Ян Монюшко. Отравление детей Витольда (Витовта). 1878 г.
Пока
германизаторы тужатся восстановить кенотаф на месте гибели командующего войсками Тевтонского Ордена в битве при Рудау (кстати, раз погиб командующий, то погибло и его охранение и штаб, - это к вопросу о "победе" Тевтонского Ордена), я расскажу крайне трогательную историю про двух отроков, сыновей князя Витовта, участника битвы при Рудау, регента Московского княжества, героя Грюнвальдской битвы, деда Василия II Тёмного.
История эта связана с Калининградом, поскольку тела малолетних князей с большой долей вероятности похоронены в нашем городе, а трогательная легенда вполне тянет на памятник.
После предательства двоюродного брата Ягайло, короля Польши, когда от смертной казни Витовт спасся только с помощью жены Анны Смоленской и ее служанки, князь заключил союз с крестоносцами. Чтобы укрепить договор, Анна Смоленская предложила магистру Тевтонского ордена Конраду Цольнеру в заложники себя и их с Витовтом малолетних сыновей, Ивана и Юрия. Анну спустя какое-то время отпустили к мужу, и тот ей сообщил, что ветер изменился. Ягайло, испуганный воинскими успехами брата, предложил ему трон великого князя литовского в обмен на обещание более не воевать. Князь собирался разорвать союз с крестоносцами.
Анна не могла не понимать, что это значит. Крестоносцы, дав ей возможности жить вместе с мужем, не отдали ей сыновей. Возможно, сам Витовт наивно рассчитывал на «рыцарскую честь» своего бывшего союзника, но материнское сердце Анны почувствовало неизбежность расправы над её безвинными детьми. Она должна была сделать нелегкий выбор. Она может спасти детей, если выдаст магистру планы мужа. Но тогда Витовт будет неминуемо убит. Анна понимала, насколько важно Витовту вернуть отцовский престол. А отказ от предложенного Ягайлой мира означал бы лишиться единственного шанса на это. Вряд ли крестоносцы стали бы воевать с таким могущественным противником, как король Польский, ради возвращения престола князю-изгою. Летописцы не оставили нам рассказа о мучениях женщины, душа которой до последнего противилась подобному выбору. Мы лишь знаем, что в конце концов Анна Святославна выбрала мужа. Вскоре пришла весть, что мальчики отравлены. Больше детей Анне и Витовту Бог не дал.
Сыновей Витовта отравил рыцарь Андрей Саненберг, называвший себя другом князя. Он приехал из замка Юборга в Кролевец (так поляки и литвины называли город Кенигсберг), чтобы выкрасть княжичей, но был разоблачен. И тогда, якобы с целью предотвратить возвращение Юрия и Ивана в язычество и спасти их души, коварный рыцарь дал им выпить чашу с ядом. По преданию, когда отрокам принесли чашу с ядом, они мужественно её испили, сознавая, что погибают за отцовское дело.
Мальчики приходились братьями московской царевне Софье Витовтовне, матери великого князя Московского Василия II Тёмного. Сами крестоносцы, отрекаясь от этого позорного преступления, оправдывались, что сыновей Витовта погубила его измена.