Несмотря на то, что автор материала под катом - психиатр, дислексия и дисграфия психическими болезнями не считаются, это - индивидуальные особенности развития и физиологии мозга. Материал публикуется для того, чтобы родители зря не драли розовые ушки первоклашкам, у которых не всё идёт гладко с освоением чтения и письма, а обратились к специалистам - психологам, дефектологам и т.п.: есть методики, помогающие компенсировать эту проблему. Ссылка - в ребёнский проект, раздел
"Учёба".
gutta_honey пишет
Еще раз про дислексию.
Я уже как-то писала про
дислексию ( расстройство чтения) и связанную с ней дисграфию ( расстройство грамотного письма). Учитывая, что с этой проблемой встречаются родители не так уж и редко, а иногда эта проблема обучения становится социальной, важно, чтобы существовал некий положительный настрой на нее. Как со стороны взрослых, которые окружают ребенка, так и со стороны маленького ученика.
Известно, что с этой проблемой сталкиваются от 4 до 10 % населения земного шара. Часто на практике эти люди, даже будучи взрослыми, испытывают сложности с выражением своих мыслей, как устно так и письменно, а так же с трудом осваивают орфографию. Учитывая особенности расстройства, о нем становится известным родителям, когда ребенок достигает возраста 6-8 лет. Более того, ситуация с правильной терапией расстройства затягивается еще и тем, что многим родителям и педагогам кажется, что ребенок просто "тупит","не хочет быть внимательным" и т.п. Для людей без подобного дефекта совершенно не понятно, как можно не запомнить правила образования слогов и слов. То что элементарно для остальных, для детей с расстройствами чтения и письма весьма сложная задача.
Существует 2 вида дислексии: один вид заключается в нарушении связи графема-фонема ( т.е. нет понимания как звучит определенная буква или сочетание букв); второй вид связан с тем, что человек не может выразить свои мысли или понять прочитанное. Хотя существуют некоторые различия расстройства в связи с особенностями языка и способами его отражения на бумаге. Так например у англичан дислексики в основном имеют фонологические расстройства,а китайцы же страдают визуально пространственными нарушениями и не могут опознать иероглиф.
Ранее считалось, что наличие дислексии и дисграфии большой фактор в вопросе умственного развития. Якобы если ребенка вовремя не научить читать и писать, то он интеллектуально отстанет от сверстников. Однако недавние исследования показали, что это не так. Не существует корреляции между выраженностью этих расстройств и уровнем интеллекта. Было так же установлено, что лица с дислексией имеются среди высококвалифицированных профессий - врачей, адвокатов, политиков. Было замечено, что не смотря на нейропсихологический дефект эти люди могут неординарно подходить к решению многих проблем. Так что проблема невозможности чтения и грамотного письма больше социального плана, но от этого не становится менее важной.
В настоящее время стало известно, что за нарушение этих функций отвечает ген CDC2. Он работает в то время, когда у ребенка формируется мозг. В этот период нервные клетки мигрируют из одной части мозга в другую и между ними образуются правильные связи. При дефекте этого гена нервные клетки мигрируют не совсем туда куда надо и нарушается процесс формирования связей между ними. Выделение этого гена очень важно, потому, что теперь возможно разработать тест системы, которые будут позволять определить расстройство гораздо раньше 6 лет и начать своевременно специальные программы обучения, помогающие преодолеть данный дефект.
В целом за формирование чтения в мозге отвечают 11 областей, а так же немаловажное значение при этом имеют связи между этими областями. В настоящее время известно, что например такие люди имеют бедные связи между зрительной корой и зонами речи в левом полушарии. Таким образом ребенок, видя буквы с трудом преобразует из в звуки и складывает из них соответствующие слова. в правом полушарии некоторые зоны височной области чрезмерно активированы за счет повышенного количества нервных волокон приходящих к этим клеткам. Эта ситуация создает как бы излишний шум и ребенок с плохо понимает где звук, а где буква ( делает орфографические ошибки). кроме того, что все зоны в мозге отвечающие за чтения должны должным образом связаны между собой, они еще и должны активироваться в определенной последовательности. Эта последовательность важна для работы мозга так же, как и для оркестра. Без должного порядка получается какофония. Нужен хороший дирижер. Но с дирижером мозга в плане чтения - левой нижней части лобных долей могут быть проблемы. Зоны необходимые для чтения даже при наличии хороших связей и нормальной работы нейронов могут активироваться не в той последовательности и не давать правильно распознавать текст.
В настоящее время существует много методик для помощи в обучении детей с данными проблемами. В основной массе это различные педагогические приемы и системы. Раньше считалось, что большую помощь в этом вопросе оказывает обучение музыке. При этом исходили из предположения, что ребенок с дисграфией плохо различает быструю смену звуков и из-за этого не может правильно их записать. обучение музыке формирует более тонкий слух. Однако в последствии было доказано, что данные процессы - музыка и чтение , не так сильно связаны между собой, и музыка, хоть и в целом положительно сказывается на развитии ребенка, на устранение дефекта не влияет.
Так что еще раз хочу повторить, что неумение грамотно писать и бегло читать достаточно серьезная проблема требующая особого внимания со стороны родителей и чем раньше, тем лучше. Однако это не крест на судьбе ребенка если он чего-то не сможет освоить. Ну и конечно, ремень, который используют для улучшения успеваемости у таких учеников не способствует развитию дополнительных связей в мозге ребенка.
Оригинал поста