Когда около года назад я пошел в Московский дом фотографии на довольно полную выставку работ Дмитрия Бальтерманца, я вышел оттуда в некотором унынии. Ну то есть - я надеялся, что у признанного мастера, современника Роберта Капы и Анри Картье-Брессона, будут, сверх уже виденных мной раньше, гениальные снимки. Увы. Оказалось - Бальтерманц прекрасный, но полностью советский фотограф. Со "сталинской", поставленной в 30-е - 50-е годы эстетикой.
Сама же эта эстетика, вместе с методикой ее внедрения, представляет несомненный интерес для историка. Это такой гегелевский синтез классики и авангарда, причем куда более близкий к фотоавангарду, чем, скажем, сталинская архитектура 40-х была к конструктивизму. В этом посте я покажу набор образцовых советских фотографий, которые приводил в пример читателям автор книги "Изобразительное мастерство в фотографии" (М., 1951) Юрий Израилевич Екельчик (сам по себе - кинооператор, начинавший вместе с Довженко, а затем снимавший иконически совершенный сталинский фильм "Кубанские казаки").
Первое правило - сделай постановку, но чтоб была композиционная красота и четкий смысл!
Второе правило - природу снимаем только со смыслом, а смысл в человеке!
Третье правило - техника без человека мертва.
Правило четвертое - хоть диагональную композицию придумали формалисты, нам она тоже пригодится
Если решили развлечься пейзажами - помните про золотое сечение и планы!
Хороший репортажный снимок тоже подчиняется законам планов и сечений. Иначе его не дашь на обложку. И пусть постановка.
Овладение техникой - выверенный сюжет - уже полдела.
И еще раз главный девиз: наша действительность эпична, так что пусть постановка, но в кадре должно быть Вечное. И Обложка.