Начало:
https://staryiy.livejournal.com/1580300.htmlПродолжение:
https://staryiy.livejournal.com/2843279.html Последний пример, писать о котором, если честно, мне довольно трудно. Во-первых, сейчас я расскажу о поступке не своём, другого человека. То есть, как бы - обличающе. А имею ли я на это право? Ибо как вполне понятно из предыдущих частей, сам я - далеко не "белый и пушистый". Да и "...кто из вас без греха..." Но я всё же хочу привести этот пример - потому, что, на мой взгляд, он весьма наглядный. И - поучительный.
Еще одна трудность состоит в том, что рассказывая об этом, мне очень трудно удержаться - даже внутри себя, в душе - от какого-то злорадства. Честно скажу - трудно. Просто тот человек поступил нехорошо по отношению к нам, а потом... потом у него самого начались проблемы и это произошло совершенно без нашего вмешательства. И еще. Рассказывая, я, конечно, постараюсь сдерживать свои эмоции, но не обещаю, что у меня полностью это получится.
Итак, история связана с моей работой - риелторской деятельностью. К нам в агентство обратились брат и сестра - за разменом квартиры, оставшейся им после родителей. Родители, как и все, в советские времена, просто ее "получали". Двухкомнатная квартира среднего класса; ребята понимали, что даже на две однушки-хрущевки без доплаты ее разменять не получится - по деньгам не выйдет, по общей сумме.
Брат жил в этой квартире со своей девушкой, сестра - с мужчиной и дочкой от первого брака. Брат - назовем его Дмитрий - был по натуре человеком мягкотелым, добрым (это - не одно и то же), выпивающим - и готов был пойти в общежитие с "предбанником" (комната, прихожая, свой санузел, к которому часто пристраивают душ, используя для этого прилегающую кладовку - в принципе, это даже можно вполне легально согласовать с соответствующими службами, т.е. - узаконить), лишь бы для сестры получилось бы приобрести однушку. А вот сестра... Она была из той породы дамочек, про которых говорят в народе: "Мягко стелет, да жестко спать". Но об этом - немного позже.
Тут я должен, на всякий случай уточнить (возможно, кто-то не в курсе), что, как таковые, обмены и размены жилья сейчас существуют - теоретически, но на практике сводятся к нескольким одновременно проводимым сделкам купли-продажи - так намного проще подобрать желаемые объекты, да и выгодно с точки зрения получения "налогового вычета" участниками сделок. Соответственно, задача риелтора - свести все эти сделки вместе, чтобы никто не оказался "на улице". Поэтому уже подобранные варианты закрепляются передачей задатков и заключением предварительных договоров. Ну, а, изначально - "пляшем" от поиска покупателя на размениваемую квартиру, одновременно потихоньку подбирая объекты для разъезжающихся собственников. Не особо активно, скорее - с ознакомительной целью. Ибо - пока появится покупатель - эти варианты могут "уйти". Короче - процесс не быстрый, особенно, когда средств - впритык, соответственно, квартира тоже выставляется по максимально возможной (и даже немного выше) цене.
Да, забыл сказать - и это важно для дальнейшего понимания нюансов ситуации, что, как выяснилось (сразу, как только мы спросили у клиентов документы на их жилье), что квартира - не приватизирована. Они, как и довольно многие граждане, думали, что раз они прописаны в этой квартире - то этого как бы и достаточно. Нет, теоретически, повторюсь, размен возможен, но он достаточно сложен в плане подбора вариантов с квартирами, находящимися в собственности, а уж с не приватизированным жильём - вообще, практически, нереален.
Так что надо было срочно оформлять эту самую приватизацию. Чем я и занялся, параллельно, тем не менее, вставив уже их квартиру на продажу, т.к. приватизацию мы проводили в самый сжатые сроки, приложив для этого все усилия, которые были только возможны. Так что эту проблему мы решили достаточно быстро, а вот с продажей... Все эти пляски происходили в период, когда цены на недвижимость, хоть и не резко, но достаточно стабильно снижались. А цена, напомню, была выставлена максимальная. И вот ситуация: желающие купить хотят небольшой торг, но хозяева держат цену. Потом, через какое-то время они на это соглашаются, но - и покупатели уже нашли себе что-то другое (квартира же - не единственная на рынке), и цены еще ниже опустились. Так вот постоянно и не успевали.
