Биолог читает Аристотеля

Aug 06, 2019 13:06

Долгожданный лонгий рид - моя рецензия на книгу Армана Мари Леруа «Лагуна»ЗЫ: книга действительно очень странная, и это совсем не та интеграция естественных и гуманитарных наук, которой бы мне хотелось. Но для всех, кто интересуется историей идей, она бесценна, потому что демонстрирует, откуда растут ноги у естественнонаучных концепций. Тем более ( Read more... )

естествознание, Древний мир, философия, книги, рецепция

Leave a comment

steblya_kam August 10 2019, 07:34:39 UTC
1) А язык - это не культура? Сюрприз-сюрприз: в языке тоже есть механизмы, позволяющие говорить об отборе (например, лексика отбирается в сторону краткости, грамматика - в сторону унификации и сокращения числа парадигм; я не говорю уже о сознательном отборе в сторону престижности, тот же "менеджер").
2) Все-таки культурные новации - будь то перспектива в живописи, реформирование церкви или паровоз - с самого начала имеют целью улучшение того, что они изменяют. В биологии этому соответствует не дарвинизм, а ламаркизм - Неочевидный тезис. Сравните античную скульптуру с романской, античные фрески с византийскими, Матисса с Энгром. А улучшилась ли церковь после реформирования - тоже, хммм, неочевидно, то-то английская интеллигенция в католицизм ударилась, как только католикам предоставили равные гражданские права ( ... )

Reply

Re: Ох ты, господи, опять вышло длинно :-( steblya_kam September 1 2019, 04:36:25 UTC
Борис Борисович, обида и "так воспринимаете" тут вообще ни при чём. Мне реально физически хреново. Вы никак не можете понять, что для меня этот разговор не милое ла-ла, а - таскать мешок весом в 100 кг. Чтобы его поддерживать, мне нужно удерживать и перерабатывать в голове объём информации, равный целой библиотеке. От этого взрывается мозг. А я нездорова и переживаю полное выгорание. У меня с трудом зажил воспалённый глаз. Я просто прошу Вас не писать мне простыни, неужели это так сложно сделать?

Reply

Re: Ох ты, господи, опять вышло длинно :-( bbzhukov September 1 2019, 12:24:30 UTC
Так а кто Вам мешает сам ой прекратить этот разговор? Просто не отвечать мне?

Я Вам пару раз уже это предлагал и мой последний коммент вовсе не требовал никакого ответа.

Reply

caenogenesis August 13 2019, 09:41:04 UTC
Ну так это и в биологической эволюции сплошь и рядом случается. Которая мы по счету попытка к многоклеточности - минимум третья?

Позвольте-ка я побуду таким же занудой, как Вы (или как Сергей Глаголев):)))

"Минимум третья" - это по какому счету?

Reply

bbzhukov August 13 2019, 18:28:36 UTC
Спасибо за лестное сравнение - хотя думаю, что до Сергея мне в этом отношении еще расти и расти :-).

Я имел в виду - после хайнаньской и эдиакарской биот. А "минимум" - это оговорка на случай, что губки достигли многоклеточности независимо от прочих Metazoa (на что очень похоже) или что были и еще попытки, следы которых не найдены или не сохранились вовсе.

Reply

caenogenesis August 13 2019, 19:01:57 UTC
С хайнаньской биотой дело обстоит не так чтобы блестяще. Есть мнение, что остатки, которые Гниловская описала как аннелидоморф, на самом деле являются нитчатыми либо многоядерными донными водорослями, и поверить в это гораздо легче, тем более что никаких серьезных возражений за 11 лет не появилось.

