Мифы о нарушениях речи

Feb 09, 2011 15:04

От логопеда
Яны Полей. Ссылка - в ушастый проект, раздел "Воспитание и развитие".

Всю жизнь меня преследовали педагогика и сказки. Сказки я так люблю и читать, и придумывать, что в какой-то момент даже колебалась в выборе профессии. Выбрала всё-таки логопедию. Оказалась, что не прогадала: могу и сказки сочинять, и сама быть волшебницей - во всяком случае, так меня пару раз родители учеников называли. Но в честь Нового года решила своей слабости волю дать и буду вам сейчас сказки рассказывать. Которые рассказывают мне родители, приводящие на приём своих чад. Что в этих сказках правда, а что фантастика - давайте разберёмся.

Сказка первая

«Один маленький мальчик не говорил в три года… Просто потому, что мальчики долго не говорят».

Ага, долго. Лет примерно до тридцати. А потом и незачем будет - за него всё жена скажет…

Данные о том, что мальчики начинают говорить позже девочек, действительно можно встретить в некоторых исследованиях. Но что значит «позже»? На неделю, две, максимум на месяц. И это «среднестатистический» мальчик - в сравнении со «среднестатистической» же девочкой. Статистика - наука полезная, но не нужно выхватывать отдельные слова и данные и находить в них оправдание, почему не надо заниматься с ребёнком. «Мальчики… плохо… позже» - и всё, причина задержки развития речи готова: «потому что мальчик».

Когда мы, специалисты, говорим, что ребёнок в полтора года должен иметь в активе примерно 25 слов и пытаться соединять их в простые фразы, мы имеем ввиду обобщённые данные, а не говорим отдельно про мальчиков или про девочек. Так что если ребёнок в два года молчит - то это не потому, что он мальчик. И нужно проверять, в порядке ли слух, общее развитие и не надо ли простимулировать развитие речи.

Сказка вторая

«Одна умненькая девочка была настолько умненькая, что свой язык придумала и разговаривала только на нём».

«А мой ребёнок в занятиях с логопедом не нуждается - у него свой путь развития», - сказала одна мама моей коллеге. Многие родители твёрдо убеждены, что ребёнок у них «индиго», речь у него индивидуальная, а мы, логопеды, стрижём всех под одну гребёнку и подавляем неповторимую личность ребёнка.

Оставим в стороне вопрос об «особых» способностях детей. Родителю в любом случае нужно уметь включать логику: если ребёнок необычен, тогда тем более нужно помочь ему научится говорить правильно. Иначе как он покажет миру свою уникальность? От того, что ребёнку поставят «р» или научат контролировать дыхание, а то и вовсе научат говорить, его неповторимая личность нисколько не пострадает, волшебство не развеется - наоборот, получит новое наполнение и размах. Научившись правильно разговаривать, ребёнок получит больше инструментов для самовыражения.

Сказка третья

«Один хороший мальчик заикаться стал. И попал к одной старушке - она его по спинке погладила, велела купать в настое успокоительном, телевизор не смотреть, опять же молитвы читать, а ещё сказала: "Как допьёшь водичку из особой бутылки, что дам тебе с собой, так заикаться и перестанешь". И он перестал!»

Я некоторых таких «волшебных старушек» расцеловать готова. Потому что чаще всего они советуют мамам делать всё то же самое, что и мы - логопеды, а также невропатологи и психологи. Например, напевное проговаривание один и тех же текстов, массаж, успокоительные настои или лекарства для стабилизации возбуждённой нервной системы плюс правильный психологический настрой - это то, что нужно для преодоления заикания.

Но можно нарваться не на добрую умную волшебницу, а на злую или глупую колдунью. Поэтому всё-таки лучше сначала посетить квалифицированных специалистов. А старушкой, если уж очень хочется, подстраховаться - но не наоборот.

Сказка четвёртая

«Один мальчик почти не говорил. Наверное, просто слов мало знал. Тогда стала мама включать ему Волшебный Ящик, там картинки красивые, музыка весёлая, слова громкие - тут-то мальчик и заговорил!»

Несколько раз встречалась с тем, что мамы стимулируют и поощряют просмотр неговорящими детьми телевизора, «чтобы скорее заговорил». Вообще-то, ребёнок скорее заговорит, если общаться с ним, рассматривать вместе игрушки и рассказывать про всё, что он видит. Если развивать его внимание и моторику. Чему научится ребёнок, лёжа перед телевизором, - я не знаю. Разве что лежать перед телевизором.

