Моя статья о Грузии в журнале «Отдых в России»

Sep 24, 2014 21:33


В журнале «Отдых в России» вышла моя большая статья о Грузии по следам нашей летней поездки.




Гамарджоба, генацвале! / «Отдых в России», № 9-10 (78), 2014 год

Несмотря на близость к России для наших туристов Грузия остается экзотическим направлением. Изменению ситуацию не способствуют и стереотипы, сложившиеся у россиян из-за политических событий последних лет. Корреспондент «Отдыха в России» проехал почти по всей Грузии, чтобы узнать, какие места следует посетить в первую очередь, и проверить на себе, как в этой стране относятся к гостям из России.

Граница
- Hello! Welcome to Georgia! - грузинский пограничник, принявший нас за иностранцев, расплылся в широкой улыбке и начал объяснять, что для пересечения границы нам необходимо выйти из машины.
- Он что, по-русски не говорит? - переглянулись мы.
- А, русские?! Я думал, иностранцы, - улыбка пограничника стала еще шире. - Вам надо туды, - он показал рукой в сторону терминала и, хотя до него было не больше полусотни метров, на прощание пожелал нам приятной прогулкой.
На армянско-грузинской границе наша компания оказалась до некоторой степени случайно. Вообще-то, мы планировали ехать в Грузию через Владикавказ, от которого до границы каких-то тридцать километров. В таком маршруте есть не только географическая, но и историческая логика - Владикавказ был основан в 1784 году в связи с подписанием Георгиевского трактата о покровительстве России над Грузией и началом строительства Военно-Грузинской дороги. Именно этим путем в Грузию приезжали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов…
Увы, в наши планы вмешалась природа. Незадолго до поездки в Дарьялском ущелье сошел оползень, который, как игрушки, разметал многотонные фуры, унес жизни нескольких человек и на целый месяц прервал транспортное сообщение по единственному наземному пути между Россией и Грузией. Пришлось срочно менять планы и вместо Владикавказа лететь в Ереван, а оттуда уже добираться в Тбилиси - взять прямые билеты в грузинскую столицу в тот момент было уже невозможно.

Гостеприимство
В Тбилиси нас встречал Георгий - дядя одноклассника одной из участниц нашей поездки. Вообще-то, мы думали, что он просто оставит нам ключи от квартиры, где мы должны были провести ближайшие дни, но Георгий, видимо, решил продемонстрировать всю широту грузинского гостеприимства.
- Сколько вам нужно, чтобы привести себя в порядок с дороги? Отлично, через час заеду за вами машине. Посигналю со двора - и поедем попьем кофе, обсудим дела.
«Попить кофе» вылилось с полноценный ужин в Доме хинкали на проспекте Руставели. Выбор блюд мы обсудили между собой по-русски, а потом Георгий сделал заказ на грузинском. В итоге еды на наш стол принесли вдвое больше, чем мы условились, а когда я попросил у официантки счет, она лишь хитро улыбнулась и посмотрела на нашего грузинского спутника. Я перевел взгляд, Георгий тоже улыбался. Все было давно оплачено, а сопротивление бесполезно.

