О принце датском. Всё-таки нет-нет, но я периодически в мыслях возвращаюсь к самому своему любимому автору, а может быть и самому великому всех времён и народов, к Вильяму нашему Шекспиру и его бессмертному «Гамлету».
Наверное оттого, что нахожу свою какую-то внутреннюю свою полную схожесть с принцем датским.
Ну, во-первых я враг всех офелий. То есть я хочу сказать, что такому типажу как Гамлет противопоказаны отношения с женщинами романтического склада. Офелии прекрасны и хороши во всех отношениях, но они всегда по отношению к гамлетовскому типажу находятся в положении «Я не понимаю, принц».
Что из себя представляет Гамлет?
Человек находящийся в неком поиске некой истины. Тут даже не важно содержание этой истины и её суть, но сам поиск истины гамлетовским типажом предполагает тотальное одиночество и полный разрыв с существующими условностями мира сего, ибо Гамлет хочет найти истину за пределами доступного понимания. Он ищет то, что скрыто за завесой, что укрыто от глаз обыденной ложью и лицемерием мира сего. При этом не подлежит сомнению, что сам поиск Гамлетом истины не есть дурость и сумасбродство, а основано на неком глубоко прочувствованным и прекрасно понятым факте наличия тайны, и что смысл его, Гамлета, бытия в том, чтобы эту тайну раскрыть.
И поэтому, хотя он и любит сначала типаж вроде офелий (а кто их не любит? Самый прекрасный тип женщины-самки), но между ними стоит разделяющая их грандиозная пропасть, ибо ему не нужна любящая, тихая и преданная "офелия", но всегда любящая тихо пострадать в надежде заполучить порцию ею любимой жалости к себе, а нужна та, кто готова разделить его мучения в поисках истины. Долготерпеть с ним его мучения. Умеющая отстраниться от его отчаяния и импульсивности.
Ибо мучения Гамлета в поисках истины суть есть отчаяние и порыв, а сам он периодически страшно импульсивен. И в этом смысле ему нужна скорее Марла из «Бойцовского клуба».
Во-вторых, я, как и Гамлет, очень долго запрягаю. Все гамлетовские вопросы и сомнения на самом деле есть поиск пути, он хочет полного сосредоточения на том, что потом не может вызвать сомнений. Гамлет на самом деле не в сомнении, а поиске наиболее правильного и верного пути к истине.
В третьих, Гамлет ярко выраженный эстет. Он чрезвычайно богат эстетически. Его тошнит и воротит от всего эстетически некрасивого и фальшивого. В пьесе эту эстетическую фальшь собой являет отец Офелии Полоний (вообще же, это отдельная песня, почему у такой крысы, как Полоний возможно только такое чадо, как Офелия. И не зря Гамлет закалывает его презрительно произнося «Здесь крысы»). В жизни вариантов подобной фальши больше, ибо и сама Офелия может быть эстетически бедна. Но Гамлет не возвышает себя в своих глазах над другими неким внутренним эстетическим превосходством. Он не терпит, когда его пытаются понизить до уровня полуграмотной обезьяны. И поэтому, кстати, и устраивает весь этот балаган с отвратительным спектаклем внутри спектакля, ибо уверен, что не тонкая игра актёров и многозначительность пьесы вызовут нужные ему ассоциации у фальшивых людей, а грубая и безобразная постановка жуткой пьесы. И в этом весь Гамлет. Он получает эстетическое наслаждение от того, как оболванил зрителей его спектакля, как ловко вытащил из них всю ту мерзость, что они так тщательно скрывали за показным благочестием и фальшивой добродетелью.
Они пытались его низвести до своего уровня своей ложью, но сами попались как простые лохи и тут же сами с себя сорвали всякие показные маски и обнажили всю свою мерзкую спесь.