Но я точно знаю, что весёлая картинка, которая двигается, издаёт звуки и говорит, не заставляет ребёнка «оречевлять» эту картинку. Когда малыш рассматривает карточки и рисунки в книге или держит в руках резинового зайчика и плюшевую «кысю», то ему приходится «заставлять» этих персонажей звучать - вслух или мысленно. Сначала ребёнок издаёт простые звуки - «мау-мау», «би-би-би»; попозже - когда появляются в речи глаголы - сюжеты и «речь» игрушек и картинок усложняется.

А с телевизором никаких усилий не нужно: кисы, зайчики, паровозики и прочие обитатели детского мира прекрасно общаются, рассказывают чудесные истории и двигаются. Малышу остаётся только наблюдать. Он и наблюдает пассивно. И развивается - тоже пассивно.

Сказка пятая

«Жили-были три логопеда. Один был злой - и категорически отказывался заниматься с бедными мальчиками и девочками. Другой был добрый, но умел только "р" ставить. А третий был тоже добрый, но ещё и умный, и немного волшебник - все дети после двух занятий уходили с правильной и чистой речью, на радость родителям…»

Про «злого логопеда» я слышу часто. Обычная ситуация: переезжают люди в другой район, приходят в новую поликлинику, приводят ко мне пятилетнего ребёнка. Я приглашаю его на занятия (обычно по постановке нескольких звуков), и мне начинают рассказывать про то, что «в той поликлинике логопед нехорошая была, мы ей ещё в два года говорили, что нам заниматься надо, а она отказывалась!». Приходится заступаться за честь коллеги и объяснять, что в два или три года звуки не ставят, и логопед как раз был очень хороший, и у вас вот в карте написано: «явка в 5 лет» - всё правильно! Значит, у ребёнка физиологический процесс развития речи идёт нормально.

Даже если у ребёнка серьёзные проблемы с речью и ему показан специальный детский сад, то туда тоже с пяти лет принимают - программа рассчитана на два года, как раз до школы!

Конечно, бывает, что занятия нужны раньше. В случаях, когда ярко выражена задержка речевого развития, или есть заикание, или есть ещё какие-то логопедические проблемы… Но там и занятия не сводятся к звукопостановке. Если регулярно показываться логопеду, то при тяжёлых нарушениях речи логопед сможет подобрать наиболее подходящую форму помощи и с более раннего возраста.

Вообще, по показаниям логопеды занимаются с людьми любого возраста, у которых есть речевые расстройства. Но как существуют педиатры и терапевты, так существуют и детские и взрослые логопеды. В поликлинике или логопункте при детском садике с детьми, имеющими фонетические нарушения, занимаются с пяти лет - это правда. Но если приходит на приём мама с малышом или, наоборот, с подростком - они не уйдут ни с чем, а обязательно получат либо рекомендации для самостоятельных занятий, либо координаты тех учреждений, куда они могут обратиться.

Откуда взялась легенда, что логопед занимается исключительно исправлением неправильного произношения (а то и вовсе только «р» исправляет, как мне заявила одна почтенная женщина), я понятия не имею. Было бы прекрасно, если бы, кроме звукопостановки, других проблем с речью не существовало в природе, а мы бы учили детей только правильно «р-р-р-р-рычать». Но тогда бы и называлась наша профессия не логопед, а рычальник, к примеру.

Однако же мы и звуки ставим, и помогаем с заиканием, и учим говорить «молчунов», и детям с серьёзными нарушениями строения артикуляционного аппарата помогаем речь осваивать, и взрослым возвращаем утраченные после травм и инсультов речевые навыки, порой даже читать и писать учим… В общем, мы работаем с любыми проблемами с речью, устной или письменной.

И волшебства в нашей профессии не больше, чем во многих других. Некоторые бабушки любят повспоминать мам и пап своих внуков: «Я вот Леночку всего два раза сводила на занятия, и она научилась правильно говорить». Правда, те же бабушки ещё любят вспоминать, что раньше хлеб 12 копеек стоил, медицина была бесплатная, колбаса натуральная, вода чистая, а трава куда зеленее… Описанные «чудеса» случаются. Но, как правило, они очень просто объясняются. Либо логопеду-кудеснице повезло и попался «лёгкий» ребёнок. Либо ребёнку для скачка в развитии речи не хватало лёгкого толчка - и им стали упражнения, показанные на приёме. Либо до этого были долгие занятия с другим («плохим», по словам родителей) логопедом, которые будто бы не приносили результатов. На самом деле приносили, конечно. Представьте себе человека, который копал-копал огород, последняя грядка осталась, и он решил немного отдохнуть, а в этом время подошёл другой и вскопал последнюю грядку - ни у кого же язык не повернётся сказать, что весь огород вскопал второй!

Хорошо бы такие «чудесные исцеления» происходили постоянно, но, увы, чаще всего с ребёнком нужно заниматься как следует и длительное время. Если много звуков нарушено, если затронуты основные компоненты речи, если словарный запас мал, если есть заикание, дисграфия, дислексия - тут одним занятием не обойтись.