Тбилиси
Тбилиси - это город видовых точек и смотровых площадок. Самые впечатляющие виды открываются с горы Мтацминда, на вершине которой расположены парк аттракционов
с огромным колесом обозрения, а на склоне - церковь святого Давида с пантеоном выдающихся деятелей Грузии. Подняться на Мтацминду можно на фуникулере, работа которого была восстановлена сравнительно недавно.
За пять лет, прошедшие с того момента, когда автору этих строк посчастливилось впервые побывать в Грузии, в Тбилиси вообще многое изменилось. Причем, в основном, в лучшую сторону. Помимо фуникулера запустили построенную с нуля канатную дорогу к крепости Нарикала. Вокруг нижней станции этой канатки вместо пустыря теперь разбит приятный современный парк. Завершили реставрацию нескольких кварталов старого города, а в двух местах раскопали фрагменты старинных зданий - теперь вместо запруженных автомобилями улиц там пешеходные зоны с археологическими экспонатами под открытым небом. За районом популярных как у тбилисцев, так и у туристов серных бань благоустроили ущелье, заканчивающееся отвесным водопадом.
Кроме того, в городе появилось несколько объектов современной архитектуры. Приняты они, конечно, были неоднозначно, но, например, без стеклянно-воздушного моста Дружбы, перекинутого через Куру, сейчас уже сложно представить центр Тбилиси.
Впрочем, главное достояние грузинской столицы - это, конечно, не современная архитектура, а кварталы старого города. Местами он выглядит аккуратно и почти изящно, местами представляет из себя такое нагромождение террас, веранд и, конечно, балконов, что порой невозможно понять, где заканчивается одно здание и начинается другое. Впрочем, и там и там за фасадами, скорее всего, будут прятаться уютные дворики, обязательным атрибутом которых являются ростки винограда и подвешенные на уровне второго-третьего этажей бельевые веревки. В этом хитросплетении кривых (и крутых!) улиц бесполезно ориентироваться, поэтому смело убирайте карту подальше, и позвольте себе потеряться в старом Тбилиси, не удивляясь, если широкий вроде бы переулок вдруг закончится лестницей, которая упрется в чью-то дверь.




Военно-Грузинская дорога
По Военно-Грузинской дороге мы в итоге все-таки проехались, пусть и не так, как хотели. Оползень в Дарьялском ущелье сошел на грузинской территории у самой границы с России, поэтому со стороны Тбилиси большая часть трассы была открыта для движения.
Самое популярное место на Военно-Грузинской дороге - поселок Степанцминда в 150 километрах севернее столицы. Сюда едут для того, чтобы полюбоваться видом стоящей на холме церкви Троицы 13 века, если повезет с погодой - даже на фоне покрытого ледовой шапкой Казбека. Подняться к храму можно пешком - за пару часов или на «полноприводном такси» - минут за 20. Местные жители на внедорожниках всех мастей дежурят на той же площади, где высаживают своих пассажиров маршрутки из Тбилиси. Тариф - 50 лари (около 1000 рублей) за четырехместную машину. Моя попытка сторговаться на 40 была отбита фразой:
- Я с тебя только 30 возьму, если ты увидишь там хорошую дорогу.
Надо признать, что дороги в привычном понимании слова там действительно нет. Но зато виды …
Военно-Грузинская магистраль - это вообще кладезь шикарных горных пейзажей. Проехать по ней с закрытым ртом сможет только ну очень невпечатлительный человек. За каждым новым поворотом хочется остановить машину и фотографировать, фотографировать. Помимо природных красот, на дороге есть и другие достопримечательности: арка Дружбы России и Грузии на Крестовом перевале, горнолыжный курорт Гудаури, крепость Ананури на берегу изумрудного Жинвальского
водохранилища. Ну, а в самом начале пути вы проедете мимо древнего монастыря Джвари близ Мцхеты, из которого открывается воспетый в лермонтовской поэме «Мцыри» вид на слияние Арагви и Куры: «Там, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»

Ностальгия
Ответ «Из Москвы» на обязательный вопрос любого таксиста «Откуда вы, ребята?» почти гарантированно переключает водителя в режим радио. В следующие 10-15 минут (ну, или сколько длится ваша поездка) вам предстоит услышать истории о том, как он сам или его родственники жили, служили, работали или просто бывали в нашей стране, и признания в любви к русским и России, крепко замешанные на ностальгии по счастливой жизни в советские времена.
Такая реакция, конечно, свойственна не только таксистам. Практически любой человек, узнававший, откуда мы, искренне радовался тому, что в Грузию снова начали потихоньку приезжать туристы из России, связывая с этим надежды на скорое налаживание отношений между странами. Хотя вообще грузины очень четко разделяют отношения на человеческие и политические. «Эти дураки наверху поссорились, но мы-то, простые люди, всегда найдем общий язык», - такой тезис в той или ной форме старались донести все наши случайные грузинские собеседники.