И последнее сходство моё и Гамлета. После того, как путь к истине найден и выстрадан, Гамлет начинает действовать. Он пробудился. И теперь его задача пробудить других спящих. Ибо времени нет, смерть близка и неумолима («Бедный Йорик!»), и он спешит передать истину, зажечь свечой своей другие свечи. Он действует жестоко и беспощадно, мужественно и решительно, чему свидетельство гора трупов в конце пьесы.
И прежде чем погибнуть, он невероятным усилием пробуждает свою мать, пробуждает Лаэрта и продолжает пробуждать всех, кто не хочет больше спать (Офелия предпочла вечный сон при этом, и в этом особенность всех офелий).
Он подлинный Рыцарь Веры, ибо истина для него важнее самой жизни.
Я, наверное, уже раз в третий-пятый-восьмой всех призываю перечитать пьесу. Перечитать с точки зрения той, что я описал. С точки зрения сокрытой в ней истины. Там много совершенно удивительных слов, фраз и диалогов.
Посмотрите ещё раз внимательно на «Быть или не быть?». Это удивительный манифест начала Пути всех времён и народов.
А ещё посмотрите два фильма, наш, Козинцева, со Смоктуновским и Вертинской, и американский, Дзефирелли, с Гибсоном и Хэленой Бонэм Картер.
И «Бойцовский клуб» пересмотрите. Там роль Марлы исполнила также блестяще, как и Офелию в «Гамлете» Хелена Бонэм Картер.
Картер вообще выдающаяся актриса, что начинала свою карьеру в классических постановках, что прославилась именно как актриса умевшая исполнять сложные драматические роли (посмотрите фильм «Леди Джейн»), но вдруг развернувшая свою карьеру на 180 градусов после «Бойцовского клуба», а тем более, когда попала на площадку к Тиму Бёртону снимавшему римейк «Планеты обезьян» и этот сказочник-абсурдист сделал из неё в том фильме самую красивую шимпанзе всех времён и стай. А потом они поженились и стали весело проводить время. Бёртон снимает свои великие шедевры в своём непревзойдённом стиле и в каждом из них даёт роль своей жене (никакой продюсер не откажет не в силу могущества Бёртона как режиссёра, а в силу возможности на халяву в пару к нему заполучить великолепную актрису), где почём зря продолжает уродовать красавицу Х.Б.Картер, переодевая её в жуткие костюмы, давая роль жутких персонажей, да ещё гримируя в каких-то несусветных чудовищ, так что та обезьянка была просто очаровашка и милашка. А они оба получают от этого огромное удовольствие.
Я не зря тут вспомнил «Бойцовский клуб». Этот фильм и книга есть как бы «Гамлет» 21 века. Суть та же - полный разрыв с существующей фальшивой реальностью ради той единственной истины, ради которой и стоит только жить.
Но в «Бойцовском клубе» всё не так трагично заканчивается. Там уничтожается мир, ради того, чтобы жили в своём пробуждении наши герои, а у Шекспира погибает пробудившийся Гамлет и все остальные ради того, чтобы продолжал существовать фальшивый мир.
И нисколько не жалко этот отвратительный мир, что гибнет под яростью пробудившегося Дардена, ибо в нём нет места Любви, а Любовь только там и тогда, когда ты себя очистил от фальши продажного блядского мира.
В «Бойцовском клубе» Дарден, тоже чрезвычайно эстетически одарённый, порывает со всякой эстетикой, ибо эстетика стала по сути дела продажной девкой общества потребления, и поэтому всякая эстетическая красота, всякая тонкая и красивая вещь уже перестают вызывать эстетическое наслаждение, а вызывают только тошноту пресыщения.
Ибо настоящая эстетика в том, что эстетики никогда не должно быть чрезмерно. Это прекрасно понимали воспитанные в дзенском духе японцы, что создали, пожалуй, самое утончённое эстетическое искусство, ибо первыми возвели обыденные вещи до уровня шедевров, но при этом у них всегда господствовал дух минимализма и некой нарочитой испорченности выражая тем самым простоту и естественность красоты. Ибо исходили из понимания, что человек должен только слегка дополнять то, что сотворено Создателем, но не стремиться к тому, чтобы подмять под себя то, что создано Творцом. И это касается не только мира вещей, но и отношений между людьми. Дополнять друг друга.
