Я не знаю, был ли консул Российской империи в Джидде Шакирзян Ишаев татарином или башкиром, а то и вовсе узбеком, но принадлежность его к мусульманским народам очевидна. Тем не менее, Мекка вызвала у него чувства, далёкие от благоговения...
В 1892 году, в Саудовской Аравии, в городе Джидда организуется российское консульство. Первым консулом назначается Шагимардан Ибрагимов. Однако период его консульства оказался коротким. Во время совершения хаджа Ибрагимов трагически погиб под Меккой. Есть предположение, что он как русский чиновник пал от рук исламских фанатиков. Чтобы не обострять взаимоотношения между странами, официально было объявлено, что он умер от холеры, свирепствовавшей в тот год.
В 1895 году на работу в консульство России в Джидде был послан Шакирзян Ишаев. Написанная им статья «Мекка - священный город» была опубликованную в журнале «Среднеазиатский вестник» в 1896 году.
Шакирзян Ишаев. Мекка - священный город мусульман
В 1895 году я служил в г. Джедде, лежащем на берегу Красного моря, в области Аравии - Геджасе, или Хиджазе, как выговаривают это слово арабы. Джедда - довольно значительный город, главный торговый пункт Геджаса; на его рейде часто останавливаются пароходы и суда, ведущие сношения Европы с восточною Африкою, южною Персиею, Индиею и дальним Востоком. Через Джедду двигается также масса мусульманских паломников в Мекку, приезжающих из разных стран на судах и пароходах. Здесь они высаживаются и совершают сухопутную поездку в Мекку, до которой от Джедды не более семидесяти верст. Для охраны интересов паломников в Джедде находятся консульства от европейских государств, имеющих подданных мусульман; в числе консульств имеется и русское, в котором я и служил.
Город Джедда расположен на пустынном берегу моря, как в нем, так равно и в окрестностях почти вовсе нет растительности, исключая нескольких финиковых пальм. Джеддинский рейд не отличается благоустройством. Вода для питья и других потребностей проведена в город подземными трубами из близлежащих горных ключей. Водопроводы выстроил бывший меккинский губернатор Усман-паша.
Особых достопримечательностей в городе нет, исключая могилу Евы, которая находится за городом, посреди большого кладбища. Могила праматери всех людей имеет в длину до 60 аршин; в головах поставлено что-то вроде мраморной плиты с арабскими надписями и растет финиковая пальма; в ногах растут какие-то кустарники. Над срединой могилы построены два помещения под одною крышею; одно из них считается мечетью, а в другом имеется гробница, к которой приходят паломники и прикладываются. У входа, снаружи, находится выдолбленный в большом камне резервуар, напоминающий собой колоду, из которой поят лошадей; в него наливают воду и его считают Зем-Земом Евы. Здесь живет много шейхов, а еще больше нищих женщин и детей; они собирают подаяния у являющихся на поклонение паломников.
Могилу Евы окружает кладбище, на котором, между прочим, похоронен первый русский консул в Джедде действительный статский советник Шагимардан Мирясович Ибрагимов, умерший от холеры в первый же год своего назначения (в 1892 г.). На его могиле поставлен камень с надписью на русском и арабском языках его преемником консулом г-м Левицким.
Нравы жителей Джедда не отличаются особою чистотою, что нужно приписать существованию невольничества и торговому характеру города, полному мусульман-иностранцев, собирающихся сюда почти со всех концов света. Здесь, как впрочем и во всем Геджасе, в обычае содомитство, называемое в Средней Азии бачебазством, и неизвестно, кто у кого заимствовал этот позорный грех, за который у европейцев полагается уголовные наказания - туркестанцы ли у арабов, или же арабы у туркестанцев... Под городом есть также разные притоны, находящиеся без всякого наблюдения со стороны местного начальства в медицинском и санитарном отношениях.
Город Мекка расположен в долине и окружен со всех сторон высокими горами; он выстроен на песчано-каменистом грунте и занимает площадь приблизительно в три квадратных версты. Дома в нем от двух до пяти этажей и почти все выстроены из горных камней, в виде неправильных, необтесанных кусков, сложенных в стены на цементе: крыши, а также и полы в комнатах тоже цементные. Почти все дома приспособлены под наем квартир и очень неприглядны; не говоря уже о внутреннем виде комнат и об их санитарном состоянии, по наружному виду дома похожи на какие-то старые замки, оставленные без ремонта и вообще без всякого призора.
Торговцы в Мекке преимущественно сирийцы, персияне, жители Дамаска и индийские мусульмане. Базар переполнен всевозможными товарами европейских фабрик, в особенности здесь много медной посуды индийского изделия.
Вследствие пустынности страны, окружающей Мекку и кочевого быта ее населения, всякие жизненные продукты доставляются в город из других стран и городов. Так, свежие фрукты, виноград, абрикосы (урюк), персики, винные ягоды и проч. привозят из Таифа; финики - из Медины, разная огородная зелень, дыни, арбузы и проч. - из местности Вади Фатима; разный хлеб, а также картофель и капуста - отчасти из Каира, а главное из Бомбея.
Коров у городского населения вообще мало и коровьего молока трудно достать и оно дорого; доят коз. Бараны здесь очень мелкие и худые, почему мясо их невкусное, жесткое, не то, что мясо наших среднеазиатских баранов. Дрова и угли привозятся в город на верблюдах из окрестностей страны.
Вообще по части городского благоустройства и удобств жизни так же мало сделано, как и в других чисто азиатских городах. Здесь вовсе нет извозчиков, и экипажи имеются только у губернатора и меккского шерифа. Лошадей нет вовсе, сообщения по городу производится на ослах верхом, а турецкая кавалерия, как я говорил об этом выше, посажена на мулов.
Постоянного населения в городе считается до 30 тыс. душ, обстановка в домах, в общем, далеко неказистая; мебели в комнатах почти нет, и арабы, по большей части, сидят и лежат на полу, как впрочем все восточные народы; своего домашнего хозяйства почти не ведут, довольствуясь всем с базара.
Нужно, однако, заметить, что женские нравы в Мекке не отличаются особой чистотою. Конечно, всем понятно, что в городе, куда собирается множество бессемейного народа, иначе и быть не может. Существующее мнение о том, что паломники могут жениться на разные сроки от нескольких дней до нескольких месяцев, я подтвердить не могу, но известно, что спрос везде вызывает предложение... В городе много рабынь, а под городом есть притоны самого низкого разбора...
Заговорив о меккских женщинах, не могу не упомянуть об одном их оригинальном обычае. Все они курят и отправляясь куда-нибудь в гости, предварительно посылают свой наргале (кальян), а придя, усаживаются, курят и болтают с хозяйкой, как это делается повсюду и у всех народов. Вообще курение наргале в Геджисе представляет собой почти тоже, что у нас самовар и чаепитие, т.е. и угощение и времяпрепровождение... Поэтому табак здесь во всеобщем употреблении и его часто не достает в лавках.
Видимо, поэтому саудовские власти не пускают в Мекку иноверцев - не хотят позориться...