С утра 9 мая, как обычно в последние годы, поехал в одно из мест, где будут праздновать день Победы. На этот раз мне достался "Мемориал Победы". Там мы с моим товарищем раздавали празднующим людям "Письма с фронта". Кроме того, нам в этом году помогали две девушки-учащиеся Педагогического колледжа, за что им большое спасибо.
"Письма с фронта" - это копии реальных писем, написанных бойцами Красной армии своим родным. Среди них есть очень сильные тексты. В этом году, к примеру, мы напечатали "Письмо танкиста А. Голикова жене":
Милая Тонечка! Я не знаю, прочитаешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это последнее мое письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зелёных мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоём - Павел Абрамов и я. Ты его знаешь, я тебе писал о нём. Мы не думаем о спасении своей жизни. Мы воины и не боимся умереть за Родину. [читать все письмо] Мы думаем, как бы подороже немцы заплатили за нас, за нашу жизнь... Я сижу в изрешеченном и изуродованном танке. Жара невыносимая, хочется пить. Воды нет ни капельки. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него, на твои голубые глаза, и мне становится легче - ты со мной. Мне хочется с тобой говорить, много-много, откровенно, как раньше, там, в Иваново... 22 июня, когда объявили войну, я подумал о тебе, думал, когда теперь вернусь, когда увижу тебя и прижму твою милую головку к своей груди? А может, никогда. Ведь война... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Павел бьет по врагу прицельным огнем, а я "отдыхаю", с тобой разговариваю. Знаю, что это в последний раз. И мне хочется говорить долго, долго, но некогда. Ты помнишь, как мы прощались, когда меня провожала на вокзал? Ты тогда сомневалась в моих словах, что я вечно буду тебя любить. Предложила расписаться, чтобы я всю жизнь принадлежал тебе одной. Я охотно выполнил твою просьбу. У тебя на паспорте, а у меня на квитанции стоит штамп, что мы муж и жена. Это хорошо. Хорошо умирать, когда знаешь, что там, далеко, есть близкий тебе человек, он помнит обо мне, думает, любит. "Хорошо любимым быть..." Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая... За нее умереть не страшно... Ты не плачь. На могилу мою ты, наверное, не придешь, да и будет ли он - могила-то?
28 июня 1941 г..
Мой товарищ продолжает раздавать письма, сложенные по-фронтовому, в "треугольничики"
Второе письмо Толмачева Ф. И., тоже танкиста, более жизнерадостное, наполнено внутренней силой и готовностью с самопожертвованию:
"Мой дорогой крестничек Михель, поздравляю Тебя с наступившем новым тысяча девятьсот сорок вторым годом. Желаю тебе, мой мальчик, расти на радость своему папке, крёстному и своему дорогому дедушке, расти мишенька на радость нашей великой Родины, на радость русскому народу. Я точно не знаю, где твой папка - дома или на фронте. Судьба, Мишенька, играет человеком, как сказал великий полководец Суворов. [читать второе письмо] Ты, Михель, мой славный мальчик, краса и гордость нашей фамилии, ты вырастешь и будешь настоящим мужчиной, и если не дай бог твой папка и крестный падут Смертью Храбрых, защищая русский народ, ты вырасти большой и станешь танкистом - отомсти врагам за всё. Раздави гадов губительным огнём и гусеницами своей машины, как это делает твой крёстный, не щадя жизни своей, защищай свою страну, свой народ, свою славянскую кровь, свою фамилию. Ты, Михель, наследник этой фамилии, расти, сынок, быстрей, неси зажённый факел жизни вперед, чтобы было светло нашему народу. Вот мои пожелания тебе в наступивший новый 1942 г. Расти большой, крепкий, выносливый. Расти на радость Родины, на страх врагам и помни, что была Великая Отечественная война русского народа, участие в которой принимали и члены фамилии, которую ты носишь. Будь храбрым, скромным, помни: твой крёстный не показывал спины ни своим друзьям, ни врагам. У меня сегодня необычайно много времени, я пишу за шесть месяцев письма всем своим родным и знакомым. Дорогой Мишенька, поцелуй дедушку и бабушку, передай им от крёстного низкий сердечный поклон. И если дома папка, передавай ему и маме горячий братский привет, и дяди Коле, и тетям Тане, Лёле, и Соне, и Шуре, и Галочке, и всем, всем детям. До свидания, а может быть, прощай, дорогой крёстничек, целую тебя крепко. С фронтовым танкистским приветом твой крёстный Федор Толмачев. Ну, Михель! Будь здоров!".
Очень важно чтобы мы сегодня смогли прикоснуться к подлинным письмам борцов с фашизмом. Я верю в то, что одно такое письмо может дать человеку больше чем несколько просмотренных художественных фильмов о войне. Потому что такое письмо - это подлинный исторический документ, который сегодня читается еще и очень эмоционально, как сильнейший художественный текст.
Несколько сотен писем разлетелись минут за 20-30. Пожалел, что тираж в этом году не удалось сделать покрупнее.
Затем я поехал в центр города, где собирался отпраздновать с моими товарищами день Победы. Пока ехал, удалось увидеть прошедшие над городом две четверки боевых вертолетов Ми-8 и Ми-24. Воздушный парад нечасто бывает в нашем городе, и это очень здорово, что в этом году его провели.
Но самое большое впечатление за сегодня, это шествие "Бессмертного полка":
Люди шли длинной колонной, каждый нес фотографию своего воевавшего деда или прадеда.
Мне нужно было перейти на другую сторону улицы, я спешил и все никак не мог дождаться, когда полицейские снимут оцепление, но колонна все шла и шла, огромная и нескончаемая!
Было множество красных флагов. Когда-то Победу пытались оторвать от этого цвета, и даже мы начали забывать, какого цвета было знамя Победы. Сегодня красные флаги возглавляли шествие. Несколько человек, включая детей, начинали кричать "Слава победителям!", "Ура!", и люди вокруг подхватывали, искренне скандировали лозунги! Все это было еще чуть неуверенно, чуть скованно, но как же это отличалось от празднований в прошлые годы! Такого я не помню пожалуй, с праздников 1 мая, когда мама водила меня маленького на демонстрацию, еще в советское время.
Никогда я не видел такой огромной колонны "Бессмертного полка". Я уверен, что увиденное нами сегодня имеет отношение к чему то, что можно назвать проснувшейся историей. Воочию я увидел, как передается следующему поколению что-то сокровенное, ради чего жили, страдали, боролись и побеждали наши предки.
Огромная толпа на улице Карла Маркса.
Наш народ жив.
Запомните этот день. Что-то очень важное поменяется в нашей жизни с сегодняшнего дня. Возможно наша жизнь скоро станет сложнее, возможно нас всех ждут большие испытания, но осмысленности в ней будет гораздо больше, а одуряющего сна и бессмыслицы - меньше.