Психологическая травма у малышей

Jun 23, 2009 16:59

Заранее упреждая вопрос: ушастик на аватарке - это не я 45 лет назад. И не мой родственник.
Просто символ ребёныша "вообще", аватарка для постов на полюбившуюся многим постоянным читателям тему. Позаимствован из поисковика картинок Гугла, по запросу "малыш", сделанному специально для поиска соответствующей аватарки. Обработан в фотошопе для получения нужного размера и загружен. В дальнейшем, попытаюсь найти картинку для постов о здоровье (если у кого есть что предложить - милости просим).

Материал заимствован с израильского русскоязычного сайта (там будет ссылка). Это, в данном случае плюс. У израильских детских психологов есть большой опыт работы с психическими травмами у малышей потому, что в стране были теракты (в последнее время, к счастью, их нет, благодаря построенной на границе с территориями стене), кроме того, до недавнего времени несколько провинциальных городков находились под обстрелом из Газы. Результативность обстрелов была, к счастью, невысокой, но мелких перепугали в товарных количествах.

Но причиной психологической травмы не обязательно является война или теракт. Это может быть и смерть близких родственников, и ДТП с жертвами, свидетелем которого случайно стал ушастик, и многое другое.
© http://steissd.livejournal.com



Внутренний мир ребенка состоит из множества картинок воспоминаний, ярких, счастливых и очень дорогих. И вдруг в эту вереницу счастья врывается травма. Черная, всегда неожиданная, жестокая и нелепая, которая несет с собой физические утраты, а также , на фоне пережитой угрозы жизни, часто сопровождается психологической травмой.

Это может быть дорожная авария, теракт, болезнь, ожог, нападение собаки, смерть близких и т.д. При этом ребенок может пережить психологический шок даже если он был очевидцем событий а не непосредственным их участником. Сила эмоций настолько высока, что как цунами захлестывает, сбивает все отлаженные механизмы психологической защиты. Исчезает чувство защищенности и целостности тела, нет уверенности в себе и близких.

Восприятие человеком события как травматического очень индивидуально и зависит от его личности, степени вовлечённости в это событие, его предыдущего опыта восприятия и преодоления драматических ситуаций.К счастью, большинство из нас, особенно те, кто не являлся прямым участником трагедии, может ограничиться только лишь естественной реакцией страха, а затем возвращаются к нормальной жизни, воспринимая потери как неотъемлемую часть этой жизни, и научившись от них отвлекаться.

В некоторых случаях, особенно если ребёнок (это относится также и к взрослому) непосредственно участвовал в трагическом событии, то у него нередко развивается психологическое расстройство, так называемый посттравматический стресс (Post Traumatic Stress Disorder). Потерпевшего преследуют навязчивые и часто повторяющиеся страшные картины происшедшей трагедии, избавиться от которых он не в состоянии. Его постоянно мучают ночные кошмары, чувства беспокойства и тревожности. Всё это, вместе взятое, приводит к сбоям в привычном функционировании организма, парализует жизнь и разрушает личность ребёнка.

Посттравматический стресс может сопровождаться депрессией, соматическими жалобами, фобиями,
расстройством поведения (агрессивностью), проблемами питания и сна. При этом дети боятся оставаться одни и требуют постоянного присутствия взрослого. Они избегают посещения мест, связанных с трагедией и любой лёгкий намёк на травму вызывает у них бурно выражаемый негативизм или другие симптомы (например, жалобы на боли в животе и т.п.).

Последствия психологических травм проявляются и также и в игровой деятельности ребёнка, которая в этих случая характеризуется регрессивными и стереотипными элементами с навязчиво повторяющимся сюжетом, так или иначе связанным с трагедией. При этом у ребёнка резко сужается круг интересов, появляются отчуждённость и стремление к одиночеству.

Регрессивная тенденция часто отражается и на развитии ребёнка, снижается успеваемость в школе, появляются проблемы внимания, чрезмерная раскованность, состояния паники, излишние настороженность и напряжённость.

Физиология психологической травмы

В обычной, не стрессовой ситуации у любого человека в коре головного мозга происходит обработка внешних стимулов, т.о. идёт постоянное "отслеживание" ситуации при её полном осознании и контроле.
В стрессовой ситуации и перед лицом смертельной опасности у человеческого организма нет времени на обычную переработку информации через кору головного мозга и тогда срабатывают более простые и примитивные, инстинктивные защитные механизмы поведения, контролируемые ниже расположенными подкорковыми отделами головного мозга (подкорка головного мозга), осуществляющими эндокринную регуляцию и управление эмоциональными реакциями и состояниями.