Что же касается вендобионтов, то я теперь не сомневаюсь, что они родственники многоклеточных животных, но... почему тогда считать только их? И вендобионты, и метазоа - это отдельные веточки весьма раскидистого, хотя и большей частью вымершего, ствола Holozoa, который чуть менее чем полностью состоит из колониальных форм, и где там граница с многоклеточностью, как ее проводить и сколько раз она переходилась - неизвестно. Вымершие представители со сложными жизненными циклами в этой группе точно есть. В частности, я совершенно убежден (вслед за Алешиным и Ко), что предки воротничковых жгутиконосцев имели гораздо более сложный жизненный цикл, чем они - наверняка с элементами колониальности, это из генетики следует. То есть ситуация никоим ( ... )

Reply

bbzhukov August 13 2019, 20:40:48 UTC
Добавьте ко всему сказанному Вами, тот факт, что эти прорывы в многоклеточность происходили сильно не одновременно и что к тому времени, как одна группа колониальных голозоев подступалась к этой самой границе многоклеточности, другая, давно уже преодолевшая ее, успевала полностью вымереть - и получится развернутая иллюстрация того, что я хотел сказать: важнейшие эволюционные "изобретения" совершались неоднократно и независимо, причем значительная часть этих попыток кончалась тем, что "изобретение забывалось". Как и в эволюции культурно-технической.

Я в данном случае только об этом. А то, что попыток к многоклеточности было больше (и, возможно, значительно больше) трех - так потому я и написал "минимум третья".

Что до сути сказанного, то в целом очень похоже на то, как оно обычно в эволюции и бывает (и должно быть), а по частностям спорить неохота.Тем более, что такой спор неизбежно был бы обоюдной апелляцией к незнанию: животная природа хайнаньской биоты не доказана - так и водорослевая тоже остается лишь гипотезой.

Reply

caenogenesis August 14 2019, 12:06:37 UTC
Ну, видите ли, водоросли - причем разные - в начале эдиакария заведомо существовали, это само по себе не требует доказательств. А вот то, что тогда существовали многоклеточные животные, еще как требует. Здесь я предпочитаю скептицизм, тем более что никаких "специальных качеств", свидетельствующих о родстве с кольчатыми червями или с кем-то еще, в обсуждаемых находках нет. Принципиально невозможного, конечно, тоже нет, но я подожду новых аргументов, если они будут.

В остальном да, все верно.

Reply

bbzhukov August 14 2019, 14:26:29 UTC
Да нет, ну какое там может быть "родство с кольчатыми червями"... Даже если хайнаньская биота - это в самом деле животные, то понятно, что они никому из фанерозойских тварей не родня (в смысле - ближе, чем на общеголозойном уровне). В лучшем случае речь могла бы идти о сходстве жизненных форм - но и это, как Вы справедливо говорите, надо еще специально доказывать.

Это я так, для уточнения.

Reply

Слона-то я и не приметил bbzhukov August 10 2019, 13:30:43 UTC
В смысле - не сказал самого очевидного. Допустим, указанные Вами тенденции бесспорны: лексика изменяется в сторону укорачивания, грамматика - в сторону унификации. Но кто сказал (и главное - кто показал), что механизм этих изменений - именно отбор? А не, допустим, подражание?

Речь-то именно об этом.

Тут встает вопрос: ЧТО в лингвистике соответствует особи (индивидуальному генотипу) в биологии? Но если мы полезем в эти дебри, сходство между биологической и лингвистической эволюцией и вовсе пропадет.

Reply

Re: Слона-то я и не приметил steblya_kam August 12 2019, 09:34:19 UTC
ЗЫ: забыла ответить на вопрос про особь.
В отличие от биологии, в лингвистике мы имеем дело с двумя аспектами одновременно: самим языком и его носителями. В самом языке базовый элемент - фонема (следующие уровни - морфема, слово, синтаксическая конструкция). Сравнительно-историческое языкознание описывает обычно этот аспект. А синхрония учитывает ещё и популяции носителей (каждый носитель безусловно особь). В языке нет другой наследственности, кроме как передача из одной головы человека в другую голову человека (даже несмотря на то, что в наше время появилось дистанционное обучение через компьютер, это не меняет сути).
Если нужны биологические аналогии, то язык - скорее генотип, а речь - скорее фенотип. И особь тут - говорящий человек. Но он сам не наделён признаками морфемы или фонемы, он лишь реализует их в говорении :-)

Reply

Re: Слона-то я и не приметил bbzhukov August 12 2019, 18:48:18 UTC
И особь тут - говорящий человек.
Ну я бы сказал - та индивидуальная версия языка, которой данный человек пользуется, со всеми его фонетическими особенностями, окказионализмами и ошибками. Но если не вдаваться в тонкости, то да: "языковая особь" - это индивидуальный носитель языка.