К несчастью, большинство отношений устроены на принципе подавления, а лично я так и не нашёл того человека, что оказался бы способен меня дополнять, не смог рассмотреть в суебесии своём то, что было даровано Богом.
Эстет херов.
Я упустил свою Марлу. То была моя первая жена, Лена. Свою первую жену я застал по возвращении в Тольятти именно Марлой, но мы так и остались с ней как нежно любящие брат и сестра (она и на самом деле моя троюродная сестра).
А ещё разница между «Бойцовским клубом» и «Гамлетом» в том, что несмотря на всю свою брутальность и ярость в желании пробудиться, Дарден не рыцарь. Он хищник, он пробуждается не через желание познать истину, а через воспитание в себе качеств доминирующего самца. Качеств, на которые так падок мир тех, кто предпочитает крысиную возню за кулисами, и сам Дарден становится героем закулисья. Именно тем, что напрочь порывает со всем эстетическим. И даже самоизбиение Дардена в кабинете начальника есть просто парафраз гамлетовского спектакля в спектакле. Грязное действо, что превращается в победу.
Вот только Офелии всегда в проигрыше.
Фантазия на тему Офелии.(по мотивом книги Э.Бёрна «Люди, которые играют в игры») Привыкшая жить среди интриг двора, Офелия не понимает именно прямодушия Гамлета. Собственно этого не понимает никто в пьесе.
Именно прямодушие принца датского очень удачно воплотил Гибсон в дзефиреллевском фильме, а вот у Смоктуновского Гамлет носит маску некой надменности и высокомерия, за которую прячет свой внутренний мир.
Теперь давайте представим, что Офелия не утопилась, а живёт среди нас. Кто ты такая, Офелия? Как складывается твоя жизнь?
Офелия - честная девушка, что желает всем угодить, ибо воспитана в «правильном» духе, а посему очень лёгкая добыча всяческих кукловодов. Как итог, она вечно попадает в неприятности. Кои не ею затеяны, но по итогам которых её всегда мордуют. Винит всегда во всём прямодушного Гамлета, не замечая, что сама всегда является исполнителем чужой воли во всякого рода интригах, в том числе и против самого Гамлета, которого вроде как искренне любит.
Причём подобные ситуации случаются ней с завидной постоянностью, и надо отметить, что Офелия в итоге превращается в некий образ «мудрой» для самой себя женщины, чья главная забота - всех мирить, то есть находиться постоянно и всецело в центре событий. Говоря языком эзотерики, потешать своё чувство собственной важности.
При этом для Офелии так и остаётся недоступным понимание что она сама всегда была только инструментом ссор и раздоров в руках кукловодов, но не действующим лицом. Так что у Офелии остаётся её главное качество - невероятная глупость и «наивность», а на самом деле податливость кукловодам девочки-подростка, что была отличницей в школе и ВУЗе. Психологически Офелия очень слабый типаж, поэтому подспудно ищет опору в неком романтическом идеале «сильного» мужчины, а на самом деле всё время пытается выскочить замуж за типаж доминирующего самца, ибо нуждается в постоянной защите от собственной замороченности в чужих интригах, подспудно желая быть игрушкой только в одних руках. Но это «избавление от проблем» своих в самце есть только её иллюзия, ибо доминирующий самец никогда не станет решать её проблемы в том ключе, что ей фантазируется, а тоже использует её для обделывания собственных делишек.
Офелия считает, что её слабость есть её сила, а потом начинает считать за «мудрость» свою слабость и продолжает пребывать в иллюзии собственной важности и значимости как некой «мудрой» примирительницы, не понимая, что так и осталась игрушкой в чужих интригах.