Другими словами, в экстремальных и стрессовых ситуациях, с точки зрения физиологии, информация об окружающей среде извне, минуя кору головного мозга, передается через таламус прямо в миндалевидное ядро. Миндалевидное ядро, маленькая структура в подкорке головного мозга, ответственная за реакции страха, автоматически запускает механизм самосохранения, с помощью которого организм переключается на режим самозащиты ещё до того, как сам человек успевает даже подумать о грозящей ему опасности. Этот механизм можно обозначить известным в психологии словосочетанием ''сопротивляйся или улетай'' (fight or flight). Такая реакция человеческого организма на опасность нормальна и является защитной.

Болезненное состояние может возникнуть тогда, когда организм как бы ''зацикливается'' на такого рода реакции и воспринимает любую ситуацию как стрессовую.

Психологические травмы ещё недостаточно изучены и в этой области многие вопросы остаются пока без ответа. Так, например:

- почему механизм самосохранения запускается с такой быстротой и лёгкостью и почему затем так трудно остановить его действие?
- почему, спустя годы после травмы, когда жизни человека уже ничего не угрожает, он ведёт и чувствует себя так, как будто вновь и вновь предстаёт перед лицом опасности?

Помощь пострадавшим

Дети (так же, как и взрослые), однажды пережив психотравму, нуждаются в в специальной помощи, включающей как медикаментозное лечение, так и различные виды психотерапии (в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей пациента). Очень важно, чтобы первичная психологическая помощь в той или иной выбранной специалистом оптимальной форме была оказана сразу после травмы, с тем, чтобы усилить у пострадавшего степень осознания происшедшего.

Именно поэтому, на место аварии или теракта обязательно направляется психолог, чтобы очень осторожно и с помощью специальной методики помочь потерпевшим восстановить в памяти детали и последовательность происшедшего с ними, словесно описать эмоции и их интенсивность.

Говоря языком физиологии, осознание случившегося как бы позволяет "переместить" страхи из нижних отделов мозга непосредственно в саму кору головного мозга, что делает их (страхи) более поддающимися последующей психокоррекции.

Многие родители, занятые уходом за ребёнком, перенесшим травму, не понимают смысла и необходимости такого рода психологической помощи. Они думают и говорят примерно следующее: ''Вот ведь привязались к ребёнку, дайте ему прийти в себя! И, вообще, ни к чему ему вспоминать этот ужас!''.

Не говорить и не вспоминать о трагическом происшедшем, возможно, и проще, но тем самым создаются предпосылки к тому, что ''необработанный'' страх поселится в детской душе надолго, а может и навсегда!

Особенности восприятия маленьких детей

Многие взрослые считают, что маленькие дети ничего не понимают в происходящем вокруг них и не могут реагировать подобно старшим детям и им, взрослым, на различные стрессовые ситуации, а поэтому они тщательно скрывают от детей истинное положение вещей. Да, действительно, в силу их ещё незрелого интеллекта, они неспособны осознать степень опасности, которой они или их близкие подвергаются. Но, в связи с особой привязанностью к матери и другим близким, они очень чувствительны к их эмоциональному состоянию и именно через призму эмоций близких людей воспринимают ситуацию как опасную или не опасную. Попытки полностью скрыть от ребёнка суть произошедшего могут завести его в тупик и усилить чувство тревоги.

Для маленького ребёнка внезапное исчезновение близких, особенно матери, или их долгое отсутствие является стрессовым фактором само по себе, а, в случае травмы или болезни матери, стрессом вдвойне. Как правило, реакция маленьких детей на стресс проявляется в изменениях характера их моторной активности, аппетита и сна. По мере взросления ребёнка его возможности в осмысления опасности значительно вырастают, а его посттравматические реакции становятся более независимыми от влияния состояния родителей.

Особенности поведения родителей ребёнка

Родителям трудно отличить естественную реакцию страха ребёнка от патологической, поэтому многие из них долгое время после травмы всё ещё не обращаются за помощью к психологу.
Они очень эмоционально и тяжело принимают физическую травму их ребёнка, глубоко сопереживая ему и даже идентифицируют себя с ним, или же впадают в депрессивное состояние.

В силу этого родители оказываются не в состоянии адекватно оценить эмоциональное состояние собственного ребёнка. Они лишь фиксируют изменения в его эмоциональном состоянии, но не связывают их с происшедшей травмой и часто скрывают от психологов историю травмы не придавая ей особого значения или же из-за чувства собственной вины, вследствие этого теряя дорогое время, необходимое для восстановления психики ребёнка.

