Разберёмся в этом вопросе, почитав материал Анны Бердниковой. Ссылка пойдёт в раздел мелко-ушастого проекта
"Воспитание и развитие".
Детская ложь, на которую часто жалуются родителей детей, приближающихся к школьному возрасту, также в большинстве случаев бывает спровоцирована родителями.
Ложью далее будем считать лишь те случаи, когда ребенок сознательно говорит неправду. Когда ребенок верит в то, о чем говорит, искренне считает свои слова истиной или сам подвергся обману, ко лжи отношения не имеет.
Рассмотрим наиболее типичные случаи.
Например, бабушка просит папу вывезти рассаду на дачу. Папа категорически отказывается - ему в субботу надо быть на работе, там случился непредвиденный аврал. Наступает суббота, ребенок бежит поваляться с мамой, но с удивлением обнаруживает под бочком у мамы никуда не торопящегося папу. Время идет, близится обед, а папа совсем не торопится. Малыш, конечно, очень рад, но как же там бабушка со своей рассадой? Ребенок очень любит и бабушку, и папу, крохе бывает очень сложно разобраться в происходящем. Но кто потом имеет право ловить ребенка на лжи, когда ему не хочется что-то делать? Ведь, поступая так, сын лишь уподобляется отцу, становится похожим на него.
Слишком суровое наказание за небольшие проступки часто становится провоцирующим фактором для детской лжи. Если, например, ребенок, бегая по комнате, нечаянно уронил вазу. Она разбилась. Когда что-то подобное происходило в прошлый раз, дома творилось что-то невообразимое: мама плакала и кричала на папу, малыш был сурово отшлепан и поставлен в угол основательно и надолго. Конечно, повторения пройденного не хочется никому. Поэтому малыш наивно полагает, если он будет все отрицать, то все подумают, что ценная и хрупкая вещь упала сама собой. Мама, конечно, покричит, наверное, но шлепать и ставить в угол будет некого - ваза ведь упала сама…
Иногда бывает так, что родители, желая воспитать в ребенке лучшие качества - честность, выдержку, стойкость, сознательно подвергают ребенку искушению. Например, любимые конфеты кладутся в вазочку на столе, находятся в свободном доступе ребенка, постоянно у него на глазах, но малышу дается недвусмысленная инструкция конфет не трогать до обеда. Малыш то и дело пробегает мимо вазочки, ест сладости глазами, вдруг в один из «рейсов» по комнате, конфета «случайно» оказывается в руках, сама освобождается от фантика и прыгает в рот… Когда взрослый входит, то видит вместо конфет фантики. Ситуация однозначна, но взрослому в такие моменты бывает важно услышать ответ ребенка: кто съел сладости? Если конфеты оказались в доступе ребенка с умыслом, а также если провокация имеет место не в первый раз, то скорее всего, ребенок, чувствуя подвох, будет отрицать свою причастность к фантикам. Если конфеты оказались там, где оказались, случайно, ребенка не наказывают избыточно сурово за проступки, родители в целом не склонны к провокациям, то у них есть шанс получить честный ответ на свой вопрос.
Дошкольник обладает магическим мышлением - ему представляется, что мир послушен его воле, события происходят или не происходят, подчиняясь его желанию. Это возрастная особенность детей 4-6 лет. Если называть эту особенность склонностью к вранью, то можно получить ребенка, который будет считать себя вруном, не способным противиться проявлению своих склонностей, и который готов обманывать там, где в этом нет особой нужды.
Родительская убежденность - «все дети лгут» - способна всей семье оказать медвежью услугу. Например, мама подростка каждый раз при возвращении сына домой интенсивно принюхивается к сыну и его одежде, искренне считая, что каждый мальчик обязательно рано или поздно попробует пить и курить, если мама не проявит бдительность. Если мама совершает свой ритуал демонстративно, сопровождая его угрозами в случае обнаружения запаха, то она, по сути, не оставляет ребенку выбора. «Курить - надо, мама все равно считает, что я либо уже курю, либо вот-вот попробую!» Чтобы не огорчать маму, переживающую разочарование оттого, что ее родительская интуиция дает сбои, ребенок пробует курить. Но обычно отрицает наличие у себя этой вредной привычки, этого требуют устоявшиеся правила игры с родителями.
Конечно, родительская провокация здесь не единственное условие формирования вредной привычки, однако ее влияние не стоит недооценивать.
Таким образом, можно сказать, что преимущественно от родителей зависит, насколько правдивым вырастет ребенок. Почему дети лгут? Потому что их обычно провоцируют на это родители…