Из книги "Географические и статистические очерки. Царство Польское", изданной в Санкт-Петербурге, в 1863 году (
http://books.google.de/books?pg=PA69&dq=%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%80%D1%8B&id=tRk7AQAAIAAJ&hl=ru#v=onepage&q=%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D1%83%D1%80%D1%8B&f=false ) :
Общее число поляков, живущих в Царствѣ Польскомъ, нами опредѣлено в-3.200.000 человѣк; еще вѣрнѣе будет, если мы скажем, что это есть число лиц, говорящих исключительно на польском языкѣ. Эта масса, главным образом населяет южную часть Августовской губерніи, Плоцкую, Варшавскую, Радомскую и часть Люблинской, образуя сельское населеніе; высшія сословія-помѣщики, духовенство, шляхта разсѣяны всюду, и составляют ядро польскаго населенія.
Коренные поляки-великополяне, или жители бывшей "Великой Польши", мазуры и кракусы - населяют всю западную, большую половину Царства Польскаго, т. е. по преимуществу Плоцкую, Варшавскую и Радомскую губерніи. Чисто польское населеніе составляют великополяне; два другія же колѣна- образуют особь, отличающуюся особым говором. Польское населеніе восточной части Плоцкой, и южной части Августовской губерній-составляет смѣсь потомков древних ятвягов с мазурами - это куртики; смѣсь поляковъ съ бѣлоруссами проглядывает в населеніи, извѣстном под именем подлѣсян или подляхов, живущих в сѣверо-восточной части Люблинской губерніи. Такимъ образом, мы видим, что поляки-в движеніи от запада к востоку,с одной стороны, полонизировали отпрыск литовскаго племени, с другой- ближайшую часть южно-русскаго. (...)
Чисто польское населеніе, которое можно поставить в параллель с великоруссами в семьѣ Русскаго народа - составляют великополяне, или жители Великой Польши; всѣ же прочія родственныя отрасли, образуя особи, примкнули къ этому племени, под вліяніемъ исторических событій. (...)
Основываясь на нѣкоторыхъ данныхъ, имѣющихъ прямую связь съ даннымъ вопросомъ, разсмотримъ нѣсколько подробнѣе всѣ эти отрасли и колѣна, какъ коренныя польскія, такъ и болѣе или менѣе ополячившіяся. Но при этом, не будемъ выходить за предѣлы нынѣшняго Царства Польскаго.
Великополяне
Великополяне или жители Великой Польши, составляя по чистотѣ языка коренной польскій народ, населяют западную часть нынѣшней Варшавской губерніи; древнѣйшіе города их Познань, Гнѣздно, Калиш, Радомск, Ченстохова и другіе. В одеждѣ, в нравах и обычаях, и в домашнем быту, великополяне сохранили с большею чистотою польскую старину, и в особенности куявцы - жители сѣверо-восточной части Варшавской губерніи.
Мазовшане (мазуры)
Мазуры или мазовшане, коренное польское населеніе, живетъ в странѣ, извѣстной под названіем Мазовіи.
Мазуры тѣже поляки, хотя и отличаются от них говором, составляющим особое мазовецкое нарѣчіе, и особенностями в нравах, обычаях и домашнем быту. По внѣшности мазуры отличаются большим ростом и крѣпким тѣлосложеніем; они, как и всѣ вообще поляки, брѣют бороду, отпускают усы, волоса на головѣ носят длинные, ровно подрѣзывая их на лбу. Головной убор составляют шапки из сивых барашков, четырехугольныя конфедератки, или небольшія, круглыя и низкія шляпы. Одежда мазур: черная, сѣрая или бѣлая сукмана (кафтанъ), обшитая по швам разноцвѣтною тесьмою, составляет верхнее платье; рубаху спускают поверх штанов, подвязывая ее гарусным поясом; обувь состоит из сапогов съ длинными голенищами. Одежда женщин: рубашка, юбка и кафтанчик, род суконной кофточки. На головах - замужнія носят особаго рода чепцы, а дѣвушки - повязываются платочками, поверх распущенных волос, или ходят с открытыми головами, заплетая волосы в косу.
Мазуры всегда славились веселым характером, расположеніем погулять и покутить, беззаботностью, откровенностію и храбростью, качествами вообще свойственными полякам; но вмѣстѣ с тѣмъ - они чрезвычайно настойчивы и мстительны. Их національный танец-«мазурка» извѣстенъ цѣлому міру. Лучшею характеристикою нравов мазур, могут служить польскія поговорки: «Конь-турек (т. е. турецкій), хлоп - мазурекъ; шапка - майтерка, сабля венгерка» говорят поляки, желая характеризировать наилучшія изъ названных предметовъ. Здѣсь мазур выставляется как лихой малый, хорошій наѣздник. Но вмѣстѣ с тѣмъ нерѣдко в поговорках говорят: «упрямый мазур», «слѣпой мазур»-имѣя в виду охарактеизовать чье либо крайнее упорство и настойчивость.