Некоторые примеры посттравматических реакций у детей

1.К психологу обратилась за помощью мать 2-х летней очаровательной девчушки, которая, по определению мамы, была очень капризным и даже конфликтным ребёнком.

Выяснилось, что конфликты участились, когда девочке было 1.5 годика. Можно было бы поставить точку и списать всё на ''буйство 2-х леток'', однако после беседы с мамой оказалось, что именно в то время она попала в автомобильную аварию, после чего долгое время находилась в больнице.
Пока мама была в больнице, за ребёнком ухаживали соседи. Чтобы девочка не испугалась страшных картин отделения травматологии, они никогда не брали её с собой в больницу.

А ведь никто из взрослых тогда не подумал о том, что для ребёнка не может быть ничего страшнее, чем исчезновение-отсутствие мамы. Соседи регулярно сообщали матери о её тихой и кроткой дочери, не доставляющей им абсолютно никаких хлопот. Когда же мама вернулась из больницы, то девочка, ''вместо того, чтобы отнестись с пониманием к состоянию матери'', стала очень капризной, не отходила от мамы ни на секунду, часто плакала, плохо стала спать и есть. Как мы видим, наша маленькая героиня пережила стресс и, подобно всем маленьким детям, отреагировала на это плохим сном и отказом от еды.

2.Родители 3-х летнего мальчика обеспокоенны отсутствием у ребёнка речи.

При тщательном изучении истории развития малыша выяснилось, что в период с рождения и до 2-х лет
мальчик развивался нормально и успешно овладевал речевыми навыками. Когда ему исполнилось 2 года, он опрокинул на себя чашку с горячим чаем и получил очень сильные ожоги.
Потребовалось хирургическое вмешательство, а последующий период лечения и реабилитации был для малыша невероятно мучителен и долог.

Родители ребёнка были настолько заняты его лечением, что не обратили внимания на регрессию в развитии -малыш утратил некоторые из уже приобретённых навыков, перестал говорить, часто плакал и постоянно, днём и ночью, требовал присутствия и внимания мамы и папы. Родители отнесли эти изменения поведения за счёт физического недомогания и дискомфорта ребёнка. Впоследствии выяснилось, что мальчик перенёс серьёзную душевную травму и только после психотерапевтического лечения к нему вернулась прежняя весёлость и игровая активность, а, вместе с ними, и речь.

3. Две сестрички- 5-ти и 3-х лет. По сообщению матери старшая дочь сильно заикается, а 3-х летняя выдёргивает волосы на одном и том же участке головы до лысины, а затем их поедает .

Мать девочек описала историю своей семьи и ход развития детей. Из рассказа выяснилось, что она болеет раком груди. Несколько раз была госпитализированна, перенесла операцию, сеансы химиотерепии и радиологическеое облучение. Даже находясь дома, молодая женщина не могла уделять необходимого внимания детям из-за постоянного плохого самочувствия.

Ни сама мама, ни один из членов семьи не объяснили девочкам суть происходящего, а напротив, всё тщательно от них скрывалось.Сначала таинственное исчезновение мамы, а потом и её непонятное постоянное нахождение в постели посеяли тревогу в детях, подорвали их уверенность в себе и в близких, вызвали потерю ощущения безопасности.

Когда ломается внешняя защита в лице родителей, ребёнок вынужден защищать себя сам. Если же он не справляется с этим, то посылает сигнал SOS, чтобы хоть кто-нибудь обратил на него внимание.
И тогда он начинает либо заикаться, либо становится очень агрессивным, либо начинает плохо кушать или спать. Это и произошло со старшей девочкой, когда она начала заикаться..

Младшая сестричка, выдёргивая свои волосы, таким образом неосознанно компенсировала отсутствие к себе внимания. Поедая волосы, она тем самым удовлетворяла свою потребность в оральной стимуляции. Возможно также , что так выражалось её неосознанное стремление походить на маму, у которой у которой вследствие химиотерапии выпали все волосы на голове.

Рекомендация для родителей ребёнка, перенесшего травму:

Если в Вашей семье произошел несчастный случай или Вы заметили резкое изменение в поведении ребёнка (проявление агрессивности или, наоборот, подавленности, расстройств сна и питания и т. п.) помимо обычной врачебной помощи необходимо обратиться к психологу или психиатру для оказания первой психологической помощи. Будьте здоровы и счастливы!




ребёнки

Previous post Next post
Up