Сказка шестая

«Один мальчик был очень умный, но говорил плохо. Из-за этого его пришлось отдать сначала в логопедический детский сад, а потом и в речевую школу. Как попал мальчик в школу - так ещё хуже всё стало, дети-то там совсем были неумные, чтобы не сказать недоразвитые. А потом пошёл мальчик в институт поступать - и сказали ему, что после речевой школы никогда ему высшее образование не получить…»

Некоторые странные родители готовы меня озолотить, только бы я не писала в карте диагноз «дислалия». Это невинное логопедическое несчастье, по сравнению с тем же заиканием. Но мамы со слезами на глазах просят шёпотом: «Не пишите, это же клеймо!»

Если у ребёнка задержка речевого развития или общее недоразвитие речи - это не означает, что он дурачок. Много умных людей в детстве имели проблемы с речью, порой в школе плохо учились, но тогда логопедов почти не было. А сейчас: ну, обнаружится, что у ребёнка дислалия - и что? Походит в поликлинику или на логопункт в сад - и нет дислалии!

Посещение логопедического детского сада не ставит крест на школьной «карьере». И преград к получению Нобелевской премии не будет, если только сам ребёнок не будет лениться.

Что касается речевой школы, то многие просто путают её со вспомогательной - и с дрожью в голосе говорят, что там учатся сплошь малолетние преступники и «дурачки». А это совсем разные школы. В речевую школу принимают детей с сохранным слухом и интеллектом. Там дети с тяжёлым нарушением речи получают возможность учиться дальше и получать образование до 9-10-го класса. Если ребёнок успешно осваивает программу в речевой школе, то он может продолжить обучение в общеобразовательной.

Сказка седьмая

«Один мальчик не выговаривал несколько звуков, и мама купила ему книжку с волшебными стихами, в которых этих звуков было много-много. Мальчик стихи читал-читал, учил-учил - а вредные звуки так и остались неправильными».

Я порой жалею, что мы живём в мире, где нет магии, драконов, фей и других странных существ. А иногда думаю - ну и отлично, у нас и так хорошо. Особенно когда ко мне приходят мамы и говорят: «А мы вот не выговаривали "ш" ("с", "р" и так далее), поэтому учили стихи с этим звуком, но почему-то так и не заговорили. А ведь специально логопедическую книгу купили!» Тут я как представлю себе мир, где можно произнести заклинание и вызвать доброго джинна! А теперь представьте себе, что волшебник не выговаривает парочку звуков, да ещё и слоги местами переставляет. Хотел сказать «Абракадабра! Шпупс!», а получилось «Аблакадабла! Фупх!» - и вместо доброго джинна появился злой. И съел юного волшебника…

Целенаправленно разучивать стихи именно на те звуки, которые не выговаривает ребёнок, категорически нельзя - так только закрепляется неправильное произношение. А закреплять нужно правильное, которому для начала нужно научиться. А логопедическая книжка со стишками и чистоговорками обязательно пригодится, когда логопед будет давать задания на автоматизацию звука.

Сказка восьмая

«Одного мальчика укусила молодая весёлая овчарка. Она не хотела его съесть, просто вот так бурно выражала свою радость, но прокусила насквозь ботинок, поцарапала ногу и сильно напугала . И мальчик стал… нет, он не стал заикаться, он просто какое-то время сильно боялся собак».

По несколько раз в год родители мне рассказывают про злую собаку, которая ребёнка «чуть не испугала», - и вот теперь он заикается. Или выражают недоумение, почему ребёнок стал заикаться, - вроде собаки никакие и не пугали…

Дело в том, что «страшная собака» - это всего лишь кнопочка, которая может запустить механизм заикания. Такой кнопкой может стать и авария, и неожиданное происшествие, и даже радостное событие, если оно вызвало перенапряжение нервной системы. Но если механизм не собран, то его ничего и не запустит. Никакие собаки, никакие буки и бяки не приведут к заиканию, если нервная система ребёнка здорова.

А вот если ребёнок ослаблен физически, недавно болел, если он растёт в условиях постоянного внутреннего стресса, то неудивительно, что он стал заикаться… Слишком стремительное развитие речи или замедленное, попытки переучить леворукого ребёнка, чрезмерная информационная нагрузка и резкое изменение среды обитания - всё это тоже факторы риска.

Сказка девятая

«А вот жила-была девочка. Она левой ручкой писала, пока её не переучили зачем-то. И у девочки этой всё из рук падало, такие как веретено ни возьмут - обязательно палец уколют. И все говорили: ах, ну и глупая головушка у нашей красавицы, а папа ещё приговаривал - и ручки ленивые!»

