Как можно догадаться из заголовка, я несколько съёмок провёл на новую камеру в рабочей обстановке. Было венчание в довольно тесной маленькой церкви, были портреты и что-то, напоминающее репортажик, на "Днях истории". А потом ещё снимал прикольного ребёнка в парке. Но интереснее всего получилась свадьба: поснимали в Архангельском, потом немного поиграли в TopGear, снимая через открытое заднее стекло джипа кабриолет с молодожёнами. После чего сходили на крышу 30-этажного дома с соответствующими видами. Но это всё лирика, а вот, что на практике.
Что хочется сразу сказать: в этой камере уже действительно значительно больше от Единички, чем от тупяка. Автофокус просто прекрасный, он однозначно лучше, чем у 1D Мark IV, настройка камеры под себя удовлетворила практически все мои потребности и дала несколько новых возможностей, которых в других моделях не было.
Переживал из-за батареек, что не хватит одной. Опасения были отчасти напрасными, но об этом развёрнуто напишу дальше.
Насчёт iso и картинки: картинка стала намного лучше и реалистичнее, особенно в нижней части динамического диапазона. Появилась хорошая детализация и тональные переходы в тенях, которых от 1D Mark IV, к сожалению, добиться было сложно и чёрный делался чёрным только на компьютере, в исходнике же всё это было каким-то серо-вяло-непонятным. Общий уровень готовности исходной картинки к использованию без дополнительной коррекции возрос значительно, что говорит о постепенном отходе от тенденции на бесхарактерную и синтетическую картинку, предназначенную исключительно для последующего "раскручивания" в конвертерах, всё возвращается к традиционной и логичной гармонии между живым цветом, хорошим контрастом и стремлением сохранить всю детализацию в хвостах динамического диапазона. Это пока первое впечатление, но фотографии с 1D Mark IV отличить от снимков с 5D Mark III можно невооружённым глазом.
Что касается шума: на высоких чувствительностях его стало совсем немного, одновременно с этим низкие iso также улучшились в плане гладкости картинки, что, опять-таки, положительно сказалось на детализации. Теперь о "рабочести" больших ISO. Если мы ставим перед камерой задачу снять во что бы то ни стало, то без лишних сомнений 25600 единиц и вперёд. Под уменьшение, для веба, для некрупной печати - легко. Прикола ради я ещё попробую попечатать в 20х30 снимки с высоких значений и посмотрим, как это будет смотреться на бумаге. 12800 - можно снимать, если нужно, картинка получается вполне качественная, одна из особенностей изменившегося процессинга заключается в том, что шум затрагивает в основном всякие краевые области объектов, линии, надписи. На однородных поверхностях он заметен слабее, как и на хорошо проработанных и нормально освещённых ярких объектах без мелкой детализации. Чувствительность 6400 примерно на уровне 1600-2500 в 1D Mark IV, т.е. её можно использовать без задней мысли, если есть такая необходимость. И, опять же, не надо забывать, что разрешение 22 Мп при 100% увеличении это ни что иное, как 40х60 см при 240 ppi!
С батареями получилось смешно и поучительно.
