ремейк: а може і вся "архетипічна" (для релігійного міфу, наприклад) моя історія 2011 - накладка ?

Sep 18, 2007 22:43

Легендарный Гомер был первоклассным астрономом своего времени, а его поэмы - чистой воды вымысел, уверяют ученые и приводят тому доказательства.

В полдень, 16 апреля 1178 года до н. э., древний грек Одиссей после 20 лет странствий неожиданно вернулся на свой родной остров Итаку. И застал в собственных хоромах даже не соперника, а несколько десятков соперников, позарившихся на его место подле красавицы Пенелопы в пустующем два десятилетия супружеском ложе. Одиссей тут же без угрызений совести исполнил пророчество вещателя Феоклимена, "пообещавшего" новоявленным женихам Пенелопы обрызганные кровью стены и покрывающуюся мраком землю. Именно этот мрак, напророченный старцем, всего-то один раз и появляющемся в гомеровской Одиссее, и стал яблоком раздора, окончательно поссорившим гомероведов всех времен и народов. Еще в прошлом тысячелетии исследователи гомеровских творений пытались усмотреть в словах пророка намек на то, что Одиссей вернулся домой и порешил соперников в день полного солнечного затмения. Вычислить его дату с помощью современных методов астрономии вовсе не сложно, ведь в отличие от дел человеческих, движения небесных тел всегда подчиняются одним и тем же законам.
В то же время знатоки Илиады и Одиссеи такую трактовку древнего текста всегда считали притянутой за уши. Так оказались похороненными научные измышления античных ученых мужей Плутарха и Гераклита и двух немецких астрономов Карла Шоха и Пауля Нейгебауэра - все четверо в разное время - в IV веке до н. э. и в I и XIX веках н.э. - тыкали пальцем в одну и ту же древнюю дату: 16 апреля 1178 года до н. э.

Нынешним летом еще двое уважаемых ученых решились еще раз потрясти красной тряпкой перед носом гомероведов. Константино Байкузис, математик Рокфеллеровского университета Нью-Йорка, и Марчело Маньяско, астроном аргентинской обсерватории в Ла Плата, рискнули просчитать дату возвращения античного героя с помощью программного обеспечения, которым пользуются в астрономии, напрочь отбросив предположение о том, что пророчество Феоклимена - намек на солнечное затмение.
"Мы просто решили побудить историков пораскинуть мозгами, - объясняют ученые. - Поразмыслить о том, а не является ли отнюдь не "случайным" найденное нами стечение случайных обстоятельств".

Результаты вычислений сами по себе мало кого удивили. Ведь исследователи в очередной раз пришли к выводу, что скиталец Одиссей вернулся к заждавшейся его жене 16 апреля 1178 года до н. э. Поразительным оказалось другое. Результаты, полученные Байкузисом и Маньяско, указывают на новую, огорошивающую версию создания гомеровской Одиссеи.
Ссылки на астрономические факты, подмеченные в древнем тексте, заставляют подозревать, что якобы слепой певец Гомер, описавший в Илиаде и Одиссее события старины глубокой, даже с позиции его времени, был подкован в астрономии почище живших столетиями позже китайцев - первопроходцев в науке о звездах.

Втиснутая же в астрономические временные рамки Одиссея, исходя из предположений ученых, имеет такое же отношение к исторической достоверности, как сказка о золотой рыбке.

Дело о Солнце

"На солнце небесное, вижу я, всходит страшная тень, и под ней вся земля покрывается мраком", - бросил 3 тыс. лет назад гомеровский прорицатель Фео-климен разгулявшимся женихам Пенелопы, на века посеяв зерно сомнения в умах ученых. Принимая слова прорицателя за чистую монету, кое-кто из них узрел в тексте указание на то, что прибытие Одиссея на Итаку сопровождалось полным солнечным затмением. Такое, поясняют исследователи, происходит раз в 370 лет.
"За несколько секунд до полного затемнения Солнце продолжает светить в миллионы раз ярче, чем полная луна, - рассказывают Байкузис и Маньяско. - В момент затемнения Солнце внезапно оказывается тусклым: небо становится чернильным, как во время поздних сумерек, появляются звезды. Температура падает на несколько градусов, меняется ветер, животные становятся беспокойными, а человеческие лица кажутся обескровленными в голубоватом свете. Словом зрелище может производить жуткое впечатление - потому-то затмения и считают дурным знаком".