Пошла девочка в школу и встретились ей там упрямые буковки да сердитые слова, что коряво получались и неправильно читались. И не менее сердитая учительница, которая тоже говорила - ах, что за девочка ленивая, ничего делать не хочет, стараться не старается, не учится. А буковки хихикали и местами менялись в тетрадках и девочку путали - хотела А написать, а писала О, пыталась Е изобразить, а нужно было, оказывается, И… Пишет слово «хлебороб» - получается «элевот». Читает рассказ про птичку, а оказывается рассказ про зайчика. Девочка плакала и не знала ни она, ни взрослые, что это злое колдовство такое - дисграфия называется.

Но однажды другая учительница, добрая, посмотрела на тетрадки и говорит маме и папе: «А сходите-ка к логопеду!» А логопед уговорила сходить к нейропсихологу. И вот потихоньку девочка стала меньше отвлекаться, лучше учиться, да и буковки стали её слушаться, а слова перестали в прятки играть. И оказалось, что девочка-то не ленивая, а просто необычно мыслящая.

Дисграфия - это логопедическая проблема, а не лень ребёнка. Ленивых детей вообще не бывает, бывают дети ослабленные физически или с незрелой нервной системой, и если у ребёнка возникают проблемы с обучением - надо посоветоваться с психологом и невропатологом, а то и с логопедом.

А полагать, что ребёнок глуп и ленив, и уж тем более говорить это вслух, - верный способ убедить его в этом.

Сказка десятая

«Один мальчик пришёл на приём к логопеду с мамой. Мама послушала-послушала, как у мальчика трудно занятия идут и звуки его не слушаются, да и спрашивает у логопеда: "А может… подрезать чего?"»

…Невольно вздрагивая, бедный логопед отгоняет картину, чего там можно подрезать, чтобы ребёнок «с» произнёс правильно. Родители уточняют, а то вдруг логопед не в курсе последних научных достижений: «Ну, уздечку такую… может, её подрезать надо?»

Иногда бывает, что рекомендуешь ребёнку логопедический детский сад для детей с заиканием, а родителям не хочется переводить туда ребёнка - и они тоже с надеждой спрашивают про подрезание этой самой уздечки. Это уже вообще попахивает средневековьем: в те времена логопедов не было, поэтому, чтобы немые заговорили, заики перестали заикаться, а шепелявые перестали шепелявить, им просто-напросто делали надрезы под языком. Не подъязычную связку надсекали, а от души так вырезали в языке кусочек кожи и мышечной ткани. Кто выживал, даже иногда начинал говорить. По моему мнению - от страха.

Подъязычную связку, так называемую уздечку, действительно иногда надо подсечь, если у ребёнка слабо выражен кончик языка, если язык не дотягивается до верхнего нёба и иногда - если нарушено формирование прикуса. Но такая укороченная связка мешает только произносить некоторые звуки - в основном, соноры и шипящие. На заикание, недоразвитие речи она не оказывает существенного влияния. Если логопед видит, что тот же звук «р» иначе не поставить, то направит к хирургу. И вряд ли ребёнок «зарычит» прямо в кабинете у хирурга. Понадобятся ещё занятия с логопедом, прежде чем появится правильный звук.

Сказка одиннадцатая

«Однажды бабушка привела на приём своего внучка и жалуется логопеду, неодобрительно цокая языком - мол, совсем они, буржуины, в этих Европах испортили мальчика. Папа-иностранец по-русски не говорит, и за время каникул в Париже бедный ребёночек тоже разучился…»

Не понимаю я, как второй язык может принести вред ребёнку. До революции во многих семьях царило не только двуязычие, но и полиязычие, так как детьми занимались няни и гувернантки-иностранки. А в советские времена дети в союзных республиках помимо родного языка учили или сами усваивали русский. И ничего - никаких дополнительных проблем с речью не возникало. Человек, у которого не один родной язык, а два, вдвое богаче.

Но вот если у ребёнка есть какие-то проблемы: нарушено строение артикуляционного аппарата, слабое здоровье, травмы или другие факторы, которые могут помешать формированию правильной речи, - тогда, конечно же, осваивать два языка будет тяжело. Но речь из-за второго языка не страдает. И проблемы бы проявились точно такие же, будь в семье один язык.

Сказка - ложь, да в ней намёк

Если у вашего ребёнка проблемы с развитием речи - любые! - обращайтесь к логопеду. Мы не волшебники, но обязательно поможем!




Если вы собираетесь менять страну проживания, то вам надо будет подтвердить документально свои образование, семейное положение и т.п. В этом вам поможет апостилирование документов - особая форма заверенного перевода, которая признаётся в странах, подписавших Гаагскую конвенцию 1961 года. Грамотно и быстро вам выполнят эту работу в компании X-Deal


ребёнки

Previous post Next post
Up