Гамлет рвёт жестоко с Офелией, как только понимает, что она игрушка, а не самостоятельная личность. Он пытается её образумить призывом «Уходи в монастырь», то есть оторвись от всего того, что ты считаешь некой правильной реальностью ради собственного блага. Он рвёт с ней как только видит, что она полностью погружена в этот мир фантазий и видит свою миссию в том, чтобы всех мирить и разруливать, не понимая, что её саму используют как сортир, куда можно слить всякое дерьмо затем, чтобы это дерьмо дошло по назначению. Суть интриги в том, чтобы действовать втёмную через болвана. Офелия и есть тот болван. Другой яркий пример литературы (и снято два шедевральных фильма) того, как в интригах используют болвана - это «Опасные связи» Шарля де Лакро. Читать сей роман в письмах довольно тяжело, язык того времени несколько витиеват, но вот оба фильма («Опасные связи» и «Вальмон») по этому роману всем горячо рекомендую.
Быть болваном-игрушкой в чужих руках Офелия почитает за «человечность», нимало не понимая, что просто по своей инфантильности хочет быть вечно в центре внимания в своей мнимой нужности и полезности для всех. Да, она всем полезна. Как сортир-доставка чужого дерьма другому человеку. Именно на неё и через неё все изливают свою злобу друг на друга. То, что она почитает в себе как «примирительница» для других просто удобный способ передать другому всю свою накопившуюся к нему ненависть через неё, а не сказать прямо.
Полоний в пьесе есть просто собирательный образ тех крыс-интриганов, коими окружила себя Офелия, что используют её для своих целей под видом её блага.
Как вы думаете, как большинство людей относятся к Офелии?
Правильно, они её просто обожают. Она очень важный персонаж в любом доме и семье, для любого человека. Ибо, простите за подробность, но без нужника-сортира жизнь уже не кажется удобной. Без удобного и тёплого туалета для людей уже стало непривычно жить.
Вам жалко, что Шекспир умертвил Офелию?
Мне - нет, хотя я, когда был Гамлетом в пьесе, то поплакал над её бездыханным телом. Но то было в пьесе.
А я пишу литературную фантазию по мотивам.
Ах, да, забыл. Вместе со своей мнимой мудростью, Офелия приобретает и букет хворей, ибо хвори ей очень нужны для того, чтобы ещё раз, и как можно чаще подчёркивать свою важность и значимость для всех, они ей нужны дабы подольше и почаще оставаться посреди сцены среди главных действующих лиц на этом гадком спектакле мнимой жизни.
Давно заметил, что люди обладающие повышенным чувством собственной важности очень часто хворают самыми разнообразными особо тяжкими хроническими заболеваниями. Некоторые начинают прямо с детских лет (врождённые органические поражения не в счёт). И конечно же, для Офелии та болезнь, что она стоически переносит, абсолютно зеркалит тот образ сливного бачка, что она для себя избрала - чаще всего Офелия страдает болезнями мочеполовой системы.
Так что, если вам встретится молодая девушка, что жалуется на болезни почек, то знайте, перед вами типичная или потенциальная Офелия.
Эпитафия на её могиле - «Я очень старалась и замордовала таки себя».
Надпись на майке спереди - «Я очень хорошая девочка-отличница».
Надпись на её майке сзади - «Загнанных лошадей пристреливают».
Диагноз психотерапевта - Паранойя мнимого добра, мнимого милосердия, мнимой человечности.
Способ лечения - гамлетовское «Уходи в монастырь».
Гамлет и Гертруда. На самом деле в пьесе Офелия персонаж второстепенный и проходящий.
Да, её романтический образ может кого-то умилять, а глупая смерть служит как бы укором «плохому» Гамлету.
Но повторяю, линия отношений Гамлет-Офелия в пьесе совершенно второстепенны, ибо главный неразрешимый конфликт - это разборка Гамлета с Гертрудой.
Собственно, не будь Гертруды, никому бы и в голову не пришло смотреть пьесу, где умирает глупая Офелия.