Кахетия
- Пауле, какого вина тебе налить? - мужской голос, обратившийся ко мне на грузинский манер, вывел меня из мечтательного созерцания 20-тонных цистерн с краниками и надписями «Хванчкара», «Саперави», «Мукузани»… Посещение цеха с этими цистернами стало квинтэссенция нашей эксклюзивной экскурсии по заводу компании КТВ в кахетинском селе Патардзеули. Нам посчастливилось иметь в своей компании сотрудницу одного российского предприятия, занимающегося импортом алкогольной продукции, и ее грузинские партнеры, узнав о нашем визите, решили устроить для нас однодневный винный тур по Кахетии: помимо завода мы побывали на виноградниках, а также совершили экскурс в историю грузинского виноделия, посетив традиционный винный погреб.
Кахетия - это главный винодельческий регион Грузии. Слова «Киндзмараули», «Цинандали» и «Алазанская долина», которые мы привыкли видеть на этикетках бутылок, в Кахетии - реальные географические названия. И даже в музее-усадьбе Чавчавадзе, где, по одной из версий, состоялась премьера первой постановки «Горя от ума», а автор комедии Александр Грибоедов познакомился со своей будущей женой Ниной, посетителям покажут винный погреб, который держали хозяева.
Несмотря на близость к Тбилиси по большому счету Кахетия - это приключение не на один день. Помимо виноградников и винзаводов здесь находится один из самых значимых соборов Грузии Алаверди, родной город Мимино Телави, монастырь Бобде с могилой Святой Нино, и похожий после масштабной реставрации на киностудию городок Сигнахи, объявленный грузинскими властями городом любви - зарегистрировать брак с видом на Алазанскую долину здесь можно в любое время суток.




Батуми
- Русские - очень хорошо, я очень люблю. Турки - не люблю! - сходу заверил нас в своем расположении батумский таксист Давид, спасший нашу компанию от проливного дождя, которым в то утро встречал путешественников главный черноморский курорт Грузии.
Турков в Батуми действительно много - сказывается близость границы, до которой отсюда каких-то полтора десятка километров. Наряду с евро, долларами и рублями в
батумских обменниках меняют турецкие лиры, донер соперничает по популярности с хинкали, хачапури и другими грузинскими блюдами, а среди достопримечательностей старого города имеется мечеть. Регион Аджария, столицей которого является Батуми, аж до 1878 года находился под властью Османской империи, и большая честь местного населения даже исповедовала ислам.
Но теперь турков тут, похоже, действительно недолюбливают. Считается, что большинство из них едут сюда за развлечениями, которые недоступны в патриархальных провинциях восточной Турции: алкоголем, казино и проститутками. Вот и хозяин гостиницы, в которой мы остановились, Гоча, угощая чаем гостей, заявившихся в отель за пять часов до назначенного времени заезда, признался, что не сдает номера туркам.
- Им же девушек водить надо, а у нас это запрещено, - пояснил Гоча.
Свой отель он с женой решил устроить еще в середине 2000-х, за несколько лет до начала строительного и туристического бума, обрушившегося на Батуми, который стал самым масштабным инфраструктурным проектом эпохи Саакашвили. Бывший президент Грузии задумал превратить столицу Аджарии в курорт мирового уровня.
За несколько лет Батуми взметнулся к облакам пиками небоскребов, расцветился яркими фасадами, заиграл струями светомузыкальных фонтанов. Теперь город производит впечатление выставки достижений современной архитектуры. Кажется, здесь можно реализовать любой, самый смелый и безумный архитектурный проект. Хочешь небоскреб со встроенным в фасад колесом обозрения - пожалуйста, решил построить ресторан в виде перевернутого Белого дома - ради бога, задумал устроить площадь, стилизованную под итальянскую пьяццу - флаг тебе в руки. Даже «Макдональдс» в Батуми - и тот победитель международных архитектурных конкурсов. Здание в стиле хай-тек напоминает стеклянную каплю и соединено с… автозаправкой. При этом посетители ресторана не испытывают никакого дискомфорта от такого соседства, поскольку отделены от АЗС диагональной стеной-клумбой.
Визитная карточка Батуми - многокилометровый приморский бульвар с пальмами, велодорожками, широким галечным пляжем и множеством современных скульптур. Пока бульвар упирается во взлетно-посадочную полосу местного аэропорта, но в перспективе его планируется продлить аж до границы с Турцией, превратив в одну из самых длинных улиц мира.
При этом несмотря на продолжающееся масштабное строительство, в Батуми сохранился - и, видимо, похорошел после реставрации - приятный и по-портовому колоритный старый город. Там за воротами изящных особняков прошлых веков скрываются уже знакомые нам типичные грузинские дворики, не уступающие по фотогеничности тбилисским.