Таким дурным знаком для сотни поклонников Пенелопы и стало затмение 1178 года, ознаменовавшее возвращение ее законного супруга, уверяют двое ученых, рискнувших бросить вызов полчищам гомероведов, которые ранее задавили Шоха и Нейгебау-эра шквалом критических замечаний.

Основным возражением против теории о затмении была интерпретация пресловутых стихов 20-й песни Одиссеи, где Феокли-мен повествует о затмении. Во-первых, возражали скептики, затмение, событие редкое и нешуточное, почему-то больше нигде в поэме не упоминается. Во-вторых, Феоклимен рассказывает о своем видении не на улице, а в доме Одиссея, при этом ГЬмер, обычно уделяющий много внимания красочным изображениям деталей, в этот раз воздерживается от колоритных описаний умолкших птиц, напуганных животных и прочих признаков затмения.

Если те несколько строк, описывающие затмение, вызывают [у ученых] сомнение, - рассуждает Маньяско, - мы используем другие отрывки Одиссеи, чтобы пролить свет на это дело, даже не отталкиваясь от самого затмения. Интерпретировав некоторые строки Одиссеи как описание конкретных астрономических феноменов, мы подберем даты, которым они соответствуют".

Историческая математика


Для начала Байкузис и Маньяско, в сотый раз перелопатив зачитанную Одиссею, выделили из текста все ссылки, которые можно было рассматривать как намеки на астрономические знаки - новолуние, предрассветную видимость Венеры, положение созвездий на небе, максимальную удаленность Меркурия от Солнца и равноденствие. А заодно максимально сузили период поисков, ограничив его промежутком, когда предположительно должно было иметь место разрушение Трои - с 1250-го по П15 год до н. э.

Все, что оставалось сделать астроному и математику, - это исключить из этого временного отрезка все даты, не удовлетворяющие найденным ими в тексте Одиссеи ограничениям.

"День, который удовлетворял бы всем пяти критериям, - необыкновенная редкость, - заключают ученые, анализируя стихи поэмы - Крушение плота Одиссея должно было произойти после дня равноденствия (1 апреля), но до гелиакического захода Плеяд (4 апреля), а такое случается лишь раз в шесть лет. В трети из этих случаев можно наблюдать предрассветную Венеру, а Меркурий максимально удаляется раз в каждые 116 дней. Таким образом, все эти условия могут точно совпасть лишь в один единственный день за две тысячи лет".

Сведя в длинную таблицу все года, охваченные интересующим их промежутком времени, и исключив не удовлетворяющие пяти поставленным условиям дни, Байкузис и Маньяско получили все ту же дату - 16 апреля 1178 года.

Казалось бы, никакой сенсации в результатах их работы нет, и гомероведам лишь останется снять шляпу перед Плутархом, Гераклитом, Шохом и Нейгебауэром, которые установили истину веками раньше и без всяких компьютеров.

Однако авторы все же нашли, чем по-настоящему удивить научный мир. Байкузис и Маньяско во всеуслышание заявили о своих сомнениях в том, что сведенные воедино знаки, почерпнутые ими из сказания Гомера и указавшие на уже ранее озвученную дату солнечного затмения на Итаке,-случайное совпадение.

Скорее Гомер, или кем бы ни был тот человек или люди, написавшие Илиаду и Одиссею, не имея календаря как такового, решили использовать астрономию и цикличность небесных явлений, чтобы хоть как-то задать временные рамки приключениям героев - вымышленных или реальных, утверждают ученые.

Если предположить, что события Одиссеи действительно относятся к XII веку до н. э., а Гомер, записавший народные предания, как принято считать, жил в VIII веке до н. э., то странно, что все подробности взаимного расположения звезд и планет, время наступления новолуния так точно передавались народной молвой на протяжении 400 лет.

В связи с этим у исследователей возникло предположение, что если астрономические подробности не могли сохраниться в памяти многих поколений древних рассказчиков, то их можно было добавить в историю умышленно - тем самым добавить достоверности в эпическую историю, являющуюся компиляцией народных преданий. (виділив,- прим.)

