Click to view
Коляда празднуется не всегда в один и тот же день. Как и все остальные Главные славянские праздники (Масленица, Купала и Таусень), связанные с четырьмя основными ежегодными астрономическими событиями (двумя равноденствиями и двумя солнцестояниями), Коляда относится к так называемым подвижным праздникам. Каждый из них имеет и свою "святую неделю" - купальскую, масленичную, святки и пр.
А происходит это по той причине, что наш календарь Лунно-Солнечный, а не просто Солнечный. Беря за основу Солнечную дату, наш календарь соотносит ее с ближайшими фазами Луны. Если полнолуние близко (в пределах 1-2 дней "до" или в передела 4-6 дней "после") к Солнечной дате, то праздник празднуется в день полнолуния. Если Луна "далеко", то празднуется только по Солнцу.
Но в любом случае празднику сопутствует своя "святая неделя", которая мистически является продолжением (в обе стороны) дня праздника. Вся неделя - это как бы один большой день. Если праздник празднуется в день совпадения с полнолунием, то он приобретает особую силу - можно говорить о "Сильной Коляде" или, например, о "Сильной Купале".
На практике это означает, что непосредственную дату дня Праздника (если он не "Сильный") можно двигать по всей "святой" неделе. Не безбожно, конечно, но в определенной степени. Например, приурочив его к удобному в мирском смысле дню - к выходному дню, например. Мистически Праздник все равно останется одним днем.
И еще. Подвижный праздник САМ формирует календарь, а не является подвижной меткой на неподвижном календаре. В традиционном календаре важна не абсолютная "координата" Праздника, а относительная. Важно что за чем следует, что не может произойти, пока не произошло то-то и то-то. Важно не сколько дней разделяет Даты, но сколько и каких событий должно между ними произойти и в какой последовательности. Важна внутренняя логика и цельность календаря, а не абстрактная числовая таблица.
Практически полная "калька" этого способа вычисления даты Праздника заимствована христианами - Пасха, согласно принятой в православии "Александрийской Пасхалии", вычисляется точно так же (лишь с некоторыми отклонениями, связанными с введением в расчетную формулу даты еврейской пасхи). И так же, кстати, привязывается к выходному дню - воскресенью. И так же, кстати, в случае совпадения с Благовещением, сохранила приставку "Кирио" в названии ("Кириопасха"), что в переводе с греческого означает "Сильная". Так же вся пасхальная неделя считается одним днем (Царские врата в церквях остаются открыты всю неделю, как во время литургии). Так же в христианском календаре сохранены элементы языческого восприятия календаря - подвижные праздники, следуя внутренней логике взаимосвязи календарных событий, "тянут" за собой и другие праздники. Например, праздник Пятидесятницы двигается вместе с Пасхой, хотя и отстоит от нее более, чем на месяц.
Впрочем иначе и быть не могло - не переняв у язычников формулу вычисления своих праздников, церковь лишилась бы возможности "накрывать" ими языческие праздники.
Возвращаясь к вопросу о точной дате Коляды, следует сказать, что уместнее ставить вопрос не о дате, но о ФОРМУЛЕ вычисления даты его проведения.
А формула здесь такова: Первое полнолуние после зимнего солнцестояния (или ближайшее), если полная Луна близко (- 2-2 + 5-6 дней) либо дата Карачуна (солнцестояния), если Луна далеко, но и в том, и в другом случае дату можно придвинуть к наиболее удобному дню недели (так сказать, спроектировать ее в прагматическое пространство) в пределах Святок - нескольких дней, когда мистически время остановлено и длится один большой День - Праздник Коляды.
Расчет такой: в 2012 году - Коляда простая, не сильная (солнцестояние 21 декабря, полнолуние 28 декабря). Перенесение Праздника на 7-8 дней (на 28 декабря) выходит за рамки традиции, следовательно, Коляда приходится на зимнее солнцестояние (Карачун) - 21 декабря и справлять ее уместно в ночь с 22 на 23 декабря (в ночь с субботы на воскресенье).
Праздник Коляды диаметрально противоположен Купале. Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход сильного-молодого. Связан с культом Велеса и шаманизмом. Идет оборотничество, переодевание в лютого зверя - бера, тура и т.д. Следует иметь страшную личину (в смысле маску) для более успешного колядования среди местного населения. Практика показывает - чем страшнее маска, тем больше можно наколядовать. Маска должна быть грубой работы из природных материалов - типа, из кусков меха, мочалки, дерюги, бересты и пр. подручного в сельской местности материала. Весьма уместные крученые рога и пасть с клыками. В итоге должен получиться или зверь или какой-нибудь дух беспутный. Одним словом, пластмассовый череп с мигающими лампочками вместо глаз совсем не подойдет... Если подходящей личины нет в наличии, то можно потренироваться с гримасами у зеркала - иная гримаса ночью в отблесках костра вполне сойдет вместо маски. Но если и рожей не вышел, то можно приезжать и так (с босым лицом). И для таких гостей доброе дело найдется...