Была, в процессе этого, еще одна, совершено дебильная ситуация, когда потенциальные покупатели были готовы давать задаток и подписывать предварительный договор, но... Светлана (допустим, так звали сестру) в это время отдыхала с дочерью в Абхазии у родственников то ли бывшего мужа, то ли настоящего сожителя - такое ощущение, что всё-таки у бывшего, ибо абхазы - они, насколько я знаю, христиане, а у этого в туалете стоял характерный кувшинчик. Что, кстати, тоже отпугивало часть потенциальных покупателей. Естественно, покупатели не стали ждать, когда Света наотдыхается и купили себе другую квартиру. Приехавшая загоревшая Света была недовольна этим обстоятельством, наверное, она думала, что я должен был всё это время держать покупателей где-нибудь под замком до ее триумфального возвращения. Но, кстати, внешне старалась этого не показывать. Она вообще вела себя более чем любезно, постоянно благодарила, но выглядело это достаточно фальшиво, тем более - когда столько лет работаешь с людьми - начинаешь в них немного разбираться. Но - что на это обращать внимание? В конце-концов, мне с ней, как говорится, не детей крестить, сделку бы завершить уже когда-нибудь - и ладно.
Параллельно мы все-таки довольно много смотрели вариантов для них, т.к. "им надо было определиться". Ну, кстати, бывают варианты, когда человеку приглянется что-то из объектов, по хорошей цене, он снизит по своему и всё достаточно быстро разруливается, к удовольствию участвующих сторон. Ну и нас, разумеется. Ибо - заниматься почти год (а именно на этот срок был заключен договор с ними - это тоже существенно для понимания ситуации) достаточно простым вариантом - это как-то... безыдейно, что ли... Понятно, что это был не единственный объект, которым мы занимались, параллельно шли и реализовывались другие сделки, а эта вот квартира "зависла". Почему - я объяснил выше.
Дальше начинается еще веселее. Дима сообщает нам, что сестра объявила ему о том, что деньги за квартиру они поделят на троих: на Диму, Свету и ее дочь. Почему? Потому, что - они три собственника. Так решила Света. До этого у них была договоренность о разделе пополам, что логично: квартира-то - родительская, брат с сестрой - наследники. Но дело в том, что когда Светлана несколько лет назад вернулась из Абхазии без мужа, но с дочерью - Дима прописал их обеих в этой квартире. Повторюсь, поскольку квартира была муниципальная и там был прописан Дмитрий - Света с дочкой могли прописаться там лишь с его согласия. Какое Дима, конечно, дал - сестра же! И племяшка. А приватизировать впоследствии без участия светиной дочери было невозможно - несовершеннолетняя. В итоге Диме его доброта вышла боком. Он говорил мне об этих изменениях совершенно потерянным голосом; думаю, он не ожидал от сестрички такой подлости - будем называть вещи своими именами. Хотя, Светик - так брат продолжал называть ее, несмотря ни на что, видимо, считала, что она безусловно права.
В итоге Дмитрию тех денег, которые он должен был получить после продажи квартиры, не хватало даже на общагу. На общагу в Обнинске. И мы стали ездить с ними смотреть общежития в ближайших городах-поселках - Балабаново, Малоярославце. Мне эта ситуация уже как-то совсем не нравилась, особенно, когда Дима обмолвился, что Света уже самостоятельно ходила смотреть какие-то варианты квартиры для себя. Впрочем, Света, ласково улыбаясь, заверила, когда я поинтересовался у нее на этот предмет, что "мы - только с вами, только с вами, у нас же договор".
Вы, наверное, догадываетесь уже, что эти "друзья", в итоге, нас тупо кинули? А произошло это таким образом. Год прошел, договор закончился, "конечно-конечно, - говорила Света, - мы подойдем и перезаключим новый, вот только по работе сейчас - завал, но вы не переживайте - мы с вами..." и т.д. , и т.п. Да, в договоре не было условия о пролонгации. После этого случая мы добавили такой пункт. Ну, да - такие мы лошки - доверяли людям. Да и не было - ни до этого, ни после - чтобы мы каким-то объектом занимались столь продолжительное время. Любой размен, не говоря уж о "чистой" продаже - ну, максимум, пара месяцев. Этот случай был исключителен. Во всём.
Светлана, кстати, действительно, была плотно занята на работе - она трудилась в крупном сетевом продуктовом универмаге, была на должности, что-то типа старшего продавца и рвала седалище, чтобы стать директором. Собственно, в итоге, она им и стала - в другом магазине этой же сети, правда, не надолго...
Да, еще такой момент: мы в самом начале поинтересовались, не хотят ли они взять небольшую сумму ипотечного кредита - тогда было бы проще подобрать варианты с минимальной доплатой. Но оказалось, что Дима работает не официально, а у Светы - какие-то проблемы с банками. Мы "пробили" по ней информацию и офигели - у нее висела крупная неотдача потребительского кредита в одном из банков, причем, уже было решение суда о взыскании. Мы ей очень настоятельно посоветовали закрыть этот долг, ибо знали, что могут возникнут проблемы. Она согласно покивала головой, но было видно, что восприняла наши предупреждения не очень серьзно. Странно, - подумали, мы, - ну - ладно, ее дело.