Байкузис и Маньяско решились предположить, что вся Одиссея была написана как раз "шиворот навыворот" - сначала была продумана сухая астрономическая временная структура повествования, а затем на нее наложены живописные подробности и картины истории.

"Если предположить, что наша работа - правильна, то налицо еще одно доказательство того, что он [Гомер] знал, что говорил, -рассказывает Маньяско. - Да, это не доказывает историческую реальность возвращения Одиссея. Но доказывает то, что Гомеру были известны определенные астрономические феномены, имевшие место задолго до его времени".

Елена Трибушная, Алексей Бондарев

Корреспондент. 2 АВГУСТА 2008

Пару приміток, з художньої літератури

Анастасия Новых, "Сэнсей - IV":

"- Это было описано у Гомера? - уточнил Костик, услышав знакомое ему имя автора, и хвастливо произнёс: - О! А у меня дома есть его поэмы «Илиада» и «Одиссея»!

- Кстати говоря, насчёт Гомера, - сказал Сэнсэй. - Человека-поэта с таким именем на самом деле никогда и не было. «Гомер» - это псевдоним. Само слово произошло от преобразования греческого слова homilia, что означает «беседа», «религиозная проповедь нравоучительного характера». Кроме того, на других греческих диалектах это слово имеет ещё несколько значений - «заложник», «поэт», «слепец». Под псевдонимом «Гомер» работала целая группа под руководством представителей от Архонтов. Их целью и задачей было создание таких произведений, которые под прикрытием популярных древних легенд, известных исторических фактов внедрили бы в психологию людей выгодную Архонтам идеологию и соответственно оказали влияние на формирование определённого мировоззрения у народов, предрасполагающего к религиозному и политическому главенствованию Архонтов.

- Ничего себе! - изумился Виктор.

- Получается, они создавали нечто вроде «священной книги», как «Ветхий Завет»? - озадаченно промолвил Николай Андреевич и тут же заметил. - Кстати, действительно весьма схожа техника: и популярные древние легенды, и исторический материал…

- Религия для слепцов?! - усмехнулся Женя.

- Зоркий ты наш! - с иронией отозвался Виктор.

- Вот видите, немного внимания и наблюдательности и вы уже начинаете понимать что к чему, - вновь сделал акцент на этих словах Сэнсэй. - Произведения «Гомера» оформлялись практически в то же самое время, что и «Ветхий завет». Просто первое писалось для психологии, скажем так «западного человека», а второе - для «восточного человека». Хотя и то и другое писалось под контролем одной и той же организации, одними методами, но с несколько иным ракурсом зрения и способов подачи материала, так сказать с учётом всех этих психологических нюансов. А чтобы не афишировать источник возникновения таких книг, всю славу по письменному оформлению «великих произведений Гомера» приписали правившему тогда афинскому тирану Писистрату, который, как преподносит ныне история, в VI веке до нашей эры создал целую комиссию по записи гомеровских поэм, якобы существовавших до этого в устной передаче.

- Да?! - удивленно изрек Николай Андреевич. - Это становится весьма интересным.

Было видно, что эта информация даже для него явилась неожиданной новостью.

- А что там плохого, в Гомеровских поэмах?! - недоуменно проговорил Костик и тут же стал нахваливать эти книги. - Там всего лишь безобидные древнегреческие легенды, мифы о богах и героях. Даже Платон назвал Гомера воспитателем Греции!

- Платон?! - усмехнулся Сэнсэй и добродушно махнул рукой. - Ладно, не будем трогать Платона, сами как-нибудь на досуге о нём почитаете и всё поймёте. А что касательно «безобидных» мифов… Для простого обывателя, который вторит рекламе именитых мужей, они конечно кажутся не просто «безобидными», но и «гениальными» поэмами, даже если он их никогда в жизни и не читал. - При этих словах Костик как-то несколько осунулся и сконфуженно спрятал глаза от Сэнсэя. - Но на самом деле эти произведения далеко не безобидные, особенно если учесть какую идеологию и подсознательный стиль поведения они навязывают человеку. Заметьте, там описывается определённая модель поведения для человека, показанная на отношениях семейного клана олимпийских богов. Кстати говоря, имена некоторых из этих богов, таких как Зевс, Гера, Афина, Артемида и легенды про них были известны ещё в древней критской культуре (3000-1200 гг. до новой эры), и существовавшей приблизительно в то же время микенской культуры, то есть задолго до создания этих произведений. И в тех древних легендах действительно имелись некоторые ценные знания, закамуфлированные в мифы.