С Колядой испокон веку был связан обряд сжигания Бадняка. Происходило это чаше всего у южных славян. В "Мифах народов мира" читаем: "Бадняк связан (по данным этимологических исследований) с образом змея у корней дерева. Сожжение Бадняка в конце старого года эквивалентно, таким образом, поражению огнем змея, воплощения нижнего мира, вредоносного начала и знаменует начало нового сезонного цикла, гарантирует плодородие и т.п." Каляда справлялась в дни зимнего солнцестояния. Именно в этот календарный срок, когда день должен пойти на прибыль, земле надо было дать новую силу - Похороны Диониса и Осириса и их возрождение сродни сжиганию старого Бадняка и замены его Божичем. Характерен обычай ударять по горящему изображению Бадняка палкой и смотреть сколько искр поднялось в воздух. Чем больше при таком ударе искр, тем больший приплод скота ожидают. Мы видим, что на празднике Коляды присутствует, как хтонический мир, так и связь с козлиной (козьей) символикой и жертвоприношением козла (козы).
Засветло надо чинной процессией с песнопениями пройти в лес и присмотреть там сухое (мертвое), но вертикально стоящее дерево - Бадняк. Ему следует поклониться, принести жертву (пиво, мед, хлеб, повязать разноцветные ленточки) и молча (в пределах видимости Бадняка) вернуться в дом.
Дома следует устроить Пир-горой. Для этого ритуальный Хозяин Дома садится во главу стола, под скатертью из зерна выкладывается Коловрат, и гости начинают складывать все принесенные припасы на тот край стола, где сидит Хозяин. Периодически Хозяин спрашивает гостей: "Меня видно?" Если за образовавшейся горой его видно, то ему так и отвечают: "Видно, батюшка!", а если его уже не видно, то все хором восклицают: "Не видно!!! Пир-горой!!!"
Постепенно начинают пить меды, пиво из круговой (посолонь!) чаши-братины, рассказывать разные истории, веселиться и все прочее - ну как на обычный Новый Год.
На дворе, тем временем, уже стемнело! Начинается вьюга, метель, завывания всякой нечисти и духов беспутных! Гости же продолжают пить и гулять, невзирая даже на большие комья снега и грязи, которые летят в окна, чуть-чуть их не разбивая, не замечают они разных стуков в стены и душераздирающие крики, доносящиеся с улицы. Веселятся гости, потом гадать на следующий год начинают - льют в плошку с водой воск расплавленный из лоханки и смотрят на диковинные фигуры в воде застывшие...
Но вот, кто-то пришел и стучит в дверь! Кто же это может быть? Ведь все гости собрались еще засветло? Что за Гость такой пожаловал? Называют такого Гостя Долазником. Ничего Долазник не говорит, только глаза его из-за страшной личины (то ли зверь лесной, то ли дух какой?) поблескивают... Не отвечает Долазник на вопросы. Тут Хозяин понимает, что гостя надо сначала уважить - принять, угостить, доброе слово сказать, а уж потом расспросы разные чинить! Привечают Долазника братиной с медом, угощают, А потом и просят кощуну рассказать - что к чему и за чем к нам пожаловал.
И начинает Долазник свою кощуну молвить. Рассказывает он, что Летние, Солнечные Боги покинули Землю-Матушку, на молодых себя перековывают, да в Светлом Ирии о своих делах толкуют... Только Велес-Батюшка в эту пору с людьми остался - нет ему нужды на молодого перекидываться. Ему, старому так сподручней. Разгулялась Марена по земле - уж почти всю живность уморила... Говорит Долазник о том, что всякая нечисть беспутная на дворе шалит, добрым людям житья не дает - распоясались бесы без присмотра, хулиганят почем зря! Говорит Долазник, что настало время Светлым Богам подсобить... Вместе с Велесом пора Калинов Мост через реку Смородину мостить. Нето и люди и скот - все от Марены натерпятся... Надо помочь Велесу. А там глядишь и он нас, людей не забудет! Ну, кто со мной пойдет Калинов Мост мостить? Никто ему не отвечает... Второй раз спрашивает Долазник - опять все молчат, оторопели, языки попроглатывали. И в третий раз вопрошает Долазник! Тут добры молодцы один за другим поднимаются, девицы их в путь-дорогу снаряжают. И так они идут за Долазником в темень ночную, в темень Корачунскую...