Напомню суть конфликта двух Г. Гертруда предаёт. Гамлет возмущён и хочет мести. Ибо не прошло трёх месяцев, а она, Гертруда, уже спокойно веселится в постели с узурпатором.
Конечно, в конце, как мы помним, происходит понимание, что Гертруда стала жертвой гнусной интриги, она осознаёт всё своё непотребство и блядство, но это ничего не способно изменить - всё обречено в смерть.
Гертруда и Офелия для Гамлета как бы один персонаж. Они и есть один персонаж разведённый Шекспиром для того, чтобы понять сам механизм конфликта и предательства..
Гамлет в хладнокровной ярости отвергает Офелию как существо зависимое и самовлюблённое, после чего Офелия «умирает». Но при этом она для Гамлета продолжает существовать в Гертруде. Гамлет отверг «любовь» Офелии, но он не в состоянии отвергнуть материнство Гертруды, то материнство, что она предала спустя три месяца после убийства его отца. И про которое он понимает, что заговорщики действовали тихо и гнусно, дабы полностью овладеть душой Гертруды с тем, чтобы она стала их марионеткой. И та поддалась на ложь и красивую обёртку, на фантик, на пустышку и легкомысленно и радостно поспешила в ложе узурпатора. Ибо он ей виделся идеальным доминирующим самцом.
И Гамлет жёстко и горько выговаривает Гертруде за её похотливость, но хочет не мести, а взывает к её материнству, что так легкомысленно променяла Гертруда на похоть свою.
Не пьеса, а сама суть и энциклопедия того, что обычно происходит в мнимости мира сего.
Для Гамлета, Гертруда не просто предала память отца, но предала прежде всего материнство своё за три копейки телесных утех и за дешёвую лапшу из бич-пакета для ушей.
Что ж, обычное явление. Матери гуляют как бы устраивая для себя «счастливую» жизнь, а дети страдают и болеют душой и телом.
Одно «утешает» Гамлета. Он вдруг понимает, что и Офелия, и Гертруда искренне не понимают всю отвратительность своего простодушия. Что они жертвы своих собственных иллюзий в погоне за мнимым «счастьем».
После чего Гамлету не остаётся другого, кроме как последовать за тенью отца в смерть.
Ибо Гамлет осознал, правда находится только у ОТЦА, и только вернувшись к Отцу можно вернуть себе покой и удовлетворение.
Чего Чак Паланик благоразумно избежал, ибо в «Бойцовском клубе» нет того родственного крысятника, с коим приходиться разбираться Гамлету, а Марла совершенно здоровая стерва и ходит по всяким встречам «страдальцев» дабы насладиться их упоением в собственном ничтожестве.
Надо сказать, что эпизоды, где Марла и Дарден ходят по группам, а потом пытаются их разделить между собой, мне напомнили всякого рода эзотерические тусовки, где зачумленный от собственного безумия народ самозабвенно с деланной искренностью изучает разного рода эзотерические учения и просветляется. Особенно меня всегда умилял эпизод, где Дарден таки расплакался в сиськах героя Мита Лоуфа (кто не знает - это отличный рок-певец).
Собственно вот и всё эзотерическое «просветление» и «истина» в своём подлином виде в тех эпизодах.
Но без смерти не обошёлся и «Бойцовский клуб». Дарден убивает решительно в себе типаж доминирующего самца, дабы стать Гамлетом, ибо понимает, что доминирующий самец хорош для офелий, а для Марлы нужен Гамлет.
В отличии от «Гамлета», где по естественным причинам много библейских аллюзий, а сам принц датский некое отражение образа Христа, в «Бойцовском клубе» много всякого дзенского намешано.
И пусть взрывается этот фальшивый мир к чертям собачим, если Гамлет соединится с Марлой.
Любовь, пусть даже с виду сумасшедшая (ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ иной не бывает) дороже всех зависимостей и привязанностей, коими обусловлено мнимое человечество, что получает животное наслаждение от страданий своих.