Когда Греция столкнулась с трудностями, и её облигации приобрели статус мусорных, по ЖЖ прокатилась дискуссия о социальных издержках государства. Естественно, как всегда, либералы обвиняли в греческих бедах сам факт наличия социальных издержек, левые же однозначно поддержали демонстрантов в Афинах, которые были категорически против каких бы то ни было урезаний бюджета.
Но заметим, что Финляндия - тоже государство всеобщего благосостояния, как и Греция, тем не менее, агентство Fitch присвоило ей высокий рейтинг в сочетании с позитивным прогнозом. Что означает, что Финляндия вполне в состоянии обслуживать свой государственный долг, несмотря на все социальные издержки.
В чём же разница? Видимо, в определении того, что считать социальной политикой. Когда последняя сочетается с высокой коррупцией, стимулирует «вечное студенчество» и наследственное сидение на вэлфере и создаёт тучу никому не нужных чиновничьих ставок, число которых растёт быстрее, чем население, чтобы обеспечить синекурами всех друзей, родню и свойственников приближённых к тарелке - это модель средиземноморская, ведущая к банкротству страны. Если же социал, как в модели балтийской, просто делает доступными качественное образование и медицину для всех, препятствует превращению безработных в бомжей, а также предоставляет работающим страховую сетку, которая защищает их от превратностей рыночной конъюнктуры, выясняется, что такой вэлфер экономика в состоянии вынести, и совсем не обязательно заставлять всех вертеться, чтобы страна не осталась на бобах: достаточно того, что они просто работают, при этом, даже г***очист зарабатывает достаточно для более или менее пристойного существования.
В Израиле действует схема, которую надо бы назвать сволочной. Греческий социализм для очень узкого круга тех, кто успел проскочить к кормушкам, вроде управления портов, электрической компании или государственного ТВ, до смены власти в 1977 году (с социал-демократов на либералов), и дикий капитализм для всех остальных (пока что компании высоких технологий в состоянии поддерживать капитализм с человеческим лицом в отношении своих сотрудников, благодаря основанной на инновативности высокой норме прибыли; но посмотрим на них после того, как грянет кризис, и их новации станут не по карману потенциальным покупателям, увольнения начнутся пачками по нескольку сотен человек в день, такое уже было в 2001-2003 гг.).
О французском или финском социализме речи не идёт: субсидированное жилье приватизировано и новое не строится, высшее и специальное образование платное и очень дорогое, наполнение полиса ОМС хотя и получше, чем в России (из-за чего тов. Иртеньев приехал лечиться сюда), но значительно уступает странам Запада, и государство разве что открытым текстом не рекламирует дополнительные страховки (по крайней мере, создаёт все условия для того, чтобы они хорошо продавались, подпитывая баблом биржу - ибо страховые компании инвестируют полученные от клиентов средства именно там).
Схема достаточно эффективная для того, чтобы поддерживать кредитный рейтинг на плаву, но больно уж мерзкая по сути. Не еврейская, а именно что жидовская. Только в роли мифических «гоев» - такие же евреи, как и те, кто успел оседлать кормушку.
В общем, прихожу к выводу, что евреям категорически противопоказано занятие предпринимательством. Особенно сейчас, когда никаких законодательных ограничений на род занятий нет, и предпринимательство - не единственно разрешённый способ зарабатывания денег. Они могут быть хороши в любой другой области человеческом деятельности: от сельского хозяйства (я не шучу, израильское сельское хозяйство находится на очень высоком уровне, препятствием к полному самообеспечению является разве что крошечный размер государства, жуткий климат и дефицит земель), юриспруденции и исполнения классической музыки до военного дела, медицины и ядерной физики, но еврей-предприниматель - это ужас на крыльях ночи, за фокусы которого приходится во время глобальных кризисов расплачиваться всем остальных соплеменникам.