* * *

Но группа, которая оформляла эти работы под псевдонимом «Гомера», мало того, что переделала всё это по-своему, так ещё в качестве описания этих богов взяла уже образ людей, а не тех мифических персонажей, которые были представлены в более ранних легендах. Причём не просто людей, а весьма ограниченный тип людей с множеством человеческих слабостей, в коих культивируется злость, жестокость, мелочность, безнравственность. То есть, по сути, они, переделывая образы богов, пытались уничтожить духовные основы древних мифических персонажей. Они сделали так, что единственным, что этих новоявленных гомеровских «богов» отличало от людей - было их бессмертие, да и то, поддерживаемое принятием «волшебного напитка». Заметьте, в пику популярным египетским представлением о загробном мире и стремлении человека попасть в него после своей смерти за свои нравственные заслуги в жизни, эта группа рисует представления о загробном мире в самых чёрных красках. Их загробный мир (аид) мрачный и безнадёжный, обиталище полубессознательных теней, где живут чудовища и казнятся преступные титаны. Для чего это делалось? Для того чтобы человек испытывал страх перед смертью и проникся безысходным отчаянием при мысли об этом. То есть рисуется миропорядок по-архонтски и соответствующие кумиры-«идеалы» для простых людей. Ибо первично идёт изменение идеологии, внедрение её в массы и популяризация, а как результат - изменение направления движения общества в целом.

Николай Андреевич, внимательно выслушав Сэнсэя, с воодушевлением первооткрывателя произнёс:

- А вообще-то ты действительно прав! Как я раньше об этом не подумал! Ведь влияние Гомера на религиозные представления греков было громаднейшим! То есть, это было своего рода «гомеровской» религией и эти книги действительно представляли для людей нечто вроде священных книг. Ведь античную мифологию сравнивают с библейской по степени её влияния на развитие культуры многих народов, в особенности европейских. Римляне тоже в своё время во многом заимствовали легенды Эллады, просто по-своему трактуя образы и видоизменяя сюжеты. Да и вообще во всей Европе, благодаря тому, что самым распространённым языком был латинский и древнегреческий, античные мифы получили не только широкое распространение, но и изучались, внедрялись в культуру и искусство, в том числе живопись, скульптуру, музыку, прозу!

- Вот, вот, вот, - подтвердил Сэнсэй. - Правильно ты сказал - именно «внедрялись», и приписывались к представлениям о взглядах на мироздание древних греков, то есть целого народа! Хотя на самом деле нравственный «идеал» созданных Архонтами «олимпийцев» настолько дискредитировал подлинные духовные ценности греческого народа, что уже через некоторое время после активного рекламирования данных произведений людьми Архонтов, вся эта компания вызвала протесты и насмешки у самих греков. Но посмотрите на сегодняшний мир, как до сих пор возвышают произведения Гомера, приписывая их к «недосягаемому образцу», «великому эпосу» греческого народа, и как скромно и зачастую не в наилучшем виде упоминают о тех, кто был противником этих произведений.

Называется, делайте выводы, господа хорошие! Архонтам выгодно культивировать подобные качества в обществе, причём как это было тогда, так и сейчас. Им выгодно, чтобы люди не вникали в суть преподносимых «кумиров», а просто тупо копировали их поведение, дабы сделать общество не думающих, которыми легко манипулировать и управлять…"

Олесь Бердник, "Вогнесміх".
Кілька років ми уважно, терпляче шукали сенсу і глузду в земній історії. Перегорнули стоси книг, переглянули десятки кілометрів відеоплівок, сотні кристалозаписів. І прийшли до єдино прийнятного висновку: все це досі в течії ілюзорного спектаклю віків. Прадавні гностики догадувалися про це, проте нащадки їх не послухалися. Який же фундамент ви, батьки, заклали в наші душі, яку естафету передавали з покоління в покоління? Я згадаю лише один взірець - ще міфічний, щоб ви збагнули патологію самих основ, на які опиралася споруда цивілізації.