Мазуры весьма набожны и привязаны к церковным постановленіям; за религіозность их даже называют правовѣрными мазурами. Но за всѣм тѣм, между ними сильно развиты суевѣріе и предразсудки, как остатки от времен язычества, поддерживаемые полным невѣжеством и необразованіем.
Мазуры не отличаются особенным трудолюбіем; но вмѣстѣ съ тѣмъ, и потребности их весьма ограничены. Пища мазур весьма умѣренна, и по преимуществу состоит изъ хлѣба и овощей; мясо и даже молоко, довольно рѣдкія кушанья простаго народа. Но за то склонность к водкѣ и к пиву развита в довольно сильной степени. (...)
Краковяки
Краковяки или кракуссы, потомки прежних бѣлохрабатов (бѣлохорватов), населяют южные предѣлы Радомской губерніи, в особенности уѣзды: Олькушскій, Мѣховской, Стonницкій
и отчасти Кѣлецкій.
Краковяки говорят на хорошем польском языкѣ, но говор их отличается растянутостью. По внѣшности, они отличаются отъ других поляковъ темными волосами, свѣжестью и чистотою лиц; они по преимуществу красивы, носят длинные волоса до плеч, брѣютъ бороду и даже усы, которыя отпускают лишь не многіе. Одежда краковяков чрезвычайно своеобразна и оригинальна. Шапки носят четыреугольной формы, получившія названіе конфедераток, темных цвѣтов, а въ нѣкоторых мѣстах краснаго цвѣта, опушенныя барашками, и съ павлиными перьями
Кракусы, также какъ и мазуры, народъ весьма веселый и страстно привязанный къ танцамъ. Впрочемъ эта страсть--общая всѣмъ истымъ полякамъ; стоитъ зайти въ любую сельскую корчму или шинокъ, въ особенности въ праздникъ, чтобы видѣть въ полномъ разгарѣ пляски мѣстныхъ обывателей, съ наслажденьемъ предающихся этому развлеченію, имѣющему вполнѣ національный характеръ; польскій (полонэзъ), полька, обертасъ (родъ польки), мазурка и краковякъ-чисто польскіе танцы. Краковяки любятъ пѣсни, которыя отличаются характеристичнымъ напѣвомъ, одинаковымъ съ музыкою «краковяка»; при этомъ они нерѣдко сами присочиняютъ и импровизируютъ различные куплеты, наиболѣе приличные обстоятельствамъ, и носящіе названіе «краковяковъ.»
Краковяки народъ весьма способный и смышленный; они трудолюбивы, воздержны отъ пьянства; бытъ ихъ отличается довольствомъ. Этому, безъ сомнѣнія, способствуютъ мѣстныя условія населенной ими части Польши, отличающейся плодородіемъ почвы, красотоюмѣстности, лучшими климатическими особенностями, и другими благопріятными свойствами. Краковяки живутъ въ хорошихъ, чистыхъ домахъ, по преимуществу деревянныхъ, и отчасти плетневыхъ мазанкахъ, крытыхъ соломою, и выбѣленныхъ внутри и снаружи. При домикахъ, располагаютъ цвѣтники и фруктовые садики, напоминающіе обстановку нашихъ украинскихъ жилищъ. Болѣе обезпеченный бытъ краковяковъ, отражается во всѣхъ условіяхъ ихъ домашней жизни, и даже на складѣ ихъ характера.
Одну семью съ краковяками составляютъ сандомѣржцы (сандомірцы)-жители юговосточной части Радомской губерніи. Они во многомъ совершенно похожи на краковяковъ, хотя и отличаются нѣкоторыми замѣтными особенностями. Сандомѣржцы- рослѣе и крѣпче краковяковъ. Характеръ ихъ серьезнѣе, и отличается мрачнымъ оттѣнкомъ; они пользуются славой въ вѣрности данному слову, что даже характеризуется польскою поговоркою: «надѣйся на него, какъ на сандомѣржца.» Въ одеждѣ ихъ также замѣтна разница; сукманы-безъ перелинокъ и безъ бляхъ, головной уборъ составляютъ высокія баранковыя шапки-зимою, и круглыя, соломенныя шляпы-лѣтомъ. Въ одеждѣ женщинъ различіе заключается въ покроѣ рубашки, надѣваемой подъ спензеръ. Вообще же, сандомѣржцы-по своему быту напоминаютъ малоросовъ.