Транспорт
Основным видом транспорта в Грузии являются маршрутки. Перемещение на них стоит столь дешево, что всю страну от черноморского побережья до границы с Азербайджаном можно пересечь, наверное, рублей за 800. Поезда ненамного дороже, но пользоваться ими имеет смысл, пожалуй, только на маршруте Тбилиси - Батуми.
А еще по Грузии очень выгодно путешествовать вчетвером. Из-за высокого уровня безработицы едва ли не половина взрослого мужского населения подрабатывает частным извозом, а компания из четырех человек вместе с водителем как раз составляет полный экипаж легковой машины. Причем стоить такое такси будет совсем недорого. Если маршрутка обошлась бы вам, скажем, в 40 лари на четверых, то можно быть уверенным, что
на машине вас предложат отвезти в то же место если не за 50, то уж точно не дороже 60 лари.

Кутаиси
О Кутаиси - втором по численности населения городе страны и столице области Имеретия - многие путешественники еще несколько лет назад отзывались как о сером и депрессивном месте, на которое не стоит тратить драгоценное время путешествия по Грузии. Но несколько лет назад в окрестностях Кутаиси реанимировали старый аэропорт, который облюбовали для своих рейсов авиакомпании-лоукостеры, и город быстро превратился едва ли не в главные ворота страны.
Вслед за этим была запущена программа преображения и самого Кутаиси. На центральной площади установили эффектный фонтан «Колхида», отсылающий к истории об аргонавтах и золотом руне, которое они, по легенде, добыли как раз на территории современной Грузии, а на главных улицах начали реставрировать старинные фасады.
Кроме того, был серьезно обновлен храм Баграта - главная достопримечательность Кутаиси и исторический символ единства грузинского государства. Собор этот, освященный еще в 1003 году, стоял без купола со времен одного из турецких нашествий конца 17 века. В правление Саакашвили, несмотря на несогласие патриарха, кровля храма была восстановлена. Правда, многие в Грузии считают, что строители перепутали реставрацию и ремонт - помимо нового купола собор Баграта получил еще и пристройку в виде стеклянного лифта.
Не менее самого Кутаиси интересны его окрестности. В пределах 15 километров от города расположены два древних монастыря - Гелати и Моцамета, заповедник Сатаплиа со следами динозавров и смотровой площадкой в виде приделанного к горе балкона со стеклянным полом, а также пещера Прометея, известная с 80-х годов, но открытая для туристов совсем недавно. Для посещений в сопровождении экскурсовода доступны шесть огромных подсвеченных прожекторами залов общей протяженностью около полутора километров. За двойную плату покинуть пещеру можно не через обычный выход, а на лодке по подземной реке.




Еда
Рассказ о Грузии без упоминания о национальной кухне был бы не полон, как грузинский пейзаж без гор. С другой стороны, главные кулинарные бренды Грузии - шашлык, хинкали и хачапури - и так хорошо нам известны. Да и что рассказывать о еде - ее надо есть! Только так можно почувствовать разницу между настоящим грузинским хачапури и теми лепешками с сыром, которые продают у нас у метро. Хачапури, кстати, тоже бывает разным: бывает имеретинским - когда сыр запекают внутри, бывает мегрельским - с сыром и внутри, и снаружи, а бывает аджарским - это вообще огромная булка в форме лодочки, залитой расплавленным сыром и яйцом. В Батуми шутят, что такие хачапури едят только по утром - чтобы потом целый день можно было обходиться без еды.
Еда, кстати, стоит в Грузии очень дешево. Наесться до отвала рублей за 300 на человека - вполне реально даже в центре Тбилиси и туристической части Батуми. В эту сумму может войти и графинчик домашнего вина - по бокалам его разливают далеко не во всех заведениях, а стоит такое вино иногда чуть ли не дешевле воды.