Нижние ручки и аккумуляторы, которые я и
andrey_spirt заказали себе с ебая, приехали лишь в прошлую среду, 19-го, поэтому за несколько дней перед съёмкой свадьбы я стал перерывать магазины в поисках LP-E6. Обнаружилась презабавная картина: разбос цен в 5 раз: от 950 до 4990 р. за (якобы) одну и ту же батарею. На самом деле, подозрительно дешёвые варианты, как и следовало ожидать, не заряжаются в родном зарядном устройстве, потому что копирастия со стороны производителя, а с другой стороны - хитрожопые интернет-магазины далеко не всегда об этом пишут и выдают китайчатину за родные батарейки, отчего им на яндекс-маркете пишут праведный гнев обманутые таким образом покупатели, особенно те, кто живёт в глубинке. Не захотел я лезть в эту навозную кучу и купил на барахолке 2 шт. б/ушных родных аккумуляторов. Как оказалось, переживания были напрасны и на одной из этих батареек я проснимал от начала и до конца, по завершении осталось ещё процентов 12 заряда при 1350 отснятых кадрах. Т.е. весьма неплохой показатель. На марковке, впрочем, батарея вне конкуренции, на неё без перезарядки 3000 кадров можно снять спокойно, а если не особо смотреть телевизор и не возиться с меню, то и 5000 не выглядят недостижимыми. Одним словом, интересный опыт, посмотрим, на сколько циклов хватит этих батареек до того, как они будут жить меньше 200-300 кадров, но одно можно сказать уже сейчас: если каждая легко позволяет сейчас сделать по 1000-1200 снимков, то это очень любопытный феномен для 2-летних аккумуляторов.
То немногое (если не сказать единственное), что я всегда уважал в 5д любого из предыдущих поколений - это видоискатель. Довольно большой, светлый, а главное - понятный. Прекрасно видно, куда навёлся. 5D Mark III - не исключение. Теперь видоскатель стал крыть 100% кадра (что тоже всегда было одной из отличительных особенностей 1-й серии), там появилась большая зона фокусировки, работа и отображение которой достаточно гибко настраивается, а также (свершилось!!!) сделали архитектурную сетку. Убрали постоянную подсветку задействованных точек, что мне хотелось бы иметь, зато сделали выделение активных в данный момент при работе всей зоной в следящем режиме - весьма удобно.
А теперь немного фатализма: на 1D Mark IV я почти не снимал неавтофокусными объективами. Полнейший идиотизм, при том разнообразии и качестве моего набора, но это факт. Я не верю в судьбу, в совпадения, я верю в закономерности. А закономерность банальна: у камеры за 5000 баксов откровенно дерьмовый видоискатель, в котором нифига не видно, куда сфокусировался. Перефразируя знаменитый лозунг: The sharpness is somewhere here.
Это и не позволяло использовать неавтофокусную оптику при наводке по видоискателю. А постоянно снимать в Live View мне как-то не очень нравится.
Разумеется, можно привести контраргументы, что это кропнутая камера, что она репортёрская, а значит ориентирована на АФ оптику. Но выглядит как-то неубедительно. У старшей и одной из самой дорогих камер в системе не может быть таких оправданий. На копеечном Nikon D60 (кропнутом в 1.5 раза, кстати) я наводился вполне себе руками, не говоря уж о D3 каком-нибудь, на Sony A900, которой снимает
q_w_z вообще, по моим ощущениям, самый большой и классный видоискатель среди 35 мм цифры.
Со сменой камеры на трипятак у меня в сумке снова появились и прочно заняли своё законное место объективы Zuiko и прочие неавтофокусные. Наводиться и снимать ими мне снова стало очень комфортно и приятно.
Ну и в целом мне весьма и весьма понравились многие нововведения, о которых надо будет написать обзор, как про 1D Mark IV в своё время. Такое впечатление, что камеру наконец-то сделали с учётом требований снимающих людей. Или просто в год 25-летия системы EOS (берущей своё начало в 1987 году) руководство вставило хороший пистон всем маркетолухам и прочим вредителям, дав инженерам возможность сделать действительно хорошую камеру, которую приятно держать в руках и которой приятно снимать. Закономерность с выпуском удачных камер в год юбилея системы, кстати говоря, вполне прослеживается:
EOS-3 - сразу после 10-летнего юбилея системы, 1998 год.
EOS-1D, EOS-1Ds - к 15-летию, 2001 и 2002 год.
20-летний юбилей подпортили неудачные 1D/Ds Mark III и Nikon D3, наоборот, очень удачный.
Ну и вот 25 лет, 2012 год, производятся очень хорошие 1Dx и 5D Mark III.