Упомянувъ о главныхъ характеристическихъ чертахъ коренныхъ польскихъ племенъ, скажемъ нѣсколько словъ о племенах, напоминающих другія національности, но усвоивших себѣ много общаго с поляками - это куртики и подлясаки.
Курпики
Курпики, или, какъ ихъ многіе называютъ, просто поляками, составляютъ смѣсь мазуръ съ остатками ятвяговъ, родственныхъ литовскому племени. Народъ этотъ, съ древнихъ временъ, поселился въ нынѣ занимаемыхъ имъ мѣстахъ, весьма лѣсистыхъ, а въ прежнее время, славившихся непроходимыми лѣсными дебрями. Курпики, получившіе это народное прозваніе отъ обуви, которую они носятъ,-(курпе-лапоты, курпики-лапотники) населяютъ сѣверо-восточную часть Пржаснышскаго уѣзда, Остроленкскій уѣздъ-Плоцкой губерніи, и южную, наибольшую половину Августовской губерніи (уѣзды-Августовскій и Ломжинскій и часть Сейненскаго).
Курпики говорятъ на искаженномъ польскомъ языкѣ, имѣющемъ характеръ особаго нарѣчія. Въ прежнія времена, они славились необыкновеннымъ искусствомъ въ стрѣльбѣ, что обусловливалось бытомъ этого народа, занимавшагося охотою въ обширныхъ лѣсахъ. Объ искусствѣ курщиковъ въ стрѣльбѣ польскіé историки разсказываютъ множествохарактеристичныхъ случаевъ; въ томъ числѣ, объ одномъ знаменитомъ стрѣлкѣ, царствованія польскаго короля Станислава Августа. Этотъ стрѣлокъ, въ присутствіи самого короля, на разстояніи 400 шаговъ, выбилъ пулями на щитѣ шифръ: 8. А. Н. (т. е. Stanislaw Аugust Reх).
Курпики, во время различныхъ польскихъ войнъ, постояннодоставляли ополченія изъ превосходныхъ стрѣлковъ, и прославились своими партизанскими дѣйствіями, во время Сѣверной войны и другихъ событій, волновавшихъ Польшу. Такъ въ 1708 году, когда Карлъ ХП шел на Россію и, въ сопровожденіи Станислава Лещинскаго, по пути изъ Торно въ Гродно дошелъ до Мышеница; то куртики устроили въ своихъ лѣсахъ засѣки, окопались валомъ и, пользуясь болотистою мѣстностью, преградили шведамъ дорогу, а предложивъ имъ, для свободнаго пропуска, условія. Карлъ ХП, не согласясь на ихъ условія, пошелъ на проломъ и жестоко поступилъ съ курпиками, заставляя плѣнныхъ другъ друга вѣшать. Ожесточенные курпики собрались съ силами и нанесли такой уронъ шведамъ, что Карлъ принужденъ былъ бѣжать съ однимъ только драбантомъ къ преданному ему подканцлеру литовскому - Шукѣ. Хотя въ настоящее время, курgики значительно утратили свою воинственность, но и до сихъ поръ, хорошее охотничье ружье, составляетъ драгоцѣннѣйшій предметъ для истаго курgика . Курпики здоровый, крѣпкій народъ, и весьма способны къ перенесенію климатическихъ невзгодъ. Наружный видъ ихъ сходенъ съ литовцами. Они носятъ небольшія круглыя шляпы, бѣлыя рубашки и жилеты, полукафтаны до колѣнъ, и штаны въ обтяжку, изъ бѣлаго сукна или полотна; на ногахъ-лапти или курте.
Куршки живутъ въ довольно опрятныхъ деревянныхъ ломахъ; но домашній бытъ ихъ не отличается особеннымъ довольствомъ, причину чего слѣдуетъ искать, отчасти, въ страсти къ водкѣ.