Тут, правда, сразу встает вопрос о билингвах (помнится, мы его уже обсуждали когда-то, и я еще говорил, что в биологии билингвам должны были бы соответствовать оборотни :-)). Для даной темы это неважно - но отметим, что еще один пункт несовпадения бтологии и лингвистики :-).

Reply

А язык - это не культура? caenogenesis August 11 2019, 13:40:01 UTC
А действительно, язык - это часть культуры или нет ( ... )

Reply

Re: А язык - это не культура? steblya_kam August 12 2019, 09:22:53 UTC
1) Культура - это все факторы, передаваемые по наследству не биологическим путём, а путём обучения. Это достаточно азбучное определение культуры, и именно исходя из него в последнее время выдвинули понятие "культуры у животных" (мытьё бататов у японских макак, технологии изготовления орудий у шимпанзе и пр.). Поскольку язык передаётся ТОЛЬКО путём обучения, он компонент культуры (хотя и действительно базовый, субстратный, так сказать - в случае человека).
2) Вот пример, пришедший мне в голову сейчас с ходу: латинский язык - флективный, а итальянский гораздо ближе к аналитическому. При этом ясно, что итальянский по отношению к латыни прямо преемствен. Ну и что? Связана ли эта разница хоть как-нибудь с разницей между древнеримской и итальянской культурами? По-моему, никак. - Мне не очень понятно, что Вы хотите сказать. Если Вы ищете механическую связь типа "исчезли падежи - научились делать пиццу", такой связи действительно нет, и было бы наивно её искать. Но как раз пример с итальянцами действительно замечательный, потому что ( ... )

Reply

Re: А язык - это не культура? caenogenesis August 12 2019, 09:59:32 UTC
1. Ну, вопрос был вызван не дающей мне покоя интуитивной убежденностью, что множество авторов, от Шпенглера до Добржанского, называли культурой не совсем то, что называет этим словом этолог, исследующий культурные традиции у сурикат, капуцинов или косаток. Они называли так некий специфически человеческий феномен. Но как этот феномен можно корректно отграничить от культурных традиций косаток - и надо ли его отграничивать - лично для меня открытая проблема; но это уже точно не для дискуссии в ЖЖ. А Вам спасибо за ответ.
2. Насчет субстратного компонента и итальянских гуманистов - да, я читал Баткина, понимаю, о чем идет речь, и возразить тут действительно нечего.

Reply

Re: А язык - это не культура? steblya_kam August 12 2019, 12:12:37 UTC
Я даже не знаю, как комментировать ссылки на Шпенглера и Добржанского :-) может, всё-таки лучше обратиться к Лотману?
Я опираюсь на определение культуры, которое даёт семиотика. Как раз его и позаимствовали этологи у гуманитариев. (О специфических отличиях человеческой культуры от животной здесь рассуждать нет места; разумеется, без языка полноценной культуры быть не может, а могут быть отдельные её элементы; и конечно, у меня есть ряд критериев, по которым язык вполне чётко отграничивается от не-языка, о чём я уже писала).
На мой взгляд, язык соотносится с культурой примерно так же, как ДНК с жизнью. Нельзя сказать, что ДНК "субстрат" жизни. Она в некотором отношении сама жизнь, хотя, конечно, кое-какая жизнь без неё возможна (РНК-вирусы, не более).
ЗЫ: Проблема, конечно, в омонимии слова "культура", у которого есть как обиходное, так и строго научное значение.

Reply


Leave a comment

Up