Далее, Сосан в своих стихах окончательно прощается с видимостью нашего понимания. Он просто переходит резко от относительного изложения в АБСОЛЮТНОЕ. И далее просто идут мои потуги переложить АБСОЛЮТ слов Сосана. А не обладаю ЕГО опытом. Могу лишь попытаться в силу своего скудоумия сделать свой парафраз.
Пребывая в движении или покое,
Разве можно познать Единство?
Для начала, давайте зададимся простым таким вопросом: а что такое Движение и Покой? Ответов много. Но Здесь речь идёт об уме. На самом деле Сосана, да и весь этот дзен интересует только одна вещь на свете. Эта вещь называется ум. Мы имеем привычку, этот ум называть как-то иначе. Бог, Душа. Как-то ещё. Но в итоге, ВСЁ сводится к уму. К нашему восприятию. Бога. Души. Чего-то там ещё. Ум, ум и ещё раз ум интересуют, Сосана и дзен.
Пребывание в движении или в покое Сосан относит только к уму. Для него именно ум есть альфа и омега. И именно поэтому он спрашивает на самом деле:
Если ум себе воображает движение и покой,
То разве способен он познать не-УМ?
Разве ум способен познать отсутствие движения и покоя? Не покой, как отсутствие движения и не движение как отсутствие покоя? Единство, что за пределами этих противоположенностей? И поэтому Сосан далее говорит смертельно простое, что
Если мы не постигли единства Великого Пути,
И действие, и покой лишены смысла..
И хотя это «противоречит» всему этому дзен, но я вынужден для более ясного понимания ввести в свой комментарий понятие Бога. В силу нашей обусловленности.. В силу того, что так устроен наш понятийный аппарат. Ибо в сём двустишии Сосан говорит, что пока ты не раскрыл Бога в своём естестве - все твои потуги есть просто вонючие пуки.
Далее трактат как бы «сбивается» на повторение пройденного. Но на самом деле происходит раскрытие пути к Богу, пути к обретению Сущего. Сосан, просто нам показывает некие «этапы» и указатели для тех, кто способен ясно видеть
Когда устраняешь феномены, теряешь подлинный облик вещей.
Когда увлекаешься Пустотой, отворачиваешься от глубинной природы вещей.
Эти две строки сказаны о «препятствиях» на Пути. О неизбежных прелестях. Самая неизбежная прелесть не есть там некие мифические сидхи-сверхвозможности. Сидхи - это просто россказни и сказки. Неизбежная ПРЕЛЕСТЬ - это потеря почвы под ногами. Об этом это двустишие. Прелесть в том, что легко устранить из себя ВСЁ. Но устранение не есть обретение. Не так ли? На этом этапе просто устоять на ногах есть подвиг. И посему Сосан добавляет, что
Чем больше разговоров и размышлений,
Тем дальше от истины.
Сосан здесь просто рассказывает про круговорот ума. Когда ищущий устав искать сверхсилы, вдруг погружается в пучину трёпа о том, чего он не познал.
Тебе это знакомо, если честно?
Но этот возврат к трёпу не есть нечто «нехорошее». Просто этот трёп, если повезёт, может оказаться отказом от трёпа. Когда просто устал. И тогда,
Если ты прекратил разговаривать и размышлять,
Нет места, куда бы ты ни мог пойти.
Эта фраза просто описывает твоё первое сатори. Это разрывающее на части всеведение. Когда кажется, что только с одним тобой сие СЛУЧИЛОСЬ. Когда наступает разрыв между тем, что ты считал за реальность и проблеском РЕАЛЬНОСТИ, что неописуема. Но нет энергии чтобы удержать в себе этот новый опыт и посему происходит
Возвращаясь к истоку, мы постигаем суть.
Увлекшись видимостью, мы теряем дух.
Просто происходит откат. У всякого разный. Тяжёлый, лёгкий, страстный. Проблеск истины даётся по-разному. Есть счастливцы, что обходятся без него. Есть глупцы, что даже его не постигают никогда. Здесь речь о том большинстве ищущих, кто в себе увидел божью искру. Но само по себе такое прозрение краткое есть новое препятствие. Очень хочется «повторить», но такое по заказу не случается. Поэтому и происходит потеря духа.
Подытоживаю эту часть таким перифразом:
Находящийся в вечном круговороте ум
Не способен познать не-УМ.
Не познав единство ЖИЗНИ
Жизнь лишена смысла.
Если становишься на путь отрицания СУЩЕГО,
Тогда не способен радоваться.
Когда увлекаешься всеобщностью
Не видишь глубину травинки.
Подменяя прямой опыт разглагольствованиями,
Заменяешь одну иллюзию на другую.
Если тебе повезло, и твой ум замолчал,
Ты видишь нечто, что ты не видел НИКОГДА.
Маленький проблеск истины
Пусть не становится для тебя наркотиком