Подляхи
Подлясаки или подляхіи, считаются потомками ятвяговъ или ядзвинговъ, смѣшавшихся съ поляками, но это скорѣе отрасль южно-русскаго народа, подпавшая польскому вліянію, чему служитъ доказательствомъ подлѣское нарѣчіе, состоящее изъ смѣси южно-русскаго языка съ польскимъ, съ особыми удареніями, придающими мѣстному говору особый характеръ. Подлясаки населяютъ сѣверо-восточную часть Люблинской губерніи, уѣзды: Седльцкій, Бяльскій и Радзыньскій. Страна эта называлась Поллясіею (т. е. находящаяся подъ лѣсами) или Подляхіею (т. е. находившеюся подъ властію ляховъ); эти названія перешли и на массу сельскаго населенія. Подлясаки средняго роста и крѣпкаго тѣлосложенія, медленны и неповоротливы въ движеніяхъ; смуглы, съ угрюмымъ выраженіемъ лица, носятъ густые, висячіе усы, и по внѣшнему виду напоминаютъ бѣлоруссовъ. Одежда подлясаковъ состоитъ изъ низенькой шапки, съ околышемъ изъ барашка, или соломенной шляпы; сукманы темнокоричневаго цвѣта, подвязанной шерстянымъ кушакомъ, и холщевыхъ штановъ, заправленныхъ въ высокіе сапоги, съ огромными каблуками, подбитыми подковками; на работахъ и вообще въ будніе дни, носятъ лапти (постолы) изъ липовой коры, а иногда изъ кожи, поверхъ онучь, оплетенныхъ бичевками. Верхняя одежда женщинъ состоитъ также изъ сукманы или кафтана, подъ который надѣвается короткая шерстяная, полосатая юбка; на головахъ носятъ особые чепцы, обвитые платомъ или кускомъ бѣлаго полотна, концы котораго спускаются на плеча, ниже пояса; на ногахъ-лапти или постолы.
Подлясаки отличаются весьма упорнымъ и настойчивымъ нравомъ; любятъ музыку и пѣсни, имѣющія по преимуществу заунывный характеръ и не прочь отъ плясокъ-отличающихся отъ польскихъ. Заверуха, тайдукъ и казачекъ или казакѣ-наиболѣе употребительные танцы, говорящіе о южно-русскомъ происхожденіи подлясаковъ.
Подлясаки не любятъ шляхты, разсѣянной по городамъ и мѣстечкамъ, и питаютъ ненависть къ своимъ сосѣдямъ мазурамъ, населяющимъ Луковскій уѣздъ.
Бытъ подлясаковъ-бѣденъ; они живутъ въ деревянныхъ, курныхъ избахъ, крытыхъ соломой. Нравы и обычаи ихъ вмѣстѣ съ языкомъ прямо говорятъ о русскомъ происхожденіи этого народа.
Русские
Общее число жителей Царства Польскаго, принадлежащихъ къ русской семьѣ славянскаго племени, мы опредѣлили, по самой ограниченной цифрѣ-въ 500.000 человѣкъ. Великороссіяне и малороссы, называемые здѣсь руссинами, составляютъ русское населеніе страны. Число первыхъ, относительно весьма незначительно, и состоитъ по преимуществу изъ раскольниковъ и колонистовъ; главную же массу-составляютъ южно-руссы.
Русскіе живутъ въ Августовской губерніи-это по преимуществу раскольники, секты филипоновъ; отчасти въ Плоцкой губерніи, но въ особенности-въ Люблинской губерніи.
Южно-русское населеніе Люблинской губерніи, обыкновенно раздѣляютъ на люблянъ, живущихъ въ юго-западной части, и руссиновъ, населяющихъ юго-восточную часть. Въ нравахъ и обычаяхъ тѣхъ и другихъ весьма много общаго; хотя любляне говорятъ на польскомъ языкѣ, а руссины-на южно-русскомъ; въ бытѣ первыхъ проглядываетъ большое сходство съ бытомъ мазуровъ, а вторыхъ,-много общаго съ подлясцами; первые по преимуществу католики, вторые-греко-уніаты.
Южно-руссы носятъ длинные волосы, брѣютъ бороду, отпускаютъ усы. Одежду ихъ составляютъ: высокія шапки изъ черныхъ или сивыхъ барашковъ или соломенныя шляпы; темнокоричневаго цвѣта кафтаны и широкія холщевыя штаны, заправленныя въ сапоги; въ будни-ходятъ босикомъ. Женщины-носятъ короткія шерстяныя юбки, а сверху холщевой длинный кафтанъ (парцянка); головной уборъ какъ у подлясскихъ женщинъ; дѣвушки-заплетаютъ косы, убирая ихъ лентами.
Южно-руссы-болѣе задумчиваго характера, любятъ заунывныя пѣсни; они весьма общественны, и часто устраиваютъ вечерницы, на которыя собираются сосѣди.
Дома или хаты по преимуществу деревянные, крытые соломой, но довольно просторны и чисты. Около домиковъ разводятъ цвѣтники и фруктовые садики, въ которыхъ нерѣдко держатъ улыи пчелъ. Вообще руссины весьма трудолюбивы, и отличаются прямотою, честностью и гостепріимствомъ.