Предыдущий выпуск -
вот тут.
И снова к нашим горьковчанам. Настал день (мы видим, что это 9 августа 1961 года), когда они из Москвы действительно отправились на юг. По той самой Симферопольской трассе, которая была построена в 1946 - 50 годах, частично используется и сейчас и называется "Крым" (однако по всем известным причинам в Крым, увы, больше не ведет).
Это сейчас, с расширением Москвы до Щербинки и постройкой новой Симферопольки Подольск - ближайший пригород, а Серпухов - не слишком дальнее Подмосковье. В 1961 году Подольск был "первым крупным городом на трассе", доехать до Серпухова было отдельным путешествием, а Тула - тем более, что "жена не дает превышать 60 км/ч"! - вообще дальняя даль. Тем не менее, до Тулы добрались всего за 3 часа: вот что значит отсутствие пробок, средняя скорость очень близка к цифре на спидометре.
Про "автобан имени Сталина" на Крым я могу рассказывать долго. Есть общеизвестная легенда, что в 1946 году вождь решил зачем-то поехать в традиционный августовский отпуск на юг не на поезде, как обычно, а в автомобиле ("Паккард", кажется, но неважно). И где-то в черноземных уездах между Тулой и Орлом большак - без "твердого покрытия" - оказался раскисшим (кто ездил, скажем, к покойному дяде Мише Красинцу в Черноусово, знает, что такое раскисший чернозем!). Машины встали, вождя эвакуировали, но ситуация ему крайне не понравилась, и он распорядился - немедля построить асфальтовую трассу "от" и "до", срок три года.
Я, честно говоря, считаю это столь же достоверной мотивацией, сколь и "палец Николая Первого на линейке, отразившийся в виде Веребьинского обхода Николаевской ж.д.". Программа строительства улучшенных трасс - была (и, кстати, самой "крутой" с дорожной точки зрения трассой была не М2, а М1 - Минка, по которой, в целом, и сейчас ездим примерно в том же виде, в каком ее построили тогда). Трасса на Крым рекламировалась как "сделанная для отдыха трудящихся": по ней действительно немедленно запустили автобусы и даже маршрутные такси из Москвы в Крым: железная дорога не справлялась.
Парадное описание этой трассы можно найти в повести Валентина Катаева "Поездка на юг" - это прямо-таки классический советский "репортаж из пресс-тура", золотое перо СССР прокатили с семьей на "Победе-кабриолете"с шофером (!) в литфондовский дом отдыха (Коктебель, кажется, прямо-таки). 1951 год. А наши герои-горьковчане едут, напомню, десять лет спустя.
Но. Отображенные на пленках достопримечательности поразительно напоминают те, что описаны у Катаева. В смысле, их отбор. То ли они читали и штудировали этот очерк, то ли был какой-то "протограф" типа путеводителя, но совпадения налицо. Дом-музей Ленина в Подольске Катаев упомянул "по должности", наши герои пропустили. А вот дальше - Ока, Тула, металлургический гигант на выезде из нее и Ясная Поляна. И тем завершается вторая пленка этого архива.
Ока, вид с более не существующего двойного автомобильно-железнодорожного моста. Старая трасса до сих пор не соединена в этом месте, между Серпуховом и Заокским - дыра. Железнодорожный новый мост, конечно, есть, но автомобилисту только грустно облизнуться и поехать в объезд - по новой Симферопольке.
Вот такую ширину имела трасса М2 сразу после постройки. Узко, но ровно, асфальт был хорошего качества, вспоминают ездившие.
Памятник командиру "Варяга" Рудневу около въезда в Тулу - сама скульптура стоит, а вот этого панно перед ней уже нет.
Вот тут у меня возникает гипотеза, что мужчина - преподаватель не чего-нибудь, а "Водника" (Академии водного транспорта) в Горьком, и что он отставной военный моряк. Иначе - зачем ему именно Руднев?
Широкая улица на въезде в центр Тулы - Октябрьская, путепровод через железную дорогу, церковь впереди справа - Сергия Радонежского, узнаваемый неовизантийский стиль. Кто из участников фестиваля "Автострада" не езживал здесь, кто не радовался!
Перекресток улиц Октябрьская и Горького, как атрибутировал
migo21.
Площадь Челюскинцев, памятник красноармейцам - установлен в 1936 году, демонтирован в 1989.
А попали наши герои на площадь Челюскинцев (ныне Крестовоздвиженскую) не просто так: они, как мы помним из альбомной записи, искали, где бы плотно позавтракать. А именно в этом конструктивистском здании расположена тульская Фабрика-кухня.
И, в точности как у Катаева в повести, на выезде из Тулы наших горьковчан поразил Косогорский металлургический завод.
А дальше - в ближнем пригороде Тулы - снова деревенская идиллия: переезд через реку Воронку. Только вот гусей не хватало - впрочем, вон они, справа!
И - нельзя просто так ехать в Крым и не заехать в Ясную Поляну, не причаститься Толстому! А ларьки с мороженым и тогда были, и сейчас есть...