Развитие речи

Jun 09, 2010 18:39

Первого слова малыша с нетерпением ждут все родители. Но от первого слова до грамотной и связной речи - дистанция огромного размера (а некоторым людям не удаётся преодолеть её до самой смерти от старости). Читаем материал о развитии речи, ссылка - в раздел "Воспитание и развитие" ушастого проекта.



Младенец рождается, не зная ни одного слова. Проходит совсем немного времени, и ваш малыш уже вполне внятно выражает свои мысли. Правда, один в годик Евгения Онегина назубок шпарит, а другой к трем годам папу-маму еле выговаривает. Значит ли это, что ребенок отстает в развитии? Этапы становления языка - мнение профессионала

Речь является одним из основных показателей нормального развития ребенка. Психологи выделяют две формы речи: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь формируется в результате познания окружающего мира и общения. Она представляет собой один из основных механизмов мышления и ее формирование начинается вскоре после рождения малыша. Переход от внутренней речи к внешней происходит к 3 годам, когда ребенок начинает рассуждать и планировать вслух свои действия.

Для развития речи необходимы несколько аспектов, благодаря которым происходит постепенное овладение языком. Первый аспект - развитие фонематического слуха (распознавание звуков на слух, благодаря которому речь воспринимается не просто как шум) и формирование навыков произнесения звуков родного языка. Ученым удалось обнаружить ген, благодаря которому человек может контролировать движение мышц артикуляционного аппарата (губ, щек, языка и т.д.), необходимых для говорения.

Второй аспект - приобретение словарного запаса и усвоение грамматики (ребенок понимает, что одно и то же слово может произносить по-разному: приехал - уехал, играю - поиграл и так далее). Третий аспект - овладение смысловой стороной речи. Отсутствие одного из этих аспектов делает невозможным владение речью, человек теряет способность к полноценному общению.

Основные этапы развития речи ребенка

• Подготовительный (от рождения до года). В этот период происходит подготовка к овладению речью. Появляются первые голосовые реакции - крик и плач. Они способствуют развитию всех отделов речевого аппарата - дыхательного, голосового и артикуляционного. Приблизительно через две недели после рождения ребенок начинает реагировать на знакомый голос: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной музыкой. Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следит за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую - плачет. К двум месяцам появляется «гуление», к началу третьего лепет. Лепет - это сочетание неопределенно артикулированных звуков (агу, ба-ба).

C пяти месяцев ребенок начинает реагировать на звуки речи и пытается подражать движению губ. К полугоду малыш осваивает отдельные слоги (ма-ма, па-па , ба-ба). Эти слоги некоторые родители ошибочно принимают за первые слова, но на самом деле это всего лишь тренировка речевого аппарата. В дальнейшем путем подражания перенимаются и другие элементы звучащей речи: интонация, ритм, темп. Вот почему так важно помногу разговаривать с маленьким человечком буквально с рождения - четко, ласково, используя простые слова.

В возрасте 7-9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым разнообразные сочетания звуков, начинает связывать их с определенной ситуацией, предметами и действиями ( мяу, ку-ку, ням-ням, бух). К 10-11 месяцам малыш реагирует уже на смысл слов, независимо от ситуации или интонации того, кто их произносит. К концу первого года жизни большинство детишек произносят первые слова. Так заканчивается подготовительный этап развития речи.

• Преддошкольный этап (от года до 3 лет ) - этап становления активной речи.
Малыш активно повторяет и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, опускает, искажает. Таким образом он создает свой собственный язык, которым с удовольствием пользуются домашние. На протяжении всего периода происходит бурное увеличение словарного запаса: к 18 месяцам ребенок говорит 10-15 слов, к 24 месяцам - триста и больше, лексикон трехлетнего ребенка составляет примерно тысячу слов.

На третьем году жизни ребенок начинает строить короткие предложения, осваивает понятие мужского и женского рода, единственного и множественного числа. Понимание речи значительно превышает его речевые возможности, поэтому чем больше вы обращаетесь к ребенку, стимулируя его отвечать вам, тем больше слов и выражений он учится использовать.

• Дошкольный этап ( от 3 до 7 лет).На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. В речи преобладают простые распространенные предложения.

Все чаще ребенок становится инициатором беседы, заводит разговор первым. Но он еще неспособен последовательно, логично и связно рассказывать о событиях, свидетелем которых был. Речь пока носит ситуативный характер, она недостаточно точна в словарном и грамматическом отношении. Произношение может хромать, особенно в многосложных словах. Ребенок все еще нередко пропускает и переставляет звуки и слоги. Четырех-пятилетний ребенок не всегда в совершенстве владеет своим голосовым аппаратом, регулируя громкость, высоту голоса, темп речи.

Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. К концу 4-го года жизни словарный запас достигает 1500-2000 слов. Обратите внимание - это цифра неизменна. Поэтому, если ребенок говорит одновременно на двух и более языках, его лексика будет несколько более бедна, чем если бы он говорил на одном-единственном языке.

У ребенка 5-го года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Резко улучшается произношение, для большинства детей процесс овладения звуками завершается, то есть все звуки должны произноситься правильно. Словарный запас возрастает до 3-х тысяч слов.

К 6 годам речь нормально развивающегося ребенка, как правило, полностью сформирована. В последующие годы происходит только обогащение словарного запаса и совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи...

Родители, будьте бдительны

Задержка процесса овладения речью свидетельствует во многих случаях о проблемах в развитии. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании психики ребенка и мира его эмоций. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта может возникнуть ряд вторичных отклонений: проблемы поведения, нарушение внимания, памяти и т.д. Поэтому так важно не только уделять внимание речевому развитию ребенка и стимулировать его путем постоянного общения с малышом, но и вовремя замечать нарушения этого процесса. Обнаруженная на раннем этапе проблема поддается более легкому исправлению и не оказывает губительного влияния на формирование личности маленького человека.




ребёнки

Previous post Next post
Up