С Рождеством тех, кто…

Dec 24, 2011 18:38

С Рождеством тех, кто…

Стариннейший и (наверное) популярнейший апокриф, Протоевангелие Иакова, кажется, источник двух двунадесятых праздников. Иосиф бежит искать акушерку - и вот: 2 И вот я, Иосиф, шел и не двигался. 3 И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие [пищу] не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. 4 И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. 5 И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. 6 И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось.
Это как прекрасная словесная икона.
Но: Я все никак не могу разобраться с этикой апокрифов, особенно (как большинство из них, в отличие, скажем, от канонических - ну ладно, трех из четырех, по крайней мере, - Евангелий), подписанных известными именами. Одни ученые говорят, что это было в порядке вещей (создатели не думали, что идут на подлог), другие что нет.
Нет бы тут автору добавить одну фразу в начале: так я себе это представляю.
Когда икона претендует быть фотографией, получается плохо в любом смысле. Фотография (т.е. точность историческая) слишком важна для Нового завета, поскольку это не притча или легенда с духовным смыслом, но история. Тем не менее, это удивительный момент.

early_christianity, apocrypha

Previous post Next post
Up