Остапа понесло...

Nov 10, 2012 14:27



Я не так давно писал про Grafmatic, систему Graflex, частью которой эта кассета является. Ну а для того, чтобы что-то написать, надо прежде что-то узнать. Или наоборот, что-то узнал - рассказал другим. Информации перелопатил очень много и стало чётко формироваться понимание того, что Graflex это то, что мне всегда хотелось для портретной съёмки на большой формат, да и вообще, это камера, которую можно без труда носить с собой, если есть соответствующий повод. Всю текущую неделю сидел и изучал модели, читал ообенности, техническое описание, рекомендации по юстировке дальномера, перекопал ебай, пока, наконец, вчера не нажал заветную кнопочку "Buy It Now" под одним из лотов.

Я давно хотел написать что-то про большой формат, но всё руки не доходили. Как не доходили они и до того, чтобы нормально снимать на Большой формат. Основными факторами стали, конечно же, масса и габариты кардана. Cambo SC идеальна для ситуацмй, когда знаешь, что хочешь снять и готовился к съёмке именно этого, например здания или интерьера, или чего-то ещё статичного. Но таскать её проблематично, она тяжёлая и, что даже больше осложняет использование, неудобна для ношения. Сама камера (т.е. передний и задний стандарты без монорельса, который представляет собой отдельную историю, а также матовое стекло и один объектив) занимает целую сумку, а ещё надо таскать штатив и сопутствующее барахло: объективы в досках, кассеты с плёнкой, меха, рольфильм-адаптеры, экспонометр (или другую камеру с экспонометром). Я сделал много для того, чтобы облегчить и сделать удобнее работу с камерой, в частности, нашёл адаптивную доску с Cambo на Linhof для использования объективов в компактных лингофовских досочках, а не здоровых камбовских. Неуклюжие, хлипкие и дурацкие двухсторонние кассеты, вызывавшие путаницу, заменил Grafmatic'ами. Однако, сама конструкция не позволяет сделать что-то большее, поскольку рассчитывалась на максимальные возможности по управлению перспективой и для студийной работы. Словно в противовес этому Графлекс, который представляет собой относительно небольшую коробочку, раскладывающуюся в фотоаппарат:





Снимки из лота.
Для сравнения моя фотография кардана:


Ракурсы разные, но он намного больше, чем кажется на картинке.

Помимо компактности, очень важно для меня иметь возможность делать снимки более-менее быстро, потому что выстраивать кадр и наводиться на Cambo можно долго, а можно очень долго. Процедура производства снимка имеет, если я ничего не упустил, целых 8 операций:
1. скомпоновать и выстроить кадр
2. сфокусироваться: с этого момента модель (если снимается человек) должна быть неподвижна
3. закрыть затвор
4. установить диафрагму
5. измерить свет экспонометром
6. взвести затвор и выставить выдержку
7. поставить кассету с плёнкой
8. вынуть шибер
И вот только после этого можно сделать снимок. Операции 3-8 требуют пару раз обойти вокруг камеры, т.к. органы управления рассредоточены. В это время модель может забыть и пошатнуться, значит приходится фокусироваться заново.

Графлекс не отменяет все эти операции, но поскольку это репортажная камера, многое оптимизировано. Фотограф должен держать камеру левой рукой (для этого есть кистевой ремешок слева), производя все необходимые настройки правой. Задник Graflock сделан таким образом, чтобы шиберы кассет и задников (при съёмке горизонтального кадра) вытаскивались в правую сторону. Дальномер позволяет быстро наводиться с довольно приемлимой точностью, кнопка спуска расположена около фокусировочного колёсика. И самое главное: камера позволяет снимать с рук, без использования штатива. Конечно, использовать штатив рекомендуется и я буду это делать при съёмке портрета, но остаётся возможность снимать, скажем, городскую жизнь.
Последнее радует еще и тем, что можно не парить более мозг поиском и покупкой среднеформатных камер 6х6 или 6х7, они становятся просто не нужны. По объёмности и качеству кадры 6х6 и 6х7 с широкой плёнки вообще ни в какое сравнение не идут с листом 4х5 дюймов и немецкой оптики периода её расцвета.
Но если хочется много кадров и т.д, то у меня есть рольфильм задник 6х9 и панорамный задник 6х12, которые я, конечно, буду использовать наряду с листовой плёнкой.
Все эти приятные особенности дополняются важным фактом: у графлекса двойной затвор. Т.е. обычный центральный затвор в объективе и шторный в самой камере (он есть не во всех моделях, но в моём есть). Иными словами, использование беззатворной оптики не представляет никаких проблем и мне это очень важно.

Карданная камера такого не позволяет и беру я её настолько редко, что ужас. Т.е. в этом они совершенно разные: графлекс лёгкий, компактный и рассчитан на быструю съёмку, а кардан - на максимальный контроль за перспективой, большие подвижки и тому подобные задачи.
И ещё раз хочу повторить для тех, кто вскидывает руки и закатывает глаза при виде старой техники, камер с гармошками и рычажками, незнакомых устройств, считая всё это баловством и отжившим свой век архаизмом: это не плёночный процесс был несовершенным, это мы разучились с ним работать.

околофотографическое, cambo, graflex, техническое, large format

Previous post Next post
Up