У компаний и корпораций нередко бывает куча излишних расходов. Скажем, на совершенно никому не нужный ребрендинг. Например, работал я как-то в отделе логистики компании, выпускавшей оборудование для операторов телефонной связи. И в какой-то момент фирма угробила несколько миллионов фунтов стерлингов на новый логотип (фунтов - потому, что дизайнеры были британскими, а королевство в еврозону не входит). При этом, решение о покупке продукции компании принимают не домохозяйки, а инженеры и экономисты - а их такой параметр, как красота логотипа (кстати, ИМХО, старый был красивше, но о вкусах не спорят) интересует в самую последнюю очередь, в первую - соотношение цены и качества. Надо отметить, едва ли это коррупционная схема: дизайнерское агентство и его владельцы не имели личных связей с руководством компании. Скорее, имплементация некритически воспринятых положений курса менеджмента.
Или совершенно идиотские корпоративы с приглашением звёзд. Никакие социальные связи между сотрудниками при этом не выстраиваются. Народ разбивается сразу же на компашки, которые и без того общались на работе и в курилке. Вспоминаю корпоратив 1996 года в компании из абзаца выше: пригласили весьма дорогого певца Р.К. (он ещё выступал на эстраде, а не дошёл до обслуживания свадеб, так что котировался в том году в денежном выражении достаточно высоко), потратили кучу денег на деликатесное угощение, а вот место для поедания этих деликатесов отсутствовало, ибо для празднования арендовали какой-то парк с дефицитом скамеек и отсутствием столов, как класса. В результате, многое с тарелок просто упало на землю.
Ещё куча денег тратится на тренинги и тимбилдинги с идиотскими заданиями, типа убедительно объясниться в любви снабженцу клиента по сотовому телефону, форсируя вплавь Енисей в среднем течении. Если в реале возникнет ситуация, в которой сотруднику отдела сбыта придётся форсировать вплавь Енисей, то речь будет идти, минимум, о гражданской войне, и всем сразу станет как-то не до покупок. Так что обретённый навык достаточно бессмыслен, что позволяет коучу глубокомысленно трактовать сам тренинг с точки зрения фэн-шуйского дао, впаривая его HR-отделу клиента.
На всё это деньги находятся даже не в лучшие времена (скажем, ребрендинг компании из первого абзаца был проведён на пике кризиса высокотехнологичного сектора в 2001 году). Но получившие дипломы МВА руководители усвоили крепче, чем «Отче наш», максиму о том, что легко заменяемым сотрудникам надо платить мало. Вне зависимости от возможностей компании. Если не удастся обратить сэкономленное на их зарплате в дивиденд акционеров, то лучше потратить на спонсорство выставки рисунков мертворождённых младенцев или семинара по гендерным аспектам защиты кишечной микрофлоры от расовой дискриминации, но ни в коем случае не повышать зарплату быдлу™, занятому на простых работах (заметим, что списать с налогов этот расход можно как в случае зарплаты для рядовых сотрудников, так и при спонсорстве идиотских мероприятий). Потратившийся на быдло чувствует себя лохом: зачем платить дороже, чем определила невидимая лапа рынка или государственный регулятор минимальной зарплаты?
Но при этом не учитывается то, что если работа оплачивается крайне скудно, то в благополучные времена никто не хочет ею заниматься, в результате туда удастся нанять лишь тех, кого пинками пригнала биржа труда, угрожая лишением пособия.
В результате работодатель лишается свободы кадрового манёвра, ему приходится брать на эти должности кого попало без разбора, и на выходе имеет, скажем, такое: читаю пост (подзамочный, так что изложу в самом общем виде, тем более, что и в оригинале не указано название компании) о том, как некий важный объект с ограниченным доступом посторонних превращается в проходной двор, потому что одна низовая сотрудница в рабочее время дрыхнет в пьяном виде, а другая и вовсе е***ся. Могу только догадаться, какова зарплата обеих. Если за такие деньги ещё и добросовестно работать, то человек почувствует себя лохом. А не хотят быть лохами не только МВА...