З прадавності всі покоління заворожує образ героя Геракла - Геркулеса. Він так глибоко пронизав психосферу людства, що годі й замислитися - чи варто його обожнювати, чи відповідає він меті нашого самоформування?! Ми в Дитячій Республіці осмілилися щиро й відверто оцінити цю фундаментальну постать. І жахнулися сліпоті та дрімоті прабатьків. Кого ж вони вважали героєм і взірцем для наслідування? Сліпу й нещадну силу! П'ять тисяч літ "вихователі" базікають про "подвиги Геракла", навіть фантасти будують в книгах педагогічну модель формування душі за цими взірцями. А в суті - що там втаємничено? Не взірець, а попередження, адресоване творцями міфа прийдешнім поколінням: Геракл - генетична тенденція Людини, яку треба подолати. Перше - служба сили на користь нікчемних володарів світу, персоніфікованих в образі Еврисфея. "Герой" виконує абсурдні забаганки боягузливого й підступного володаря, навіть не замислюючись над тим, що силу можна обернути супроти деспота. Він убиває лева, нищить гідру, стріляє екзотичних стимфалійських птахів, виловлює священну лань Артеміди для насолоди царя, долає еріманфського кабана. Хто скаже, які унікальні тварини були викреслені з книги життя прославленим "героєм" та його послідовниками - гераклідами? Чи не стартував тоді імпульс екологічного розгрому біосфери і психосфери, який в двадцятому столітті поставив Планету на край прірви?! Власне, він у психосфері не подоланий ще досі! Ми, діти, перебуваючи поряд з старшими поколіннями, безсилі подолати цю силову тенденцію.

Батьки! Як ви могли проморгати прозорий зміст древнього попередження? Адже міфотворці однозначно показали, що отрута гідри, якою Геракл насичував стріли, стала вбивчою не лише для істот, у котрих цілив син Зевса, а й обернулася проти нього самого. Пам'ятаєте химерний детективний сюжет, де архілогічно ілюструється кільце причинної взаємозалежності? Кентавр Несс перевозить Гераклову дружину Деяніру через ріку, жадає нею оволодіти. Герой пускає в нього стрілу. Вмираючий кентавр дає на прощання Деянірі свою кров, змішану з отрутою гідри, запевняючи, що суміш має чарівні властивості і в разі потреби збереже любов Геракла до дружини. Наївна жінка вірить підступному кентавру.

І коли в її серці виник сумнів щодо вірності чоловіка, вона змащує чаклунською сумішшю плащ героя, в якому він має здійснити ритуал жертвоприношення біля вогнища. Розігріта отрута проникла в Гераклове тіло, він у страшних муках буквально здирає із себе плоть, і лише добровільна смерть на багатті припиняє страждання. Люди добрі! Де ж тут взірець героїчності? Ми бачимо лише тривожне застереження: зупиніться! Не виконуйте наказів земних володарів, котрі в ім'я тиранічних забаганок готові спаплюжити і знищити всю живу природу. Смерть невинних створінь неминуче обернеться смертю для вас самих!

Вся земна історія насичена такими ілюстраціями. А ви, батьки, продовжували годувати нас давніми побрехеньками, спотворювали душі юних поколінь стереотипами ганьби і марності. Гей, як чарівно! Геракл задушив Антея, сина Землі! Аякже, є за що хвалити прославленого убивцю! А хто ж такий Антей? Це - персоніфікація антів, дітей Геї, котрі дружили з Матір'ю, любили її, брали від неї силу і мудрість. Геракліди - то ахейці, данайці, які розгромили древню расу троянів. Від тої праісторичної катастрофи започаткувалася тенденція, що виросла в "мудрість" сучасної науки й мистецтва. Гераклідам вдалося культивувати ідею незримих небесних тиранів - олімпійців. Ось де суть троянського коня! Ось де розрив цілості! Пуповина розірвалася. Потекла кров. Сини Геї почали агонізувати. Ми й досі безсилі подолати наслідки прадавнього розгрому. А ви освятили "подвиги" власних руйнаторів!

Батьки! Досить того, що я сказала. Інше - хай підкаже вам глибина батьківської щирості. Не жалійте себе, як ми не жаліємо себе. Хай навіть наш вчинок катастрофічний або абсурдний, проте він дає поштовх до божевільних рішень! Лише божевільне рішення виведе Землю до нового обрію!

Previous post Next post
Up