В итоге мы продолжаем водить на их квартиру потенциальных покупателей, для них уже более-менее подобраны несколько подходящих вариантов и тут, в очередной раз, когда я звоню договориться о просмотре с очередным желающим - Света отвечает: "Не надо, мы уже продали квартиру".
- В смысле? - опешил я.
- Мы продали, - повторила Света совершенно ровным голосом.
- Так, а что с покупкой - для вас?
- Мы уже всё купили, спасибо
Дальше этот разговор продолжать смысла не было, понятно было, что кто-то из тех, кого мы водили к ней - вышел на них напрямую, но я всё равно поинтересовался - а что там с нашими комиссионными, на что Светлана ответила: "У нас же договор с вами закончился, всё"
- То есть, Вы считаете, что ничего нам не должны? - уточнил я.
- Нет, - радостно отвечала эта женщина.
Знаете, она говорила таким тоном - нет, не грубым, она общалась подчеркнуто вежливо (впрочем, я тоже не ругался, хоть внутри, признаюсь, всё кипело). Но это ее вежливость была не вежливостью воспитанного человека, а - блядским тоном охуевшей самки, уверенной, что за ее кидалово ей ничего не будет. Я поинтересовался у этой мадам, как посмотрит светино руководство на то, что ее будут вызывать в суд, ибо, разумеется мы подадим иск на неисполнение обязательств по договору с агентством? Света пропела все тем же мерзко-блядским тоном: "Пожалуйста, подавайте".
Что ж, подавать - так подавать. Поскольку нового адреса жительства ее мы не знали - иск (а, для начала, досудебную претензию) предполагалось подавать по месту работы. Да, Светлана, к тому времени наработала-таки должность директора магазина, или как там у них это называется - "директор по качеству"? Как-то так, короче. Ну и, разумеется мы узнали место ее новой работы.
А потом, знаете, как-то подумали... Да хрен с ней, точнее - Бог ей судья. Не будем мы с этим существом больше связываться, тем более - и так на нее время потратили, еще тратить? Ну, потеряли мы на этом, кинули нас на комиссию по трем объектам, понесли мы еще за это время свои расходы - на рекламу, транспортные, да и время, на них потраченное - тоже, в общем-то денег стоит. Это - наша работа, которая должна, вообще-то, оплачиваться. Но - подумали и махнули рукой. И, как это всегда бывает - Господь посылает "утешение" - достаточно быстро проходят другие сделки, которыми мы занимались тогда параллельно.
А где-то через пару месяцев заходим мы на местный продуктовый рынок - и видим за прилавком в мясном отделе продавца - да, да, нашу знакомую Свету. Выглядела она совершенно подавленной; увидев нас, спрятала глаза. Думаю, ее проблемы возникли из-за той самой неотдачи. Скорее всего, дело дошло до приставов, а те, так же, как им мы, не имея информации о месте жительства - нашли ее по месту работы - тем более, что в каких-то отчетных документах, разумеется ее данные проходили. У мытарей государевых нет проблем найти человечка, работающего официально. Странно, что она этого не понимала. И мы ведь предупреждали ее об этом. ЧуднЫе люди... Понятно, что руководству торгового предприятия не нужны работники - тем более, связанные с финансами и материальными ценностями, которых разыскивают судебные приставы. Судя по месту ее новой работы, уволили дамочку с "волчьим билетом" - раз уж после ее былой должности она не нашла ничего другого, кроме как место продавца на продовольственном рынке.
Я, правда, очень стараюсь вспоминать об этом без злорадства. Пытаюсь даже как-то пожалеть ее. Но, если честно - получается плохо. Увы, я - неважный христианин, не умею прощать - так, чтобы ну вот совсем не оставалось бы неприязни в моем сердце. Но написал все это я сейчас не для того, чтобы порадоваться - вон как баба попала, не рой другому яму и т.п. Нет. Я хотел сказать вот что: Господь сам "разберется" со всеми, не надо подменять его Суд своим "судом". Я в предыдущей части писал, рассказывал вам как мы всё потеряли тогда на пожаре? Значит, мы - тоже получили за что-то, получили заслуженно. Каждому - воздастся по делом его. И лучше - если в этой, земной жизни, когда еще можно что-то исправить. А вот потом - потом уже сложнее, значительно сложнее...
PS Ну и кстати - это, по моему мнению, тоже отнюдь не является "Божьей карой" - ни для кого из сторон. Мы все что-то потеряли в этой ситуации. Кто-то - больше, кто-то- меньше. Самое главное - для всех нас это был - УРОК. А уж как его воспринять - это дело каждого.