать школьником даже в случае, если его умственное развитие превосходит возрастные нормы. Дело в эмоциональной готовности принять среду, где к ребенку предъявляются определенные требования. Причем есть малыши, которые не могут соответствовать этим требованиям взрослых в силу незрелости характера, и есть такие, что не хотят, чтобы от них чего-либо требовали. В большинстве случаев дети, имеющие дома определенные обязанности (присмотр за младшими, уборку своей комнаты, небольшие постоянные поручения) значительно чаще оказываются эмоционально готовыми к школе.
Не каждый умеет справиться и с поражением, трудиться ради похвалы, стараться заслужить поощрение. Конечно, шестилетний ребенок не станет бросаться в слезах на пол, если задание окажется не по силам. Но сумеет ли он не потерять веру в свои силы и продолжать поиск решения? В такой ситуации на помощь приходят психологи. Проведя с "проблемным" ребенком (с согласия родителей) несколько встреч, специалист поймет, можно ли уже отпускать дитя в более сложные условия школы, или же стоит дать ему еще один год на взросление.
Координация движений
К шести годам ребенок уже неплохо владеет своим телом и обретает ряд важных навыков. Он умеет подняться и спуститься по лестнице без помощи рук (что требует немалых усилий и умения держать равновесие, учитывая высоту ступеней по отношению к росту ребенка). Он способен прыгать на одной ноге. Он подвижен и движение радует его. Шестилетка должен обладать достаточной физической подготовкой, чтобы осваивать снаряды на детской площадке, бегать и прыгать вволю. Впрочем, вы скажете, что и в пять лет ребенок бывает способен забираться на горки и лазить на деревья. Верно, но шестилетний ребенок уже в состоянии координировать умственную и физическую деятельность. Он может одновременно рисовать и отвечать на вопросы, играть в мяч, выкрикивая названия растений и цветов, прыгать и подбирать слова на букву "Б". Этот навык позволяет школьнику одновременно слушать учителя и писать в тетради.
Язык и понимание речи
Произношение звуков также должно быть полностью освоено к шести годам. Не так давно мы писали о том, каким нормам речи ребенок должен отвечать в определенном возрасте, и каковы критерии направления к логопеду. Последним "исправляется" звук Ш - обычно между пятью и шестью годами малыш научается произносить и его. Если же к школьному возрасту ваше дитя шепелявит, прежде чем бежать к логопеду, обратитесь к специалисту ухо-горло-нос, так как причиной плохого произношения может быть наличие жидкости в среднем ухе.
До шести лет некоторые дети могут еще путать цвета. Если к школе ваш сын все еще не различает цвета, не исключено, что он - дальтоник.
Выбор игр также влияет на речевые способности ребенка. Например, дети, любящие слушать сказки, отличаются слуховым восприятием и слуховой же памятью. Любители собирать мозаику, как правило, обладают хорошей зрительной памятью. В этих областях желательно развивать ребенка с возраста трех-четырех лет, чтобы облегчить ему восприятие заданий в школе. При этом вовсе необязательно, чтобы малыш любил возиться с мозаикой, но к шести годам он должен уметь справиться с подобным заданием.
Мелкая моторика
К школе ребенок уже должен определиться с доминирующей рукой - правой или левой. Причем ведущей считается не только рука, которой ребенок пишет, но в первую очередь та, которую он протягивает, чтобы что-то взять, которой ест и в которой держит ножницы. К шести годам определяется уже и доминирующая нога (кстати, вовсе не обязательно та же, что и рука). Обратите внимание: шестилетки часто пишут буквы наоборот. Это нормально и со временем проходит. Убедитесь только, что если ребенку показать слово, написанное правильно и слово, написанное в зеркальном отражении - он понимает, какое из них написано верно. Если шестилетка не отличает правильного написания букв, возможно, что у него один из видов дислексии - проблема нуждается в срочном вмешательстве специалиста.
К шести годам ребенок уже обязан уметь правильно держать карандаш при рисовании или письме: большой, указательный и средний пальцы работают, безымянный и мизинец - отдыхают. При этом указательный и большой пальцы не соприкасаются. Если ваш дошкольник держит карандаш не так, проявите настойчивость, переучивая его - это очень важно.
Наконец, шестилетки должны уметь расстегивать пуговицы (и наоборот), застегивать "молнию" и завязывать шнурки. Все эти незамысловатые навыки также свидетельствуют о том, что ваш ребенок готов к школе.