На днях смотрела цикл видеолекций "Учёные против мифов-2". И вот в середине одного отличного доклада докладчица вдруг вспоминает ту самую байку про Фому Аквинского и крота. Ну, вы знаете: якобы Фома Аквинский и то ли Альберт Великий, то ли кто-то ещё гуляли в саду и спорили, есть ли глаза у крота. Спор услышал садовник и сказал: "Какие проблемы, я
(
Read more... )
Но интересно знать, откуда она взялась. Только не говорите, что из стихотворения Кедрина...
Reply
Reply
Reply
Тут Вам ниже написали, что из Олеария. Процитирую своё расследование:
Ни в одном подлинном древнерусском памятнике, равно как и в русском фольклоре дореволюционного времени, этого сюжета нет. Самые ранние версии этого мифа исходят из зарубежных источников. Впервые миф появляется у английского путешественника Джильса Флетчера в книге «О государстве Русском». Побывал он в Москве в 1589 г., но книга вышла только в 1591 г. Однако в версии Флетчера речь идёт не о Москве и не о соборе Василия Блаженного, а об Ивангороде и тамошней крепости; ослеплённый архитектор - поляк по национальности. Сведения Флетчера не вызывают доверия по причине явной путаницы: строительство Ивангородской крепости он приписывает царю Ивану Васильевичу - сыну Василия, присоединившего Псков «около 1514 года». Этим Василием мог быть только Василий III (дата названа почти точно - современные историки относят это событие к 1510 г ( ... )
Reply
Имена Бармы и Постника впервые прозвучали в 1896 г. усилиями протоиерея Иоанна Кузнецова, разумеется, никаких таких легенд о них не ходило и ходить не могло. Да и Олеария впервые перевели в 1868 г. ...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Кстати, есть в этой истории некое зерно правдоподобия - не в самом прибивании фесок, а в той фразе, которую он при этом произнёс. Я там опознала цитату из Корана. Как-нибудь напишу об этом.
Reply
Reply
Leave a comment