Как показало "Око Биг Саурона", у таких постов есть заинтересованные читатели (хотя они и не комментируют), так что продолжим.
Каждый малыш обладает своим неповторимым характером: кто-то смел и раскован, а кто-то робок и застенчив. И то, что наши дети такие разные - здорово! Только вот в жизни робким людям сложнее добиваться своей цели, сложнее адаптироваться к новой ситуации или новому коллективу, сложнее отстаивать свое мнение.
Застенчивого ребенка видно сразу. Все играют в песочнице, а он стоит в сторонке. Ему очень хочется, но он боится подойти к своим сверстникам: вдруг они его выгонят, обидят, обзовут… И в школе этот ребенок заметен: мнется, стесняется, зажимается. Если не побороть застенчивость к 5-6 годам, она перейдет в хроническую форму. К школе у робкого тихони уже складывается определенный стиль поведения и положение в обществе, пусть даже в детском. Осознание ребенком своей застенчивости еще больше сковывает его; неуверенность в себе и заниженная самооценка не позволяют преодолеть комплекс самостоятельно. Здесь нужна помощь родителей.
У совсем маленьких детей, не посещающих детский сад, застенчивости как таковой не бывает, есть лишь ее предпосылки: беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, перепады настроения и аппетита в связи с изменением привычного образа жизни (ночевка у бабушки, переезд летом на дачу, поездка в санаторий). Такие ребятишки часто боятся чужих, незнакомых людей, переживают при попадании в непривычную ситуацию, иногда болезненно привязаны к матери.
Существует несколько причин детской застенчивости
1. Стеснительность напрямую связана с неуверенностью ребенка в себе и, как следствие, с боязнью показаться смешным, нелепым, с опасением получить негативную оценку себя, своих действий от окружающих - сверстников, учителей, незнакомых людей. Важно иметь представление о том, какие ситуации вызывают у вашего ребенка особое напряжение, когда он стесняется, и что он чувствует при этом. Эту информацию вы можете получить, наблюдая за поведением ребенка, а также поговорив с ним об этом.
2. Застенчивость зачастую зависит от типа нервной системы, который, как известно, мы получаем вместе с рождением. Каждому родителю следует знать, кто его ребенок, как он выражает себя в психогенных ситуациях. Чаще всего застенчивость свойственна меланхоликам - слабым, неподвижным, мечтательным личностям.
3. Некоторые родители отчаянно стараются оградить ребенка от контактов. А ведь полная изоляция от общества не дает развиваться умению жить среди людей, ладить с ними, дружить. Очень часто стеснительность ребенка объясняется характером, привычками и жизненным укладом родителей.
Замкнутая, угрюмая, малообщительная мама, которая к тому же отличается повышенной тревожностью и мнительностью, может реально испортить ребенку будущее. Такая мать боится всего - улицы, драк, инфекций, дурного влияния, она словно подтыкает своего ребенка ватой, и в таких тепличных условиях он растет абсолютно аморфным и беспомощным. Постоянное внутреннее напряжение матери, порой усугубляющееся неровными отношениями с мужем, родителями, неустроенностью быта, выражаются в перепадах настроения, непоследовательности. Тревожная, нервная эмоциональная атмосфера в доме вредна для маленьких детей, она может привести не только к застенчивости, но и к неврозам.
4. Семьи, в которых к ребенку относятся с повышенной строгостью, требовательностью, не признают компромиссов, также способствуют формированию застенчивости. Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, может стать застенчивым и даже трусливым
. Критиковать за застенчивость нельзя
Что же делать? Прежде всего нужно учить ребенка общению, умению играть с другими детьми и ладить с чужими взрослыми. Для развития навыков общения подходят детская площадка, песочница, парк, любые места, где собираются дети со своими родителями. Здесь можно плавно превратить своего ребенка из пассивного наблюдателя в активного участника игр.
Постепенно под руководством взрослого у ребенка развивается умение понимать другого человека, согласовывать с ним свои действия, подчинять их общей цели. Если мама будет находиться рядом с ребенком, побуждать к активным действиям, при трудностях помогать, а при удачах хвалить, ребенок станет более общительным, уверенным в себе, приобретет навыки совместной деятельности.
Хорошая мама пойдет с застенчивым ребенком в песочницу, организует там игру, пригласит его приятелей домой. Стеснительного малыша нельзя стыдить, оставлять одного, бросая в ситуацию, как в холодную воду. Следует помнить, что дети очень жестоки: они быстро подмечают и высмеивают чужие слабости. Даже если ребенок пришел в компанию с хорошей игрушкой, игрушку возьмут, а его в игру не примут. И критиковать за стеснительность нельзя, нужно почаще искать поводы поощрять и хвалить. Не нужно своего застенчивого ребенка обсуждать при других взрослых - все, что печалит родителей, мама с папой должны проговаривать только наедине. Ребенок должен слышать только хорошее.
Неуверенность в себе имеет непосредственное отношение к адекватности самооценки. Если ребенок не верит в собственные силы, постоянно переживает, что у него что-то не получится, недоволен собой, своим внешним видом, своими достижениями, то это явные сигналы того, что необходимо помочь ему поверить в себя. На такого ребенка не стоит давить. Необходимо помогать ему искать в себе положительные стороны, чтобы он ощутил свою значимость. Для младших детей важную роль играет оценка окружающими результатов их деятельности, успехов и просто личных качеств - красоты, аккуратности, хорошего голоса или грациозности, математических способностей и остроумия. У каждого ребенка есть множество черт, которые можно оценить и отметить. По мере взросления более важным фактором, влияющим на уверенность, становятся собственные достижения и успехи.
Одновременно преодолевать стеснительность можно с помощью тренировки, формируя такие ситуации, где ребенок может попробовать себя, свои силы. Здесь необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному», то есть вначале давать задания, с которыми ребенок точно сможет справиться. Например, когда вы вместе находитесь в магазине, попросите ребенка что-нибудь самостоятельно купить; когда у вас гости - попросите его накрыть на стол; когда вы гуляете там, где есть другие дети, - помогите ему с ними познакомиться. Пусть малыш почувствует, что он может самостоятельно делать многие вещи и при этом не происходит ничего страшного. Необходимо, чтобы у ребенка накопился позитивный опыт поведения в различных ситуациях.
Чаще всего главным лекарством от стеснительности является тепло, ласка и внимание со стороны родителей. Если ваш стиль воспитания авторитарный, смените его на демократичный. Относитесь к своему ребенку с уважением, обсуждайте с ним дела семьи, как со взрослым. Но в то же время не забывайте, что он еще ребенок и очень нуждается в вашей любви и участии!