Чиатура
В Чиатуру - промышленный город в часе езды севернее Кутаиси - мы отправились с 76-летним Ароном, который много лет возглавлял местное управление шахтостроительства, а теперь вынужден подрабатывать частным извозом. Всю дорогу наш водитель мечтательно
вспоминал о том, как хорошо жилось в Чиатуре в советские времена, когда инженеры и управленцы получали зарплату в 300-400 рублей, а шахтеры - вдвое больше.
Своим существованием Чиатура обязана месторождениям марганца. Его промышленная добыча началась здесь еще в XIX веке, но своего пика достигла, конечно, в советские времена. В лучшие годы доля чиатурского марганца в мировом экспорте этого металла достигала 60 процентов. Удивительно, но в центре города расположено горнодобывающее предприятие, территория которого открыта для свободного посещения. Любой турист может подойти прямо ко входу в тоннель, по которому игрушечный поезд узкоколейки увозит шахтеров в забой. Единственное ограничение - запрет на съемку, за соблюдением которого следят бдительные полицейские.
Впрочем, в столь необычное для туристов место мы приехали не только ради шахт. Дело в том, что Чиатура - это еще и город канатных дорог. Канатки начали активно строиться здесь в 50-х годах прошлого века, когда город, расположенный в узком ущелье реки Квирилы, принялся осваивать ближайшие горные отроги. В общей сложности было построено полтора десятка пассажирских и грузовых (для перевозки марганца) линий протяженностью в несколько километров. Канатные дороги и сегодня остаются главным видом общественного транспорта в Чиатуре. При этом линии, которые ведут к шахтам, работают бесплатно.
Станции канаток построены, в основном, в духе сталинской архитектуры и похожи на маленькие дворцы, а вот некоторые кабинки для пассажиров, несмотря на свежую краску, напоминают пепелац из фильма «Кин-дза-дза». Выглядит все это безумно интересно, но как-то ненадежно. В 2008 году на одной из линий произошла авария, в результате которой 12 человек полдня провисели в кабинке над пропастью, пока из Тбилиси не прибыла команда спасателей.
В городе уже несколько лет ходят разговоры о скорой модернизации системы канатных дорог. Говорят, даже определена компания из Франции, которая займется этой работой. Правда, когда это случится, рядовые горожане не знает. Думали, что в этом году, теперь ждут следующего. Но в любом случае старые канатные дороги Чиатуры, проработавшие без перерывов около 60 лет, доживают свои последние годы. Скоро их ретро-колорит заменит современный дизайн новых канаток. Спешите видеть.

Вместо эпилога
Политические распри последних лет печальным образом сказались на имидже Грузии в глазах российского обывателя. Позитивные советские стереотипы о кавказском гостеприимстве и вкусном вине кажутся преданиями седой старины. Им на смену пришло ощущение, что путешествовать по Грузии российскому туристу если не опасно, то уж точно неуютно. На самом деле все это - полная ерунда!
Грузия - страна с восхитительной природой, древними памятниками архитектуры, отличным вином и вкуснейшей едой. Но главный капитал этой страны - ее невероятно гостеприимные люди. Они помнят историю, умеют отделять политику от реальной жизни и все еще говорят по-русски. Реакция грузин на известие о том, что ты приехал из России, делится на два типа: «Это хорошо» и «Это очень хорошо». Один батумец заявил нам, что готов расцеловать нас за одно только слово «здравствуйте». Пора и нам, наконец, снова поздороваться с этой страной. Просто приехать, сказать: «Гамарджоба, Грузия!» и рухнуть в ее распахнутые объятия.




Другие материалы о Грузии:
Возможно, лучшее путешествие в жизни, или «Грузия может стать любовью» (о поездке 2009 года), часть 1
Возможно, лучшее путешествие в жизни, или «Грузия может стать любовью» (о поездке 2009 года), часть 2

СССР, ГРУЗИЯ-14, ПУТЕШЕСТВИЯ, ГРУЗИЯ, СТАТЬИ, КАВКАЗ, РАБОТА, "ОТДЫХ В РОССИИ"

Previous post Next post
Up