Недавно, общаясь здесь, в ЖЖ, на тему... не помню, на какую, не важно, "услышал" такую интересную точку зрения: френдесса написала о том, что ее папа с двумя высшими образованиями всегда считал, что если человек не умет доить корову или пахать поле - то он, этот человек - нуууу, не совсем полноценный, что ли.
Ну и я тут сразу, конечно, возгордился тому, что я, тоже с двумя "верхними" - инженерно-авиационным и юридическим, имею ко всему прочему еще и "Удостоверение сельского механизатора" с правом управления на тракторах марки ДТ и МТЗ! Кстати, это вообще первый квалификационный документ, полученный мною после окончания школы.
Открою завесу тайны получения его. Закончив школу, я не поступил с первого раза в Рижское военное инженерно-авиационное училище. Килянус - завалили, да? Кроме шуток, на экзамене по физике получил 2 балла; вернувшись в гостиницу, открыл учебник, посмотрел определение, которое я раза три повторил преподавателю, лениво цедившему в ответ: "Неправильно...", - один-в-один! Потом мне сказали, что в тот год поступало много "позвоночников", а конкурс в РВВАИУ тогда был довольно высокий. Поэтому было дано задание - валить. Вот мне и не повезло. В чем-то. А в чем-то - совсем наоборот.
Конечно, хотелось учиться вместе со старшим братом, который на момент моего неудачного поступления закончил 4-й курс этого училища. Быть на первом курсе, имея брата-старшекурсника - круто! Но - не сложилось. Зато у меня потом был целый год взрослой жизни! Обычно, те, кто поступают сразу после школы, переходя из одного учебного заведения в другое, пропускают этот важный этап. Я же успел вкусить все прелести взрослой свободы.
Но я не бездельничал этот год. Работал. Меня взяли (по знакомству, правда) радиомонтажником, в отдел КИПиА одного из НИИ нашего города. Точнее, слесарем КИПиА - так правильно называлась моя специальность. Я им там, честно говоря, в общем-то не особо как нужен был, но - хороший человек попросил - меня и приняли.
В первый день начальник лаборатории дал мне небольшую брошюру по технике безопасности. Я прочитал ее и в конце рабочего дня пришел к нему отчитываться. Начлаб внимательно посмотрел на меня и вручил увесистый "талмуд" все по той же ТБ. Ну, я и понял, что от меня тут рвения особого не ждут. Последующие дни я лениво почитывал книгу, сидя на своем рабочем месте - мне выделили настоящий рабочий стол монтажника с паяльником, вытяжкой и прочим оборудованием.
На следующей неделе вышел из отпуска мой наставник, Володя Игнатов - высокий мужчина лет 30, с длинными волосами (тогда это модно было) внешне похожий на актера Абдулова. Он сразу взял быка за рога, уточнив, чего я хочу: просто перекантоваться здесь год или все-таки чему-то научиться? Отдел-то сам по себе был не простой: они разрабатывали и изготавливали приборы по заказам остальных подразделений института. А сам наш НИИ, кстати, являлся филиалом московского института им. Карпова и имел на своей территории исследовательский атомный реактор. Так что это было достаточно серьезное режимное предприятие, впрочем, как и все остальные в моем родном Обнинске.
Я честно признался наставнику, что на следующий год буду снова поступать в училище, ну а если не поступлю - призовут на срочную. Володя хмыкнул: "Вообще-то на предприятии - "бронь", так что насчет призыва - вряд ли. Ну, короче, я тебя понял, паять и платы рисовать ты и так научишься, а в остальном не буду на тебя время тратить". В общем, мы друг-друга поняли.
На следующий день мы с Игнатовым взяли большую тележку, пошли на склад списанной аппаратуры и привезли штук двадцать здоровенных приборов. Моя задача была их разбирать, выпаивать детали, которые укажет наставник, остальное - разбивать молотком и выбрасывать на мусорку. Такая вот программа утилизации.
Примерно месяц я занимался этим благородным занятием. А потом на институт пришла разнарядка по обучению в местном ДОСААФе на сельских механизаторов. Поясню для племя младого. В те времена повсеместно практиковалось оказание помощи города селу, поездки на так называемую "картошку", когда работники городских предприятий отправлялись в подшефные разваливающиеся колхозы и выполняли там всякую крестьянскую работенку. Причем, заезды были не только однодневные, но и на более длительные сроки.
Все по-разному относились к таким мероприятиям: кого-то радовала возможность оттянуться на свободе, ну а для серьезных работников, ученых (коих в нашем городе науки было, вообще-то говоря, немало)это являлось, конечно, непозволительно бестолковой тратой времени. Но - что поделаешь? Такая была в те годы политика Партии.
Ну и, совершенствуя эту самую шефскую помощь, кому-то пришла в светлую голову гениальная мысль: пусть городские едут не просто всякими там разнорабочими, а - ценными специалистами, профессионалами села, для чего и были организованы эти курсы обучения на трактористов и даже комбайнеров.
(продолжение
http://staryiy.livejournal.com/893135.html)
Click to view