Невдомек гостям, что это сам Велес к ним приходил! Что это он себе в подмогу людей подбирал и испытывал...
Вот приходит вся компания честная к Бадняку. Возносят ему славления. Славят в его лице все деревья, все, которые в строй на пользу людскую идут. Просят у него прощения за вред невольный Лесу хозяйством людским причиняемый. Приносят требу ему, повязывают ленты, кланяются…
Но помнят гости, что Бадняк Дерево Мертвое! Мертвое да не совсем - ведь не упало оно еще от ветродуя - стоит среди живых! Вот именно такое дерево и надо использовать для Моста Калинова - ни живое, ни мертвое. Ибо сам Мост Калинов, через Смородину перекинутый - и есть та Дорожка, что Жизнь и Смерть соединяет!!! По сю-то сторону наш Мир, а по ту-то сторону уже Луга Велесовы! Потому до Бадняка ни при каких обстоятельствах голой рукой прикасаться нельзя... Прикоснулся - и как на Калинов Мост ступил! А вернуться с Лугов Велесовых ох как не просто! Так вот и является это знаком - если кто случайно голой рукой или еще как неосторожно Бадняка коснется, знать скоро (не позднее года) к Велесу на беседу отправится... Так в варежках Бадняку и требу кладут, и ленты пестрые повязывают, и рубят, и несут его потом в варежках на плечах аки покойника - иначе кому охота до сроку самому в тот мир отправляться!
Идут впереди Бадняка скоморохи да просто народ праздный песни подобающие поют, кощуны распевают... На дворе Бадняка кладут на козлы, рушниками покрытые, оставляют кого-нибудь костер распалить повыше, а сами в избу идут - греться и пир продолжать...
Через время выходят люди на двор, где уж костер разгорелся, вокруг костра греются и Бадняка песнями чествуют... А после того отпиливают (в стародавние времена - топором отсекали) верхнюю часть - голову Бадняка, заворачивают его в рушник - аки младенца в пелены - и в избу уносят. А в избе-то Бадняка чествуют, из пеленок вынимают (также не прикасаясь!), кашей кормят, медом поят, лентами украшают да и в печь сажают! Хозяин спрашивает у Гостей и Бадняка: "Бадняк веселяк?" И все хором ему отвечают: "Веселяк Бадняк!!!" Так и пировать продолжают, пока Бадняк через Огонь "на стройку Моста" пойдет.
После чего все выходят на двор и смотрят, как Долазник Большому Бадняку очи и рот топором открывает. Славят Бадняка, требу ему приносят - кашей кормят, медом поят, лентами украшают, словесами тешат... А как накормят его, напоят, так и в Путь через Костер отправляют. Вокруг костра песни поют, справляются - веселяк ли Бадняк. Через Костер с Бадняком прыгают, хороводы водят, веселятся...
Однако нечисть беспутная не желает чтоб Бадняк на Калинов Мост пошел, чтоб люди Велесу пособляли. Нападают бесы на людей добрых, оборачиваются кто лютым зверем, кто лешим, кто вообще непойми чем! Глядишь, и часть гостей нелюдью обернулась - одни хари да личины страшные кругом. Вот тут у Костра драка разворачивается! Это тебе не стенка на стенку! Тут бесы порезвятся, пока добрые люди их всех не переборют... Потом уж у Костра снова хороводы крутить будут, матерные частушки петь да разные истории рассказывать... Оно и понятно - с кем поведешься... Глядишь и нечисти перед этим поубавилось - знать опять кто-то человеком перекинулся.
Так вот и уходит Бадняк - Велесов помощник (иные говорят, что это сам Велес и был!) на Калинов Мост: Большая часть со Двора, освящая внешний Мир, а другая - через Печь - освящая внутренний мир Человека. Да и Долазник куда-то исчез... Идут гости в избу дальше пир пировать да разговоры разговаривать...
Это уж потом - ближе к Утру самые стойкие пойдут на длинном шесте загодя приготовленный коловрат зажигать и в ознаменование прибывающего Солнышка медленно поднимать и любоваться...
А уж совсем стойкие пойдут на околицу и само утреннее Солнышко встречать...
Писано влх. Велемиром для добрых людей.